Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оскар Уайльд (1856-1900)




В 1881 г. вышел первый сборник стихов Уайльда, в которых он проявил высокое мастерство формы. За восемь лет О.Уайльд создает почти все произведения, обеспечившие ему почетное место в истории мировой литературы. Это две книги сказок – «Счастливый принц» и «Гранатовый домик», новелла «Портрет г-на У.Г.», примыкающая к циклу рассказов 1887 года, сборник «Замыслы»,куда вошли уайльдовские статьи об искусстве (в том числе программные тракты в форме диалогов «Упадок лжи» и «Критик, как художник»), роман «Портрет Дориана Грея», четыре комедии – «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания»,»Идеальный муж», «Как важно быть серьезным», написанная по-французски драма «Саломея», другая одноактная драма в том же духе «Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями» и оставшаяся незаконченной «Флорентийская трагедия».

Свои эстетические взгляды Уайльд изложил в ряде статей и трактов – «Упадок искусства лжи» (1889), «Перо, карандаш и оправа» (1889), «Истина масок» (1889) и др. Его последними произведениями были «Записки из Мертвого дома» - тюремная исповедь, которая будет опубликована после его смерти под названием «Из бездны» (1897) и поэма «Баллада Редингской тюрьмы» (1898).

Оскар Уайльд остается одной из трагических и ярких фигур в истории английской литературы. Произведения Оскара Уайльда, безусловно, относятся к категории тех книг, которые следует читать и перечитывать.

 

Шарль Перро (1628-1703)

Шарль Перро был первым писателем в Европе, который сделал народную сказку достоянием детской литературы.

В 1697 году Перро выпустил небольшой сборник, озаглавленный «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с моральными наставлениями «. Сборник состоял из восьми сказок: «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Синяя Борода», Кот в сапогах», «Феи», «Золушка», «Рике с хохолком» и «Мальчик с пальчик».

В следующих изданиях сборник пополнился еще тремя сказками: «Ослиная кожа», «Смешные желания» и «Гризельда». Сказки Перро хотя и сохраняют свою фольклорную основу, являются произведениями самостоятельного творчества. Это литературные сказки.

Каждая сказка Перро заканчивается нравоучением в стихах, которое как бы сближает сказку с басней – жанром, принятым с некоторыми оговорками поэтикой классицизма.

Сказочный мир Перро, при всей его кажущейся наивности, достаточно сложен и глубок, чтобы увлечь не только воображение ребенка, но и действовать на взрослого человека.

В 1867 году сказки Перро были изданы под редакцией и с предисловием И.С. Тургенева, давшего им высокую оценку.

 

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман (1776-1822)

В немецкую литературу Гофман вошел как крупный художник – новатор, открывший новые пути не только в немецкой, но и мировой литературе.

Повести-сказки «Золотой горшок» (1814), «Щелкунчик и мышиный король» (1816), «Королевская невеста» (1821) относятся к числу лучших произведений Гофмана. Социальные и философские идеи, выраженные к тому же иносказательно и в гротескной манере, трудны для детского восприятия. Достаточно и того, что юные читатели, следя за прихотливой фабулой, оценят остроумие и высокое нравственное содержание этих прелестных сказок. Как писатель-гуманист Гофман был уверен, что его читатели – рано или поздно сумеют сделать правильный вывод.

 

Астрид Лидгрен (1907 - 1998)

Астрид Лидгрен общепризнанный классик детской литературы. Шведская писательница дважды удостоена Международной премии имени Х.К.Андерсена. Первая книга –«Пеппи – Длинный Чулок» вышла в 1945г. «Три повести о Карлсоне, который живет на крыше» - вершина творчества Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» - 1955г. А.Линдгрен принадлежат и другие книги для детей, в том числе младшего и среднего школьного возраста: «Знаменитый сыщик Кале Блюмквист» (1946), «Мио, мой Мио» (1954), «Расмус – бродяга» (1956), «Эмиль из Леннеберги» (1963), «Рони, дочь разбойника»(1981), новая большая сказка – вариация на сюжет «Ромео и Джульетта».

