Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Садчиков Иван Александрович

Л. Гумплович отмечает, что учение о возникновении государства и права путем завоевания и подчинения является вполне реальным учением, потому что имеет под собой историческую правду. Что же касается других путей возникновения государственно-организованного общества и государства, то Л. Гумплович считать их всего лишь логическими конструкциями.

Отдельные мнения о схожести государства и права человеческому организму высказывались еще древними греками - знаменитыми Платоном и Аристотелем. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностями человека и отдельными проявлениями его души. Благоприятную почву органическая теория происхождения государства и права нашла в конце ХVIII-начале ХIХ века после того, как в философии состоялся методологический переворот, который был связан с тем, что осуществился переход от механистических представлений о развитии общества к органического миравспрымання. Сторонники органической доктрины считают, что общество - это живой организм, который развивается естественным путем (от зародышевого до развитого состояния), который не зависит от своих элементов, а, напротив, определяет их судьбу. Государство в соответствии с данной концепцией - организм в организме или жизненно важный его орган, функционирующий объективно, в соответствии с программой, которая заложена в генотипе - зародыши государства.

Никто из сторонников договорной теории происхождения государства не рассматривал общественный договор как исторический факт. На него смотрели как на теоретическую конструкцию, без которой нельзя объяснить происхождение государства, разницу между дадяржавным и государственно-организованным обществом, форму государства: абсолютную монархию, по Т. Гоббсу, и конституционную монархию, по Дж. Локу.

В результате объединения устанавливается абсолютная монархия, в которой монарх должен быть только инструментом государственной власти. Вместе с тем, конструкция второго договору, сформулированная С. Пуфендорфам, позволило ему обосновать не только абсолютные права монарха в условиях абсолютной монархии, но и права его подданных. Если подданные передают монарху неограниченные полномочия, то монарх, по С. Пуфендорфа, должен взять на себя тот долг, согласно которому власть никогда не может быть использована им иначе, как в пользу подданных. Заключая договор, люди не отказываются от большей части своих естественных прав, они только делегируют монарху властные полномочия, а монарх, который связан условиями договора с подданными, является защитником этого договора, причем защитником с неограниченными полномочиями.

Отвечая на вопрос о том, почему человек вынужден отказаться от абсолютной свободы над самим собой и над своей собственностью, которые господствуют в естественном состоянии существования человека, заключить договор с другими людьми и создать государство, не менее известный разработчик договорной теории происхождения государства и права Дж. Локк считал, что заключая договор, люди жертвуют лишь частью своих естественных прав (правом на самопомощи и самозащиту), делают это для обеспечения других прав (право частной собственности и личной свободы). По Дж. Локу, государство есть договор людей о защите и естественным благополучии путем подчинения воли большинства, которая не нарушает личной свободы и собственности.

Детальную разработку этой концепции сделал английский исследователь сэр Роберт Филмэр. Опираясь на текст Библии, Роберт Филмэр доказывал, что король обладает властью как патриарх и потомок патриарха Адама, он является отцом своих подданных.

Прежде всего нужно отметить то, что сторонники данной теории ищут свои аргументы, как и разработчики теологической доктрины, в Книге Книг - в Библии. Опираясь на Священное писание, они считают, что одновременно с созданием человека создается и прообраз государства: первая семья и являлась первым государством. Ведь, создавая Адама и Еву, Господь предусмотрел и заложил в их взаимоотношения два очень важных «дяржаваствараючыя» принципы - принцип иерархичности во взаимоотношениях Адама и Евы и одновременно принцип их равенства. Таким образом, по существу, одновременно с созданием отдельной человеческого существа была создана также человеческое общество и заложены основные элементы государственно-организованного общества и его правовой системы.

В этом регионе Земли, как мы знаем, процесс создания государственно-организованного общества пошел как бы по патриархальному типу, т.е.. по типу разрастания кровнароднаснай семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа. Таким образом, возникновение государственно-организованного общества в этой части человеческого сообщества выглядит как закономерный результат разросшайся семьи, а государственная власть возникает в результате постепенного преобразования власти отца во власть господина, власть монарха.

