Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неадекватное использование свойств нервной системы как причина неуспеваемости и способы ее преодоления

Отсутствие адекватной мотивации как причины неуспеваемости.

Недостатки познавательной деятельности.

В основе неуспеваемости лежит не одна, а обычно целый комплекс причин. Одна порождает другую. На протяжении школьного периода изменяется отношение к успеваемости. Применять одни и те же способы коррекции к разным ученикам –неверно. Чаще всего педагоги ограничиваются дополнительными занятиями, давлением на ребенка и родителей.

Психологи выделяют две группы причин школьной неуспеваемости:

1. -недостатки познавательной деятельности;

2. -неуспеваемость в связи с недостатком в развитии мотивационной сферы.

Недостатки познавательной деятельности проявляются в несформированности приемов учебной деятельности;

неразвитости психических процессов, главным образом мышления;

неадекватном использовании учеником своих индивидуально-типологических особенностей..

Несформированность приемов учебной деятельности. Сам ребенок не в состоянии обучиться приемам и эффективным способам обучения. Этому его должны обучить взрослые. Ученик может формализовать учебные приемы, подражая образцам действия. Очень часто учитель выставляет оценку по конечному результату, но по нему не всегда можно определить ошибки ученика в освоении учебным материалом. Для этого необходимо понаблюдать за процессом. Необходимо обратить внимание на то, что ученику не следует сразу отказываться от старых приемов и переходить к новым. Правильнее будет в старые приемы учебной деятельности постепенно включать новые.

Неразвитость психических процессов. Чаще всего неуспеваемость –это следствие неразвитости мыслительных процессов.

Особенности мыслительной деятельности, которые являются причинами неуспеваемости некоторых школьников.

Дети приходят в школу с конкретным мышлением, и если оно не будет во время развито в логическое, то возникают трудности в овладении учебным материалом и как следствие – неуспеваемость. Чаще всего это трудности

а) с абстрагированием и обобщением;

б)неумение отвлечься от конкретных, непосредственно воспринимаемых черт предмета;

в)неумение обобщать частные понятия в общие;

г)трудности с выделением существенных признаков и отбрасыванием несущественных;

д)часто ребенок не умеет рассматривать предметы с разных сторон, выполнять одновременно все действия и учитывать правила, оперировать со всеми данными задачи;

е) негибкость мышления. Неумение увидеть предмет по-новому, отказавшись от фиксации привычных свойств.

Если ребенок не может преодолеть эти трудности, он пытается найти обходные пути: механически заучивает, новые задачи решает старым способом, пользуется шпаргалкой или подсказкой, списывает. Что бы скорректировать эти недостатки, необходимо начать с выявления причин.

Неадекватное использование учеником своих индивидуально - типологических особенностей. Свойства нервной системы генетически заданы. Их нужно учитывать такими, какие они есть. Нервная система характеризуется помехоустойчивостью, работоспособностью, выносливостью. Дети со слабой нервной системой быстро утомляются, невыносливы. Подвижность нервной системы определяется скоростью возбуждения и торможения. Людям с подвижной нервной системой (НС) противопоставляются люди с инертной НС. Среди неуспевающих учеников встречаются дети с обоими типами НС, потому, что они не смогли научиться пользоваться своими индивидуальными особенностями, не выработали индивидуальный стиль деятельности.

УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СО СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ.

1Напряженная, длительная работа.

2.Ответственная, требующая невропатического напряжения работа.

3. Ограниченное время.

4. Учитель в быстром темпе задает вопросы и требует немедленного ответа.

5. Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно.

6. Работа в ситуации, требующей переключения внимания с одного вида работы на другой.

7.Работа в шумной, неспокойной обстановке.

8. Работа после резкого замечания учителя или ссоры с товарищем.

9. Работа под руководством несдержанного, вспыльчивого педагога.

10. Требование усвоить на уроке большой по объему и сложности материал.

СИТУАЦИИ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ИНЕРТНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

1.Выполнение работы разнообразной по содержанию и способам решения.

2.Быстрый темп подачи материала учителем, неизвестная последовательность вопросов.