В своём творчестве Астрид Линдгрен отстаивала право ребёнка на самостоятельное познание мира. Учила детей самим давать нравственные оценки поступкам взрослых и своим собственным. В течение своей долгой жизни писательница боролась за права детей на образование, на идеологическую независимость, на собственное познание мира.

 

Антуан де Сент – Экзюпери (1900 – 1944)

Он начал с повестей «Южный почтовый» и «Ночной полет» - о жизни и труде крылатых людей. В 1935 году он побывал в Советском Союзе и написал вдумчивые и доброжелательные очерки о Москве. Во время гражданской войны в Испании он с тревогой пишет о судьбах Европы, о будущем, которому угрожает фашизм. Подлинной, деятельной любовью к людям дышит лучшая его повесть – Планета людей» (1939). «Южный почтовой» - это самая романтическая книга Сент-Экзюпери. Незадолго до свей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую, совсем не похожую на другие, книжку – сказку «Маленький принц» и сам ее иллюстрировал. «Цитадель» - посмертно изданная книга. Он составил для нее множество набросков и заметок, но у него не хватило времени, чтобы отшлифовать произведение и поработать над его композицией.

 

Братья Гримм (1785)

В 1812 году тиражом около 900 экземпляров вышел первый сборник «Детские и домашние сказки» братьев Гримм. Предельно бережное отношение с фольклорным богатством народа – вот основное правило Гримов. Трехтомный гриммовский сборник сказок до сегодняшнего дня не потерял научного значения как своеобразная энциклопедия этого жанра. Свою долгую трудовую жизнь Гримы начали составлением сборника сказок, и он до последних дней будет их любимым детищем. Но вслед за сборником они выпустили целый ряд капитальнейших трудов о немецкой грамматике, мифологии, сказаниях, преданиях и песнях. В 1854 г. вышел первый том созданного Гримами «Словаря немецкого языка», издание которого коллективным трудом нескольких Академий наук было закончено только в 1961 г., то есть более чем через 100 лет. Однако, все же большинству читателей они известны прежде всего как знаменитые сказочники.

Русскоязычная авторская детская литература

 

Агния Львовна Барто (1906-1981)

В 1925 году в печать вышли первые произведения Барто, детские книжки стихов «Мишка воришка», «Китайчонок Ван Ли». В 1928 году выходит сборник стихов «Братишки», в1934 появляется «Мальчик наоборот», еще через два года выходят «Игрушки». В 1939 году поэтесса издает еще один детский сборник стихов – «Снегирь». В послевоенные годы публикуются новые сборники А. Барто, такие как «Веселые стихи», «Звенигород», «Стихи детям», «Первоклассница». В это же время Барто работает над сценариями детских художественных фильмов «Слон и веревочка», «Подкидыш», «Алеша Птицын вырабатывает характер». В 1958 году написан большой цикл детских сатирических стихов, таких как «Дедушкина внучка», «Лешенька, Лешенька», и др. В 1969 году Агния Львовна пишет книгу прозы «Найти человека». В 1976 году выходит книга Барто «Записки детского поэта».

Значительная часть стихотворений Барто - детские портреты, в которых живая индивидуальность обобщена до легко узнаваемого типа. Тип этот определен часто уже в названии: «Новичок», «Непоседа», «Младший брат», «Юный натуралист», «Болтунья», «Вовка – добрая душа».

Стихи А. Барто для младших школьников обнаруживают две тенденции: одна из них ведет к публицистике и «сатире», другая – к лирике.

 

Самуил Яковлевич Маршак (18987 – 1964)

С.Я. Маршак - поэт, переводчик, драматург, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний.