Высказывая соображения о происхождении государства и права, Платон и Аристотель опирались прежде всего на известный им опыт возникновения государства и права в древней Греции и древней Италии. При этом они обратили главное внимание на тот неоспоримый исторический факт, что в становлении государственности в этих регионах значительную роль играли старейшины родов, руководители советов старейшин. Именно эта категория населения организовывала производство и торговля, налаживала отношения с соседями и контролировала товарообмен. Именно из этого слоя во время военных действий выбирали военачальников, а затем по мере увеличения численности населения и в целях эффективного управления обществом стали выбирать вождей. Именно из круга старейшин происходили и первые цари.

Отдельные моменты патриархальной теории происхождения государства и права были сформулированы еще в древности. Интересные мнения о патриархальном пути происхождения государства и права были высказаны Платоном и Аристотелем. Платон, в частности, считал, что государство (полис) возникает как совместное поселение людей, возникающее из того, что люди имеют общие потребности. Один человек не может удовлетворить все свои потребности, а потому люди собираются вместе, чтобы жить совместно и оказывать друг другу помощь.

Право и государство, таким образом, предопределен создать необходимые условия для жизни людей, для того, чтобы они смогли сохранить образ Божий, который присутствует в человеке изначально, и сохранили способность приблизиться к Божественному подобию, к которому человек стремится и приближается в разные эпохи в разной степени. Отсюда следует тот вывод, согласно которому государство и право являются и возникают как дополнительные к моральному закону средства для обустройства жизни людей, для ограничения их греховности.

Важно подчеркнуть, что право и государство не навязываются Всевышним человечеству, а «прощаются» Господом по просьбе народа Израиля. Народ при этом не выходит из-под власти Бога и даже не выбирает себе царя, а принимает назначенного Богом помазанника. Богом же данная власть царя над народом Богом освящается и получает опять-таки от Бога обязанность выполнять не свою волю, а волю Бога. Народ же обязуется подчиняться царю, власть которого над народом ограничено только тем, что царь обязан повиноваться Богу.

Для земного существования человека достаточно было и одного нравственного закона, его безусловного соблюдения и выполнения человеком. Но человек - существо, склонна к греху, и вот по этой причине понадобились законы (право) и государство. Важно и то, что народ Израиля сам осознал свою беспомощность существовать в условиях нравственного закона, почувствовал необходимость подчинить себя новым ограничениям - праву (закону) и государству. Все эти ограничения в форме права и государства были необходимы не Богу, а народу.

Очень широкое влияние и распространение христианская концепция происхождения государства и права имела в средневековой Европе, не утратила она своего прежде всего морально-этического значения и в современном мире. Рассмотрим самые существенные и узловые моменты теологической теории происхождения государства и права, которые изложены в Книге Книг - в Библии на примере их формирования у выбранного Богом народа Израиля. При этом моменты возникновения права и государства в Израиле поучительные на вечные времена, как все Божие творение.

Данную теорию можно считать едва ли не самой первой в истории политико-правовой мысли попыткой осмысления процессов происхождения государства и права, а также их сути. И это не случайно поэтому, что религия, как известно, была самой первой и самой влиятельной формой идеологии и общественного сознания, которая объясняла все социальные, да и не только социальные, процессы, происходившие с человеком и вообще в обществе.

И, наконец, важной является последовательность возникновения общества, права (закона) и государства в избранного народа. Она выглядит так. Сначала Бог простит избранному народу Израиля нравственный закон, который сводится к вере в Бога и к подчинению его воли. Затем через Моисея в 10 (десяти) заветам Богом были даны основы социального строя, а через законодательство Моисея были дополнены общественные уставы и оформлена ветхозаветных церковь. Через несколько сотен лет через пророка Самуила и по воле Бога была установлена ​​и царская власть (государство).

