Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии развития коллектива




Народный художественный коллектив проходит в своем развитии сложный путь.

Началом коллектива является принятие участниками его целей и задач, охватывающих как собственно внутриколлективные действия, так и будущие художественные встречи, со зрителями (слушателями). Коллектив участников является необходи­мым условием организации совместной деятельности. Вместе с тем­ой помогает реализовать не только художественно-творческие устремления, но и свои потребности и интересы в общении. Ведущей в коллективе стано­вится художественно-педагогическая деятельность, как бы элемен­тарна она ни была на первых порах. С самого начала перед коллек­тивом выдвигаются вопросы планирования деятельности, определе­ния роли каждого участника, объединение усилий каждого.

Важно, чтобы в процессе развития коллектива участники его осознали, что от их активности и инициативы зависит выполнение намеченных целей и задач, а педагог, как ответственное лицо, обладающий художественной квалификацией и педагогической подготовкой, направляет деятельность и общение участников, подводит их к пониманию роли коллектива как добровольного объединения людей, совместно решающих идейно-нравственные и художественно-эстетические задачи.

Педагог должен не только предъявлять требования, но и подво­дить участников к осознанию важности их активно-инициативного участия в совместной деятельности и общении. Такова должна быть педагогическая установка И все-таки во вновь рождаемом коллективе должны создаваться условия для проявления активности и само­стоятельности людей, добровольно объединившихся для совмест­ной деятельности и общения.

Чрезвычайно важный момент жизни коллектива — это возникно­вение и оформление актива. Актив — это полномочные представители коллектива, кото­рые практически показали, что они наиболее полно выражают его идеалы, цели, задачи и потому способны повести за собой других участников. В него должны входить инициативные, подготовленные, пользующиеся ав­торитетом люди, наиболее полно выражающие устремления коллек­тива, способные организовать внутриколлективную и художествен­но-агитационную деятельность. Правильное формирование актива возможно при условии гласности всей деятельности кол­лектива, регулярности обсуждений того, что уже сделано, при критическом разборе поступков и дел каждого участника. Внутриколлективные обсуждения — прекрасная школа выявле­ния мнений, устремлений и ожиданий, одна из форм проявления критичности к себе я к своим товарищам. Эти обсуждения позво­ляют выделить наиболее авторитетных, наиболее «болеющих» за общее дело, способствуют пробуждению инициативы и самостоя­тельности.

Таким образом, первая стадия развития коллектива характеризуется следующими основными признаками: а) большинство его участников добровольно принимают на себя художественно-педагопические цели и задачи коллектива; б) вся художественно-педагогическая деятельность участников направлена на их осуще­ствление; в) на этой основе происходит общение руководителей и участников, а также участников между собою и устанавливается ответственная зависимость их друг перед другом; г) функционирует актив, являющийся носителем внутриколлективных и внеколлективных общественно ценных устремлений; д) складываются общекол­лективные ценности, когда участники испытывают чувство удовлет­ворения от успехов своих товарищей и коллектива в целом и огор­чаются от их неуспехов,...

Вторая стадия. На этой стадии развития в коллективе усложняются цели и задачи и деятельность по их выполнению. Это находит свое проявление в организации внутри- и внеколлективной жизни.

В коллективе осознается важность обучения, образования и вос­питания. В результате формирования подобных ценностей и моти­вов перестраивается внутриколлективная деятельность, рассчитан­ная на большую инициативность и самостоятельность участников. Среди наиболее передовой и сознательной части коллектива - ча­ще всего актива - осознается необходимость совершенствования художественно-исполнительской деятельности; их перестает удов­летворять лишь разучивание и исполнение новых произведений, ко­торое не приводит к повышению художественного мастерства. Воз­никает стремление больше внимания уделять учебно-воспитатель­ной работе, посещению концертов и спектаклей, выставок и музеев, лекториев по вопросам культуры и искусства, занятий в универси­тетах и школах культуры и т. п.

Тем самым усложняется учебно-воспитательная деятельность, повышаются требования к идейно-художественному исполнению произведений, а это, в свою очередь, влечет качественную пере­стройку художественно-педагогической организации. Вся совместная деятельность коллектива становится существенным фактором художественно-творческого развития участников. На второй стадии элементы самоорганизации выступают более отчетливо. Актив коллектива нередко организует посещения и обсуждения" концертных программ, кинофильмов, спектаклей, му­зейных и выставочных экспозиций, проводит образовательные за­нятия в коллективе (беседы, дискуссии и т. п.) по вопросам общест­венной жизни страны, культуры и искусства.

Если на первой стадии эти формы работы с участниками преи­мущественно организуются педагогом, то на второй они приобре­тают черты самоорганизации участников.