В 1923 г. Маршак пишет свои первые оригинальные сказки в стихах («Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Почта»), переводит с английского детские народные песенки («Дом, который построил Джек»), создает особый вид детской книжки – книжку-картинку со стихотворными подписями к рисункам («Детки в клетке», «Цирк» и др.). Для его творчества особенно характерно слияние национального и интернационального начала. Народность – самое яркое свойство Маршака. При этом народность выступает как эстетический принцип, свойственный творческому методу социалистического реализма. Эти особенности воплотились не только в произведениях малых жанров, таких, как подписи к картинкам («Детки в клетке», «Цирк»,»Веселое путешествие от А до Я»), переводы песенок разных народов («Плывет кораблик», «Дом, который построил Джек», «Хоровод»), но и крупных. Пример тому – сказки, повести и рассказы в стихах: «Сказка о глупом мышенке», «Почта», «Пожар», «Вчера и сегодня», «Рассказ о неизвестном герое», «Быль-небылица», «Мистер Твистер», «Ледяной остров». Все это образцы сюжетной поэзии, мастерством создания которой Маршак овладел уже в 20-е г.г. Единым замыслом связаны два других произведения Маршака – «Почта» (1927) и «Почта военная» (1944).

Маршак – лирический поэт известен книгой лирики («Избранная лирика», 1962) и сборником лирических эпиграмм. Маршак-прозаик, Маршак – автор автобиографической повести «В начале жизни» (1960), статей и заметок о поэтическом мастерстве (кн. «Воспитание словом»,1961).Все самые знаменитые книги это книги для детей которые были написаны поэтом в 20-е – 30-е годы.

Литературные труды Маршака были высоко оценены, он получил множество государственных наград и литературных премий. И все-таки это не главное. Главное – это читательское признание, которое у Маршака несомненно есть.

 

М.А. Горький (1886-1936)

Славным поэтом – романтиком – революционером стал и навсегда останется в русской литературе М.Горький. В советские годы он писал романы и пьесы, рассказы и статьи, произносил речи, редактировал журналы и книги, беседовал со множеством простых людей, хлопотал о научных учреждениях, переписывался с друзьями Советского Союза и на Западе, и смысл этой огромной, неутомимой работы Горького был в конце концов один: создать мир. Как беспощадный писатель-реалист Горький создал целую энциклопедию русской жизни – художественную энциклопедию.

Первый роман Горького появился на рубеже XІX-XX веков, назывался он «Фома Гордеев». Это было новаторское произведение – полное ощущением близких разломов жизни. В это время Горький выступил и как драматург. Небывалый успех выпал на долю второй его пьесы – «На дне». Писатель-демократ бесстрашен в социальном анализе жизни, ее контрастов, непримиримых противоречий, и в тоже время он одушевлен смелыми выводами, революционными предчувствиями. В это же время Горький выступил и как драматург. Небывалый успех выпал на долю второй его пьесы – «На дне». Горький сам называл эту пьесу итогом своего жизненного опыта. «На дне» - произведение в котором проявился талант писателя в высшей степени. Образ Горького ассоциируется у нас с символом революции, но многие идеи, затронутые им в своих произведениях и сегодня звучат очень актуально. Одна из этих тем – это тема материнства. Она проходит через все творчество писателя. В центре всего произведения «Мать» - изображение Матери, все сюжетные положения, выражающие различные жизненные связи, группируются вокруг образа Ниловны, отражают единую систему осмысленного по новому мира. Новый художественный метод, партийность мышления позволили Горькому создать ряд образов матерей, духовный облик которых отражал процессы, происходящие в обществе. Сказки об Италии стали следующим этапом в развитии темы материнства. Цикл их, реалистический в целом, в отдельных новеллах носит сказочный романтический характер.

Говоря об идее материнства в творчестве Горького нельзя не упомянуть б автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Автобиографические повести Горького задуманы и написаны как повествования о судьбах нарда, нации, революции.

Мир горьковских произведений – это мир, постоянно изменяющийся – в нем необратимо осуществляются процессы «разрушения» и «созидания» личностей.

 

Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

В 1916 г. К.Чуковский написал свою первую сказку для детей «Крокодил». В 1922-1926г.г. – стихотворные сказки «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокатуха», «Бармалей», «Телефон», «Путаница», «Чудо-дерево», «Федорено горе», в 1935г. «Краденое солнце» и «Айболит» затем «Спасибо Айболиту» (1955), «Муха в банке» (1969). Для детей К.Чуковский создавал песенки, загадки. Он также автор повестей «Солнечная» и «Гимназия» (последняя в 1960 г. получила название «Серебряный герб»).