б) патриархальная теория происхождения государства и права

С потребностей совместного проживания выводил обоснование происхождения государства и ученик Платона Аристотель. Объединение нескольких семей с целью обслуживания их потребностей приводит, по его мнению, к образованию поселений, а общество, которое состоит из нескольких поселений, есть полностью завершена государство. Он считал, что греческие государства поэтому сначала и управлялись царями, что они создавались из элементов, признававших над собой царскую власть, ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. Таким образом, государство, государственная (царская) власть, по мнению Аристотеля, как бы возникает, вырастает органически из разросшайся семьи, а потому государственная (царская) власть есть закономерное продолжение отцовской власти.

Р. Филмэр утверждал, что библейский Адам получил от Бога не только родительскую, но и королевскую власть над своими потомками. От Адама власть перешла к его старшему сыну - патриарха, от которого в свою очередь происходят ожерелье.

в) договорная теория происхождения государства и права

В отличие от теологической и патриархальной концепций, которые первопричину возникновения государства и права видят в божески свободы, договорная доктрина утверждает, что организованное в государство общества - дело рук человека. Ее сторонники исходят из того, что первоначально возникает человеческое сообщество, которая долгое время существует, не имея государства. Этот период в истории человеческого общества называется естественным состоянием общества, и люди живут в нем без власти над собой.

Государственно-организованное общество возникает в результате соглашения (договора) между людьми.

Договор о создании государства, согласно одному из знаменитых разработчиков теории Т. Гоббса, - выход из состояния анархии, войны и самоуничтожения человечества. Назначение договора Т. Гоббс видит в том, чтобы каждый подчинил свою волю воле одного лица, которая только и в состоянии обеспечить реальное единство людей.За характера естественного состояния людей и содержанию договора о создании государства Т. Гоббс выводит ее суть. В свою очередь, из характера договора и сущности государства выводится и характер власти. Она, по мнению Т. Гоббса, должна быть абсолютной монархией.

Немецкий юрист С. Пуфендорф соглашался с Т. Гоббса в том, что государство необходимо для обеспечения безопасности людей друг от друга, для обеспечения общего блага, но писал не об одном, а о двух договорах: а) договоры между людьми об образовании государства (Pactum unionis civilis) и б) договоры между людьми и правительством о подчинении людей власти (pactum subjektionis civilis). В результате первого договору отдельные индивиды объединяются вместе, и с помощью «dekretum formae» они устанавливают форму управления, а в результате второго договора уже объединенные индивиды подчиняют свою волю воле одной известной личности (физической или сборной).

г) органическая теория происхождения государства и права

Живые существа развиваются от низших видов к высшим, а от них-к человеку. Государство является разновидностью организма, она возникает одновременно с людьми, государственная власть по своей сути есть естественное господство целого (организма, человеческого общества) над разделами (индивидом, группами индивидов).

Между обществом, государством и биологическим организмом есть большое сходство в принципах организации и развития, а потому, подобно развитию биологического организма и согласно закономерностями его организации и развития, можно исследовать закономерности развития и функционирования общества и государства. Поскольку характерной особенностью живого целого является его рост, дифференциация строения и специализация функций, а также размножение и смертность, то и общество полностью подчиняется этим же закономерностям. Общество развивается, как и биологические организмы, от простых к более сложным формам. Мелкие человеческие группы объединяются в более крупные и сложные объединения - племена, союзы племен, города-государства, империи, в нем образуются различные сословия, различные общественные классы, устанавливаются все более и более разнородные общественные учреждения, возрастает специализация занятий. Специализация и дифференциация органов и учреждений государства происходит так, как произошла дифференциация нервной системы. Известно, что в низших животных одна нервная система, в высших их две. Так же и в государстве, изначально военное управление совпадает с гражданским, а в результате дальнейшего развития общества эти системы управления обособляются друг от друга.

