Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни общения. Ролевые позиции в общении

Ролевые позиции в общении

Педагогическое общение как взаимодействие

Уровни общения

Педагогическое общение как взаимодействие

2. Ролевые позиции в общении

Восприятие и понимание учителем и учеником друг друга.

Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Можно выделить следующие линии общения:

- общение педагога с отдельными учащимися;

- общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;

- общение с коллективом в целом

общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Все эти линии находятся во взаимодействии.

У учителя формируется установка, которая может играть положительную и отрицательную роль. Образ ученика формируется на основе успеваемости, дисциплинированности, внешнего вида. Выделение тех или иных черт зависит от стиля руководства. Наиболее адекватную оценку дают учителя с демократическим стилем общения.

Роль первого впечатления в формировании образа Физическая привлекательность. К красивым учителям дети более снисходительны, приписывают им положительные качества, оправдывают их поступки. У некрасивых - наоборот.

1. Велика роль визуального контакта т.е. учителя, которые смотрят на ученика оцениваются выше.

2. Поза. Если человек во время контакта наклоняется вперед, то такой нравится больше, чем тот, который отклоняется назад. С открытой позой нравится больше.

3. При общении другому человеку могут приписываться собственные черты и свойства. Это характерно для авторитарных учителей.

4. Уверенность в себе тоже влияет на общение.

Человек может пристраиваться к партнеру по общению с трех позиций:

- Пристройка сверху;

- Пристройка снизу;

- Пристройка рядом.

Пристройка сверху. Человеком демонстрируется доминантность, самоуверенность, агрессивность, тот, кто пристраивается сверху осуществляет контроль и инициативу.

Пристройка снизу. Человек демонстрирует подчиненность, зависимость, неуверенность.

Пристройка рядом. Оба партнера проявляют инициативу и активность, взаимозависимы, проявляют корректность, сдержанность.

Ролевые позиции по Э.Берну. В структуре личности 3 составляющие:

Дитя – Пристройка снизу;

Родитель – Пристройка сверху;

Взрослый – Пристройка рядом. Общение будет удовлетворять обоих из партнеров, если человек, выполняет роль (позицию), которую ему отводит инициатор общения.

Примитивный. Для человека на этом уровне общения партнер не человек, а предмет. Пристраивается либо как Родитель, либо как Дитя. Если контакт не нужен, просто отмахивается от партнера по общению.

Манипулятивный. Партнер – соперник по игре, у которого необходимо выиграть(Родитель). Манипуляторы не всегда действуют осознанно, ими движут корыстные цели. Чаще всего –это авторитарные учителя.

 

Защита от манипуляции:

- Умение различать людей-манипуляторов, не подыгрывать им, видеть их истинные цели.

- Не разговаривать с учеником отстраненно и безразлично, видеть в нем собеседника, а не только учащегося.

- Знать интересы и проблемы учеников, создавать атмосферу психологического контакта с каждым.

- Не называть человека в третьем лице: он, она. Чаще обращаться по имени.

Стандартизированный. Общение формальное (Контакты масок). Отсутствует подлинное желание включения в контакт.

Конвенциональный. Положено пристраиваться только рядом. Присуща забота и уважение к партнеру.

Игровой. Характерен интерес к личности партнера. Сохраняется возможность пристройки рядом. Партнер старается понравится другому, показать себя с нескольких сторон.

Деловой. Имеется возможность пристройки рядом. Относятся друг к другу как к деловому партнеру. На первом месте – интересы общего дела. Интересы личности – на втором.

Духовный. Партнер по общению – носитель духовного начала, мудрости. Оба партнера приближаются к возможности познания высочайших ценностей человечества, оторваться от обыденности. Оба партнера испытывают интерес к друг другу. Как личности.

Человек может общаться на разных уровнях в зависимости от условий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровни общения | Виды педагогических оценок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.