К.Чуковский опирался на глубокое знание психологии ребенка. Многолетнее изучение дошкольников легло в основу научного труда «От двух до пяти». Это результат наблюдений над детским словотворчеством, формированием у детей представления об окружающем мире. Произведения К.Чуковского для детей неоднократно издавались под названиями «Любимые стихи», «Сказки», «Чудо дерево» и др.

К.Чуковский широко использует в своих детских книжках фольклорные формы – считалки, присказки, загадки, поговорки. К.Чуковский писал собственные сказки для детей и пересказывал для них лучшие произведения мировой литературы – романы Д.Дефо, Р. Киплинга, библейские сюжеты и греческие мифы.

В 1969 году в цикле статей «Признания старого сказочника» писатель вспомнил и проанализировал историю создания своих детских сказок. Вскоре после этого К.Чуковского не стало.

 

Аркадий Петрович Голиков (Гайдар) (1904-1941)

Стремительным было развитие Голикова – журналиста и писателя. В публицистических произведениях Гайдара – газетчика, журналиста ярко выявились личность автора, его убеждения, гражданская позиция. Очерки, фельетоны, рассказы Гайдара привлекают не только жизненностью и актуальностью фактического материала, но и динамичностью фабулы, остротой конфликтных ситуаций, мягким лиризмом и задушевностью.

Придерживаясь хронологического принципа, литературную деятельность Гайдара можно разделить на три периода.

Первый – с 1925 по 1930 год – представляется периодом становления его как писателя. Повесть «Школа» (1930) – одно из значительных произведений Гайдара этого периода, вобравшее в себя духовный и жизненный опыт юности его поколения.

Второй период – с 1930 по 1940 г. – был наиболее плодотворным и продолжительным в деятельности писателя. Все лучшее, новаторское, наиболее сильное с идейно-эстетической точки зрения создано Гайдаром в это время.

С первых дней ВОВ начинается третий период литературной деятельности Гайдара. Творчество военного времени ознаменовалось рассказами, очерками о героизме советских людей.

Уже в рассказе «Р.В.С.» Гайдар воплощает ленинскую мысль о том, что и дети должны помогать революции. Во всех последующих произведениях писателя эта мысль становится основной идеей, ведущим мотивом. Мотив этот звучит рефреном даже в рассказах «Голубая чашка» и «Чук и Гек», предназначенных в первую очередь детям младшего возраста.

Повести «Военная тайна» и «Судьба барабанщика» полны предчувствий, что молодое поколение ляжет основная тяжесть надвигающейся войны, а те, кто еще малы, могут помочь старшим, как это делают герои повести «Тимур и его команда». Задачу писателя Гайдар видел в воспитании юного поколения, подготовке его к преодолению жизненных невзгод.

Своеобразна фабула в повестях, рассказах и сказках Гайдара. Она строится обычно как цепь открытий и радостного узнавания мира. Не случайна поэтому сюжетная основа многих его книг – перемещение, путешествие героя-рассказчика («Школа») или персонажей («Дальние страны», «Голубая чашка», «Чук и гек», «Дым в лесу» и др.).

Написано Гайдаром немало: свыше 30 повестей, сказок, рассказов, сценариев, около 300 фельетонов, статей, очерков.

Творчество Гайдара 20-начала 30-х годов устанавливало прерванную связь с русской классической детской литературой, свидетельствовало о победе социалистического реализма в советской литературе для детей.

 

 

Михалков Сергей Владимирович (1913)

С 1931 года Михалков стал печататься в столичной прессе. Его стихи передавались по радио. В 1935 году в журнале «Пионер» было опубликовано его первое стихотворение для детей – «Три гражданина». Затем опубликованы стихотворения «Веселый турист», «А что у вас?» и др. Любимая книга нашей детворы «Дядя Степа» вышла в 1936 году.

Михалков легко и свободно пробовал себя в разных жанрах: поэзии, драматургии, написании сценариев и басен. Но больше всего ему нравилось писать стихи для детей и сатирические произведения. Именно здесь он ощущает всю силу своего таланта, именно здесь творчество дает ему удовлетворение и радость. Радость испытывают и дети, читая стихи Михалкова.