Человек - первоначальная клетка человеческого сообщества, а тип общества является, по его мнению, продолжением качеств индивидов. В первобытном обществе по причине роста и совершенствования техники произошло разделение труда между людьми. Именно из него выросли «низший класс», которому суждено добывать средства существования общества - это руки и ноги человека, и «высший класс», который должен управлять обществом, быть во главе ее - это мозг, глаза человека. Такое разделение в обществе произошел еще в начале социальной жизни и будет существовать вечно. Государство и сильная государственная регламентация жизнедеятельности общества возникла уже на самых ранних этапах развития человеческого общества, когда военная деятельность была главной формой существования различных племен. Эта деятельность требовала отдельного, принудительного типа политической организации общества, максимальной мобилизации и интеграции всех его членов. Так возникает, а затем и развивается по законам развития биологического организма государство.

д) теория насилия

Сторонники теории насилия утверждают, что основной причиной возникновения государства является насилие в форме завоевания одного племени другим или в результате насилия одной части общества над другой.

Наиболее обстоятельно и последовательно теорию насилия разработал Людвиг Гумплович, который считал, что государство и право возникают естественным путем из других, дадяржавных образований. На его взгляд, первичными социальными группами, из которых пошло все человечество, были разнообразные орды, которых было очень много в разных частях мира. Орды были непохожими одна на другую, потому что проживали в разных географических условиях, пользовались различными средствами и способами для обеспечения своей жизнедеятельности. Но среди множества орд выделялись два главных типа - орды кочевые и орды оседлый. Кочевники - настоящие космополиты, их девиз - ubi bene, ibi patria, т.е.. где хорошо - там и родина. Они не удовлетворяются той родиной, которую дала им природа, и совершают набеги на своих соседей ради грабежа. В свою очередь, оседлый орды (племена) похожи на птиц, которые производят свои гнезда. Они миролюбивые и оседлых расы, связанный с землей, и земля является для них qlebae abscripti.

Два вышэйакрэсленыя типы орд постоянно сталкивались между собой. Из факта покорения одной орды второй естественным образом вырастает организация власти в форме государства. И дальше начинает властвовать уже государство с помощью правовых норм, которые являются чисто государственным установлением. То социальное целое, образующееся после покорения одной ордой орды другой называется народом. Именно государство связывает в общую сообщество разные орды (племена) и делает их одним народом. Таким образом, племя (орда) - понятие этническое, а народ - понятие политическое. Нация же, в свою очередь, по мнению Л. Гумпловича, есть явление и продукт культурного развития народа.

Критикуя другие теории происхождения государства и права,

е) марксистская (материалистическая, «классовая») теория происхождения государства и права

Марксистская теория долгое время в ХХ веке была не просто господствующей, а и единственно верной в советской, а, значит, и белорусского юридической науке. Марксистская теория происхождения государства и права называется материалистической потому, что основой формирования государственно-организованного общества и возникновения права считать объективные и закономерные процессы, которые происходили в производственных отношениях общества и которые в свою очередь были обусловлены развитием и совершенствованием средств производства и орудий труда. В то же время марксистская теория происхождения государства и права считается классовой потому, что, во-первых, рассматривает классы (отдельные социальные группы людей) и их борьбу между собой за власть движущей силой истории, а, во-вторых, обосновывает положение, согласно которым государство и право имеют исключительно классовый характер, потому что выражают и защищают интересы экономически и политически господствующих классов.

Согласно марксистской концепцией, в основе происхождения государства лежат прежде всего экономические причины. В начале человеческой истории существует первобытное общество, которое в результате роста производительных сил и появления частной собственности на средства производства, раскола общества на классы с противоречивыми экономическими интересами и борьбы между ними превращается в государственно-организованное общество.

Государство возникает не как средство примирения классов, а как средство в руках экономически господствующих классов для содержания своего господствующего положения, для классового господства. В соответствии с классовым пониманием общества и его истории было сформулировано и определение права, согласно которому право является возведена в закон волей экономически господствующего класса, которая определяется материальными условиями существования господствующего класса....

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные концепции происхождения государства | Тема 4. Структура отрасли нефтяной и газовой промышленности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.