3.Время работы ограниченно и невыполнение в срок грозит отрицательной отметкой.

4.Требуется быстрое переключение с одного вида работы на другое, частое переключение.

5. Оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах заучивания.

6. Выполнение заданий на сообразительность при быстром темпе работы.

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ШКОЛЬНИКАМ СО СЛАБОЙ И ИНЕРТНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

Общие рекомендации.

1.Нельзя ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и ответа. Нужно давать время на обдумывание.

2.Не заставлять ученика отвечать новый, только что усвоенный материал. Нужно отложить вопрос до следующего урока, дать возможность позаниматься.

3. Стараться не переключать его внимание, не отвлекать, создавать спокойную, а не нервозную обстановку.

4. Нельзя давать в ограниченный отрезок времени большой по объему материал.

СО ШКОЛЬНИКАМИ СО СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ а)проводить опрос не в устной, а в письменной форме;

б)формировать у ученика уверенность в собственных силах путем поощрения;

в)осторожнее оценивать неудачу ученика, т.к. он сам уже болезненно ее переживает;

г) давать время для исполнения и проверки написанного.

ОТ ШКОЛЬНИКОВ С ИНЕРТНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

а)не требовать немедленной активности, т.к. они постепенно включаются в работу;

б)не опрашивать в начале урока;

в) не требовать быстрого изменения неудачного ответа.

ПРЕИМУЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ СО СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ.

1.Хорошо справляются с монотонной работой.

2.Предпочитают последовательную планомерную работу и деятельность, требующую тщательной предварительной подготовки. Такая деятельность позволяет снижать напряжение в время контроля и лучше усваивать материал.

3. Склонны к глубокому всестороннему анализу, систематизации и планированию. Тщательный контроль позволяет компенсировать недостаток сосредоточенности внимания во время работы.

4.Рекомендуется делать частые перерывы для отдыха, соблюдение режима дня и разумная организация всей деятельности, что позволяет компенсировать быструю утомляемость.

ПРЕИМУЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ С ИНЕРТНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ.

1. Могут долго работать не отвлекаясь.

2. Высокая степень самостоятельности в организации своей деятельности.

3. Активность хотя нарастает медленно, но сохраняется долго.

4. Длительное время могут работать с однообразным материалом.

5. Активы в работе по пройденному материалу, могут решать задачи на сообразительность, если у них достаточно времени для обдумывания.

6. Когда учитель задает вопросы в быстром темпе они дают ответы с последующим дополнением.

7. Способны давать предваряющие ответы на предлагаемые учителем в быстром темпе задания, последовательность которых известна.

8. Отвечают на вопрос только после предварительной подготовки, не могут строить ответ по ходу выступлении.

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ В СВЯЗИ С НЕДОСТАТКОМ В РАЗВИТИИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ иногда присутствует изначально, но чаще выступает как вторичная причина. Ребенок убеждает себя, что уже не будет успевать, появляется отрицательное отношение к учению. Поэтому ликвидировать только недостатки мотивационной сферы недостаточно. Нужно развивать его мышление, компенсировать недостатки НС.

Воздействие на причину второго порядка состоит

1) в формировании устойчивой мотивации в достижении успеха;

2) в формировании учебных интересов.

Для детей с заниженной самооценкой необходимо создавать ситуацию успеха. Для этого необходимо:

1)ставить перед учащимися посильные, выполнимые задачи;

2)вычленять те сферы деятельности, в которых ребенок может проявить инициативу и заслужить признание окружающих;

3)превращать слабых учеников в наставников таких же учеников из младших классов;

4)поощрять и фиксировать малейшие успехи ученика в учебной деятельности;

5) заставлять доводить начатое дело до конца;

6) порицание не должно касаться способностей ребенка, а только отдельных конкретных поступков или действий, которые он сам хорошо осознает;

7) оценка всегда должна подробно обосновываться;

8) Необходимо ставить перед ним цели по преодолению отставания в учебе. Ученик вместе с учителем должен участвовать в разработке этой цели: постановка и пути ее достижения.