Одну из важнейших сторон таланта Михалкова составляет способность активного вживания в психологию, в душевное состояние ребенка. Именно благодаря ей возникает тот удивительный художественный и эмоциональный контакт между писателем и ребенком, при котором последний оказывается весь во власти поэтических идей и образов писателя.

Еще более характерно для Михалкова стихотворение «Облака», где с удивительной наглядностью проявилось главное свойство таланта поэта - органическое соединение детского и взрослого взглядов на мир. Нагляднее всего это свойство прослеживается на лирических стихах Михалкова.

Творчество Михалкова полно оптимизма, любви к жизни, к людям. В стихотворениях «Мы с приятелем», «А что у вас?», «Андрюшка», «Песенка друзей» весело и занимательно он говорит об играх детей, их интересах, дружбе, долге, о любви к труду.

Не проходит Михалков и мимо недостатков детей: он высмеивает упрямство, лень, эгоизм, изнеженность («Фома», «Всадник», «Про мимозу», «Одна рифма» и др.).

Стихи Михалкова о природе зовут к познанию красоты родного края. В стихотворении «Веселый турист» звучит любовь к широким просторам Родины.

Во время Великой Отечественной войны он пишет стихи о героях - защитниках Родины («Почетный пассажир», «Истребитель», «Приезд героя»). В большом произведении «Быль для детей» он рассказывает о величии победы над фашизмом, о крепкой дружбе народов.

В творчестве каждого писателя есть произведение, которое как бы синтезирует общую идейно-художественную задачу этого писателя. У Михалкова- это трилогия: «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа и Егор». Герой Михалкова – большой патриот, подлинный друг детей. Трилогия о дяде Степе – своеобразный «роман в стихах» для детей.

Природа таланта Михалкова, заложенные в нем возможности и счастливый дар схватывать смешную сторону явлений закономерно привели его к старинному жанру басни.

Лучшие басни Михалкова представляют собой мастерски сделанные поэтические картинки отрицательных сторон жизни общества. Таковы басни «Лев и ярлык», «Заяц во хмелю», «Лиса и Бобер», «Лев и муха», «Дутый авторитет» и др.

Михалков создает и пьесы для детского театра: «Красный галстук», «Особое задание», «Тои Кэнти», «Сомбреро» и др. В них он также ставит вопросы о долге, чести, дружбе.

Тесно связан Михалков с отечественным кинематографом и телевидением. Начиная с 1938 года по сценариям Михалкова было поставлено более 30 фильмов («Фронтовые подруги»(1940), «У них есть Родина»(1949), «Комитет 19-ти» и «Вид на жительство».

С 1962 начинает выходить сатирический киножурнал «Фитиль», идея которого принадлежит Михалкову; он же много лет был его главным редактором.

 

Борис Заходер (1918)

Известен как детский поэт и переводчик зарубежной литературы. Его творчество началось в 40-е годы весёлыми, юмористическими стихами, которые сразу завоевали симпатии дошкольников. Поэт развивает лучшие традиции комического. Они особенно сильны в лаконичных миниатюрах, персонажами которых оказываются животные: мартышка, кабан, кобра, уж, кот.

В 1947 г. Заходер опубликовал своё первое стихотворение для детей «Морской бой». В том же году вышел сборник его переводов: «Буква «Я». Весёлые стихи польских поэтов».

Заходер долго печатался в «Мурзилке» и в «Пионерской правде». Стали выходить один за одним его сборники стихов и переводов: «На задней парте»(1955), «Мартышкино завтра»(1956), «Никто и другие»(1958), «Школа для птенцов»(1970), «Моя Вообразилия»(1980) и другие.

Заходер в своём цикле «Мохнатая азбука» совершает прогулку с детьми по зоопарку. Его зоопарк – это ещё и азбука людских пороков: почти каждое животное по ассоциации соотносится с каким-либо человеческим типом. Например, кабан «дик и злобен», змея тупая и недобрая, попугай глуп. Образы животных создаются у Заходера иначе, чем привычные всем образы-аллегории в баснях: то или иное качество присваивается животному в момент знакомства с ним, тогда как характер аллегорического персонажа закреплён за ним традицией. Спонтанность мышления – вот что отличает поэта Заходера. Ассоциации, каламбуры, перевёртыши, логические игры рождаются будто на бегу и застывают в стихах.