Подобная деятельность не опекается и не рег­ламентируется руководителем, хотя непременным условием оста­ется умное, тонкое, педагогически правильное воздействие. Все это способствует развитию самостоятельности, предполагающей само­организацию и саморуководство собственной деятельностью. Формируются также и навыки самоуправления, более высокой формы самоорганизации. Предполагается уже такое планирование деятельности, когда заранее предусматриваются формы воздейст­вия на других участников, а также зрителей (слушателей). Так, например, по просьбе педагога актив продумывает меры по при­влечению новых членов в коллектив. С этой целью организуются выступления с высокохудожественными произведениями, способ­ные зажечь и привлечь желающих в свои ряды или пробудить у них потребности в пополнении знаний в области избранного вида искусства.

Меняется и художественно-творческая атмосфера в коллективе. Усилия всех сосредоточиваются на учебно-творческой деятельно­сти, предполагающей серьезную подготовительную работу, творче­скую самоотдачу, выполнение множества поручений и установление более сложной взаимоответственности и взаимозависимости. На второй стадии формируется критическая оценка к своей подготовленности. Поэто­му главным мотивом становится овладение ма­стерством, а для некоторых — серьезными знаниями в области культуры и искусства.

Богаче становятся взаимоотношения между участниками. Взаимоотношения в коллективе на второй стадии все в большей степени начинают носить черты художественно-творческого сотруд­ничества. Складывается и успешно осуществляется взаимопомощь участников, имеющих различную подготовку и опыт в овладении выразительными средствами, приемами идейно-образного постиже­ния произведения. Взаимоответственность и взаимоподдержка в процессах учебно-художественной и исполнительской деятельности являются важными ценностями коллектива.

Новое качество приобретает оценочная деятельность: в ней от­ражается накопленный опыт и возросший уровень критериев, с по­зиций которых определяются достижения и поступки каждого и кол­лектива в целом. Участники предъявляют к себе и к другим более повышенные требования с учетом не только ближних, но и средних, дальних перспектив.

Важное значение для многих участников приобретает оценка нравственного и эстетического содержания деятельности, серьезно возрастает осознание общественной роли его в воспитании зрите­лей и слушателей. Постепенно происходит увеличение членов акти­ва и усиление его влияния на внутри- и внеколлективные дела, он становится носителем новой системы общеколлективных познавательных, нравственных и эстетических ценно­стей.

В этих условиях усложняется и деятельность педагога. Непра­вомерно считать, что основой становится его коммуникативная функция. Он реализует совокупность педагогических функций. В хо­де самоорганизации членов большую роль, чем на первой стадии, приобретают различные формы опосредованного педагогического воздействия. Однако и на этой стадии педагог направляет и орга­низует всю деятельность коллектива, хотя сам характер ее приобре­тает новые черты.

Итак, для второй стадии развития коллектива характерны сле­дующие моменты: а) усложняются художественно-педагогические цели и задачи коллектива, многие члены его все более осознают общественно ценный смысл их; б) усложняется и дифференцирует­ся внутри- и внеколлективная деятельность, предполагающая осу­ществление художественно-педагогических и художественно-пропа­гандистских целей и задач в их единстве; в) общение педагога с участниками и участников между собой приобретает устойчивый характер, обогащаются прямые и опосредованные связи и отноше­ния, которые складываются и поддерживаются преимущественно на основе учебно-воспитательной и художественно-исполнительской деятельности, возникают черты художественно-творческого сотруд­ничества единомышленников; г) развиваются различные формы са­моорганизации, саморуководства и самоуправления, складывающиеся на основе формирования потребностей в обучении, образо­вании и воспитании; д) совершенствуется деятельность актива, со­став которого пополняется новыми людьми, он выступает носителем возросших общеколлективных ценностей; е) формируется общест­венное мнение с устойчивыми требованиями, предъявляемыми к внутриколлектавной и исполнительской деятельности, к поступкам участников на работе, в быту, семье и т. д., с критической оценкой и самооценкой каждого и коллектива в целом; ж) улучшается ор­ганизационная структура: большее развитие получают микрогруппы, складывающиеся для выполнения различных поручений (выпуск газеты, организация вечера отдыха, подготовка отдельного _ произведения, поездка на выступление), деятельность которых це­ментируется активом и педагогом; з) качественно перестраивается деятельность педагога (педагогического состава), в которой полу­чают широкое развитие опосредованные формы организации внутриколлективной и внеколлективной жизни.