Формирование учебных интересов может достигаться через побочные интересы: через дополнительный развивающий материал, через обращение к непосредственному опыту учащихся, использование их собственных наблюдений, познавательные экскурсии, использование наглядных пособий, игровых моментов и пр. Психологические условия формирования основных познавательных процессов

1.Младший школьник уже обладает достаточным уровнем развития восприятия (дост. высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировка на форму и цвет предмета). Но в процессе восприятия учебного материала необходимы произвольность и осмысленность деятельности учащихся, которые развиваются одновременно. Сначала ребенок воспринимает сам предмет. Его внешние яркие признаки. Затруднения возникают, когда необходимо выделить особенности предмета, выделить главное и существенное в нем. В математике путают 6 и 9, в алфавите – Э и З.

Работа учителя:

- Обучение анализу, сравнению свойств предметов, выделение существенного и выражению его в слове.

- учить сосредоточить внимание на предмете, независимо от их внешней привлекательности. Все это ведет к развитию произвольности, осмысленности, и, главное – к избирательности восприятия: по содержанию, а не по внешней привлекательности.

- Это стимулирует дальнейшее развитие восприятия. Появляется наблюдение как черта характера.

2.Память мл. школьника – важнейший психологический компонент учебной деятельности. В школе ученику приходится запоминать большой по объему материал. Ученики стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие затруднения.

Роль учителя - в обучении рациональным приемам запоминания. В этой работе выделяют два направления:

- Формирование прием ов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловые группировки, смысловые сопоставления).

- Формирование приемов воспроизведения, приемов самоконтроля за результатами запоминания.

Важнейший приемы запоминания – деление на смысловые единицы и составление плана.

- Мл.шк. затрудняются делить текст на смысловые части, выделять существенное, главное в каждом отрывке. Чаще всего структурируют текст на очень мелкие части, для механического запоминания. Поэтому эту работу можно начинать только тогда, когда дети в устной форме передавать содержание картины, рассказа.

- Составление плана позволяет осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (план решения задачи или план произведения), запомнить эту логическую связь и затем ее воспроизвести.

- Приемы сопоставления и соотнесения. Соотносится обычно то, что запоминается, с чем-то очень хорошо известным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запоминаемого.

Воспроизведение – трудная для мл. шк. деятельность, т.к. она требует постановки цели, включение процессов мышления, самоконтроля. В начале обучения самоконтроль у школьников развит слабо, совершенствование его проходит в несколько этапов и заканчивается к концу 2 началу 3 классов.

3. Внимание. Первостепенная задача учителя – развитие произвольного внимания. В начале обучения учащихся захватывает лишь внешняя сторона вещей. Это мешает им проникнуть в суть вещей (явлений, событий)., затрудняет контроль над собственной деятельностью. («Консультант»). Объем внимания у младшего школьника меньше, чем у взрослого, он еще плохо умеет распределять внимание, особенно во время диктанта, когда надо припоминать правила, применять их и писать. В начале обучения проявляется и неустойчивость внимания. Учителю следует помнить, что при выполнении внешних действий, устойчивость выше, а при выполнении умственных – ниже.

Несовершенно у мл. школьников и такое свойство внимания как переключение. Ученики затрудняются, когда следует перейти от одного вида занятий к другому, от одного этапа урока, к другому. Вместе с развитием произвольного внимания развивается и непроизвольное, но теперь уже оно связано не с внешней яркостью, а с интересами и потребностями ребенка. Развитие внимания связано с овладением учащимся учебной деятельностью и развитием их личности.

4.Воображение. В процессе учебной деятельности учащийся получает много описательных сведений, что требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять и усвоить учебный материал. «Пищей» для воображения школьников являются их представления. Сначала образы расплывчаты, неясны, затем становятся более точными и определенными. В начале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них преобладают несущественные. К концу 3 класса число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают уже существенные. К концу 3 класса образы становятся обобщеннее, ярче. В начале обучения для возникновения образа требуется опора на конкретный предмет (при чтении рассказа, например, опора на картинку), а далее опора на слово(для создания мысленно нового образа). – написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге. Воображение становится все более управляемым процессом.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологическая служба в школе | Педагогіка як наука, її становлення і розвиток
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.