Игра в слово – основа сказочного вымысла в творчестве Заходера – не только в стихах, но и в прозе, и в переводах. Играя в слова – омонимы, поэт совершает чудеса: злой Волчок (из колыбельной) превращается в заводную игрушку «волчок» и уже не страшен; живой ёжик превращается в ёжик-щётку.

В отличие от Чуковского, Заходер придавал большое значение познавательной стороне произведения. Он выступает как поэт-анималист, рассказывая занимательные истории о животных, вступая в диалоги с ними. Например, цикл «Пипа Суринамская и другие диковинные звери» посвящён не сказочной, а вполне реальной зоологии. Мораль присутствует в этих произведениях, растворён в шутке, игре.

Достаточно ощутимо в стихах Заходера влияние Маяковского (в особенности его стихов для детей). Это прослеживается не только в поэтике, близкой к агитационным стихам, но прежде всего в интересе к социальной жизни. Герой Заходера, будь то человек или животное, рассматривается прежде всего в отношении своих социальных функций. Оттого и просвечивает сквозь зоологический эпос Заходера эпос человеческого общества.

Главным же образом для поэта Заходер называет народное творчество: «Сказка – генотип, генофонд литературы, в ней есть всё.» Следуя законам устного народного творчества, поэт не записывает сразу новое стихотворение, а много раз вспоминает его; каждый раз при этом что-то меняется.

Б.Заходер пользуется всей палитрой комического – от мягкого юмора до иронии и сатиры, -- смешивая их во всевозможных пропорциях. Смех его всегда звучит как здоровый и весёлый.

Разумеется, среди героев Заходера не одни только животные. Есть цикл стихов о школьниках «На задней парте». Уже по названию можно понять, кто вызывает авторскую симпатию: на задней парте озорники с добрым сердцем и живым умом.

Прозаические сказки Б.Заходера 60-70гг. («Русачок», «Сказка про всё на свете», «Отшельник и Роза») вошли в цикл под многозначительным названием «Сказки для людей». Беря за основу научный факт из зоологии, писатель подводил под нравственное обобщение.

В прозаическиз сказках также обнаруживает себя фольклор. Так, «Русачок» -- сказка о превращениях Головастика в Лягушку и Зайчонка во взрослого Зайца – построен как типичная народная сказка с ценной композицией и обрамлением.

Не менее заметно и литературное, книжное начало, связанное с творчеством Редьярда Киплинга. Например, сказка «Серая Звёздочка» построена по-киплинговски, то есть с системой героев, в которую включен и маленький слушатель сказки. Экология и нравственность объединяются в миропонимании Заходера.

Переводы (точнее, пересказы) принесли Заходеру, пожалуй, самую большую славу. Дети уже несколько поколений читают в его пересказе сказки А.Милна, П.Трэверс, Дж Барри, Л. Кэрролла и многие другие произведения мировой литературы.

Подчёркивая, что он пишет пересказ, Заходер оставляет за собой право на свободное обращение с подлинником.

Некоторые свои сказки и пересказы Заходер переделал в пьесы для детских авторов. Это «Ростик в дремучем лесу», «Мэри Поппинс», «Крылья Дюймовочки». Написал он несколько пьес для кукольного театра: «Очень умные игрушки», «Русачок», «Птичка Тари», «Фантик». Пишет Б.Заходер стихи и для взрослых читателей. В прозаических переводах он остаётся талантливым мастером.

 

Начал писать в конце 30-х годов, но настоящее признание получил после Великой Отечественной войны. Родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье киноактёра. До 1951 года Н.Носов занимался режиссёрской работой, связанной с постановкой мультипликационных и учебных фильмов, а в годы войны – военно-технических.