Т р е т ь я стадия. На основе накопленного опыта коллектив поднимается на более высокую ступень своего развития. Качест­венно иным становится понимание взаимосвязей учебно-воспита­тельной и исполнительской деятельности: возрастают потребности быть образованными, воспитанными и развитыми людьми не только в художественном, но и в нравственном и эстетическом отношениях. На этой стадии участники ставят перед собой и всем коллективом более сложные художественно-творческие задачи. Повышается творческий потенциал коллектива: большее значе­ние, чем на предыдущих стадиях, приобретают творческий поиск, общее и художественное развитие участников, предполагающие их образованность, воспитанность, богатство чувств. Стремление расширить свой общекультурный и эстетический кругозор становится ценностью для большинства участников, при­обретает значение устойчивых духовных потребностей.

На этой основе формируется интерес к самообучению, самооб­разованию - и самовоспитанию. Больше, чем в прошлом, возрастает мера самостоятельности, причем не только в потреблении и репро­дуцировании ранее сложившихся образцов культуры и искусства, но и в глубоком осмыслении и интерпретации их.

Мотивы успеха в выступлении перед зрителями (слушателями)
для большинства членов приобретают большую наполненность; цен­ным становится коллектив как пропагандист лучших художествен­ных достижений, на которых он воспитывает зрителей и слушате­лей. Важным средством развития коллектива становятся его тради­ции, которые начинают складываться на второй стадии, а на треть­ей приобретают для большинства участников значение внутренних регуляторов коллективной жизни.

Разнообразная учебно-воспитательная и художественно-творче­ская, насыщенная общественно ценным смыслом и содержанием, приводит к дальнейшему обогащению взаимоотношений педагога с участниками и участников между собой. Взаи­моотношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества на третьей стадии становятся устойчивой традицией. Даль­нейшее развитие и обогащение взаимоотношений обусловлено худо­жественно-творческими задачами более повышенной сложности, предполагающими дальнейшую дифференциацию усилий каждого при одновременной их интеграции.

Наибольший простор получает гармоническое сочетание обще­коллективных целей и задач с устремлениями каждого участника. Становятся традицией и постоян­ные творческие контакты с коллективами, родственными по виду художественной деятельности и формам организации, а также с кол­лективами разных жанров, со зрительскими (слушательскими) аудиториями

На третьей стадии расширяется «педагогическая» роль коллектива: многие участники становятся педагогами и воспи­тателями по отношению к вновь вступившим или занимающи­мся на подготовительной ступени.

В коллективе вырабатывается система критериев оценки и са­мооценки на основе более высоких общественно-познавательных, нравственных, эстетических и художественных требований. Следовательно, коллектив на третьей стадии органически соче­тает в себе художественно-творческие устремления и общественно-пропагандистскую деятельность при разнообразии внутриколлективных взаимоотношений, развивающихся с учетом высоких требо­ваний, предъявляемых каждым участником, группой и коллективом в целом. При этом участникам приходится преодолевать различно­го рода трудности: собственные недостатки, отсутствие достаточной материальной базы, моральной поддержки и т. п. Более того, не­редко коллективы выдерживают «пробу на прочность» (при раз­личных конфликтах, уходе прежнего и приходе нового руководите­ля), сохраняя свои традиции и стиль деятельности.

Специфика педагогического руководства заключается в решении общих учебно-воспитательных и исполнительских задач при инди­видуальном подходе к каждому. От педагога требуется высокая профессиональная квалификация, чтобы в процессе дальнейшего продвижения коллектива выстроить путь развития каждого участ­ника, учитывая его предшествующий опыт, способности, знания, умения и навыки. Непрерывная корректировка индивидуально-пси­хологических особенностей участников и социально-психологиче­ских черт групп участников, коллектива, сложившихся и развиваю­щихся традиций — требования, которые должен непременно вы­полнять педагог. Главное — не упускать из вида формирование у каждого участника, групп участников и всего коллектива активной гражданской позиции по отношению к идеалам и ценностям, на­значению художественного творчества как средства самораскры­тия личности и эстетического воспитания и развития зрителей, к обществу в целом.

В условиях дальнейшего совершенствования форм самооргани­зации, осуществляемого на основе развивающихся потребностей участников к самообучению и самовоспитанию, педагогические тре­бования воспринимаются участниками не как идущие извне, а как свои собственные для дальнейшего продвижения вперед. Самообу­чение, самообразование, самовоспитание и саморазвитие стано­вятся важными импульсами, насыщающими деятельность коллек­тива новыми увлечениями, творческим горением; растет критич­ность по отношению к себе и другим, пробуждаются новые стрем­ления к еще более сложным художественно-творческим решениям, о которых еще совсем недавно и не думали. Подобному коллективу по плечу сложные задачи дальнейшего совершенствования всех видов деятельности.

Следовательно, для третьей стадии развития коллектива, харак­терны следующие черты: а) цели и задачи коллектива, связанные с социально-общественными идеалами нашего общества, приобрели глубо­кий общественно ценностный смысл и содержание; б) на этой осно­ве происходит дальнейшее развитие учебно-воспитательной и ху­дожественно-творческой деятельности, для которой характерно возрастание творчески поисковой самостоятельности и идейно-нравственной и эстетической зрелости участников; в) взаимоотно­шения в коллективе наполняются новым содержанием, характери­зующимся единством устремлений и помыслов; художественно-творческое сотрудничество становится нормой взаимоотношений; социально ценные традиции, складывающиеся на предыдущей ста­дии, приобретают роль регуляторов поведения, деятельности и об­щения в коллективе; г) качественно более содержательными и идей.

Что такое воспитание? В педагогике воспитание определяется как целенаправленно организованный процесс формирования физических и духовных сил человека, его мировоззрения, нравственно­го и эстетического сознания, поведения, деятельности и общения. Можно сказать, что видимая часть — это поведение, деятельность, общение личности, а невидимая, скрытая от наблюдения часть — ее мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Эти две части взаимосвязаны между собой: в поведении, деятельности, общении формируются мировоззрение, нравственные и эстетические качества; в то же время они становятся регуляторами поведения, деятельности, общения.

Одна из задач нашего общества — формирование всесторонне развитой личности. Ее решают все воспитательные институты, в том числе и коллективы народного художественного творчества.

Умственное воспитание направлено на то, чтобы человек овладел материалистическими знаниями законов развития общества, природы и человеческого мышления, развивал свои творческие способности.

Высокохудожественные и идейно зрелые произведения, исполняемые в коллективах,— благодатный материал, с помощью которого происходит активный процесс формирования материалистического мировоззрения. Кроме того, при разучивании и исполнении художественных произведений формируются и развиваются художественно-познавательные способности.

Другой стороной воспитания является нравственное воспитание. Оно формирует взгляды, убеждения, ценности и идеалы, навыки и привычки культурного поведения общения: и деятельности.;
Для коллектива любого вида и жанра обяза­тельны этические требования, охватывающие все звенья его жизне­деятельности, которые были разработаны К. С. Станиславским.

Напомним наиболее важные пункты раздела «Этика» К. С. Станиславского, которые могут быть полезны сегодня участникам коллективов художественной творчества. Этика артиста. 1. Этика по отношению к искусству. 2. Этика к себе. 3. Этика к партнерам (коллективное творчество). 4. Этика сотворцам (к поэту, художнику, режиссеру, костюмеру)... 5.Ко всему театру. 6. К публике. К искусству. 7. Понять, что важно в искусстве и в пьесе. Служить важному, существу. 8. Готовиться не внешнему, а внутреннему исполнению. Аккуратность и педантичность во внутреннем,, а не во внешнем. 9. Не пользоваться и искусством как средством для успеха, карьеры, самопоказывания.. 10. Учиться любить чистое искусство (Щепкин)... 12. Приносить жертвы... 13. Не забавлять искусством (дилетантизм)...

Эти этические нормы, будучи воплощенными в деятельности коллектива, цементируют усилия участников как по отношению к своим сотоварищам и зрителям.

Выдающиеся деятели искусства различных видов и жанров не­однократно подчеркивали важность следования нравственным нор­мам, которые обязательны для деятельности любителей — актеров, музыкантов, певцов, хористов, танцоров, художников. Участники приобщаются к достижениям художественной культуры и постигают их нравственный смысл, формируют навыки взаимоотношений в коллективе. Нравственная их воспитанность и развитость проявля­ется и в исполнительской деятельности, в которой они являются воспитателями и пропагандистами зрителей (слушателей).

Третьей стороной воспитания является эстетическое воспитание. Оно ставит своей целью сформировать эстетические чувства, взгляды, ценности и идеалы, развить эстетический вкус. Эстетическое воспитание — средство познания прекрасного в окружающем мире, во взаимоотношениях людей, в произведениях искусства. Оно направлено на формирование способностей человека творить - по законам красоты. В процессе работы с участниками педагоги-художники решают разнообразные задачи эстетического воспитания: развивают художественную восприимчивость, эстетический вкус, художественную культуру в пластике движений, манере поведения, жестах, во внутреннем мироощущении, способности к активно преобразующей художественной деятельности, в которой они становятся творцами прекрасного.

Эстетически воспитывает в коллективе и репертуар, и методика работы с участниками, и характер их взаимоотношений между со­бой и с педагогом, и сценические выступления, и вообще вся мно­гообразная общественная, художественно-пропагандистская деятельность.

Художественная деятельность — сильное оружие, но оно может приносить великое благо только в том случае, если им умеют поль­зоваться в совершенстве. Педагог-художник, опирающийся на пси­холого-педагогические закономерности воспитания, благодаря искусству формирует высокие эстетические ценности участников, пре­вращая их в активных строителей нового общества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.