В послевоенные годы один за другим выходят сборники его рассказов: «Тук-тук-тук», «Ступеньки», «Весёлые рассказы» и повести: «Витя Малеев в школе и дома», «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына» и др. Книги писателя получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Когда в 1957 году были опубликованы сведения о произведениях, наиболее часто переводившихся на иностранные языки, оказалось, что имя Н.Н. Носова занимает одно из первых мест.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями, положили начало творческой деятельности Н.Носова. Герои их – фантазёры, непоседливые и неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Во многих рассказах «Мишкина каша», «Телефон», «Огородники» и другие. Сквозным оказывается один персонаж – Мишка Козлов, объединивший их в цикл «Мы с Мишкой». В то же время каждый из рассказов самобытен.

Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование ведётся, как правило, от первого лица. Чаще всего это друг Мишки, который не может противиться задорному упорству своего товарища. Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя.

Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах, -- писал Н.Носов.

Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребёнка. Его произведения отражают основные особенности детского восприятия. Совсем не обязательными оказываются развёрнутые характеристики, прямые и косвенные, для того, чтобы зримо возник образ того, или иного персонажа. Лаконичный, выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят.

Рассказы Н.Носова всегда включают воспитательное начало. Герои произведений Носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки.

Глубокое понимание запросов читателя-ребёнка отмечает повесть Н.Носова «Весёлая семейка», написанную в 1949г., издававшуюся для дошкольников и младших школьников.

Н.Носов успешно разрабатывает различные прозаические жанры. Неизменной любовью ребят-дошкольников и младших школьников – пользуются его сказки: «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне». Последние три сказки объединены общими героями и представляют собой роман-сказку, трилогию.

Первая часть – «Приключения Незнайки и его друзей» -- напечатана в 1954 году. Сюжет её основан на фантастических приключениях коротышек, живущих в Цветочном городе.

«Приключения Незнайки», по жанру роман-сказка. Носову удалась, не разрушив признаков, присущих и роману и сказке, создать произведение приключенческое и юмористическое. Действие в «Приключениях Незнайки» постоянно развивается на грани событий реальных и фантастических. Композиционно роман-сказка Носова разделена на 30 небольших глав, почти каждая из которых содержит какое-либо завершённое событие, и в то же время связана с предыдущими. В весёлой эмоциональной форме преподносится дошкольникам обширный

 

Валентин Петрович Катаев (1979-1986)

Родился в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914г. впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале «Весь мир».

В.П. Катаев сделал много для советской мировой литературы. Книга «Белеет парус одинокий» адресована детям. В 1925г. в издательстве «Радуга» вышли его книжки-картинки «Радиожираф» и «Бабочки», весёлая сказка «Приключения спичек», небольшая повесть «Приключения паровоза». Уже в этих произведениях обнаружилось умение писателя в яркой и доходчивой форме знакомить детей с серьёзными вопросами. Талант говорить просто и доходчивой форме знакомить детей с серьёзными вопросами. Талант говорить просто и доходчиво о сложном во всём блеске проявляется в повести «Белеет парус одинокий».

В 40-х годах В.Катаев написал для детей сказки «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень», «Жемчужина» и маленький рассказ «Грибы». Каждая из этих произведений решает конкретную педагогическую задачу. В весёлой, непринуждённой форме автор убеждает маленького читателя, что истинное счастье заключается в том, чтобы делать добро людям («Цветик-семицветик»), что лень – порок, от которого можно и должно освободиться («Дудочка и кувшинчик»), что человек познаётся по его делам («Грибы»).

Повесть «Сын полка» создавалась в военные годы на основе непосредственных жизненных наблюдений писателя. Трагедия народа, вынужденного защищаться в навязанной ему войне, показана через судьбу ребёнка. Героем повести стал пастушок Ваня Самуев, обездоленный войной и спасённый советскими воинами. Повествование открывает драматическая сцена, когда в небольшом окопчике, скрытом среди можжевельника, разведчики обнаружили больного, оборванного спящего мальчика. Это был крестьянский мальчик Ваня. Война лишила его родителей, крова.

Измученный войной мальчик в то же время закалён душой, готов скорее умереть, чем покориться врагу. Ваня становится сыном полка. В отношениях разведчиков к мальчику автор раскрывает характер советских людей, большую любовь и заботу о детях в нашей стране.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.