Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы инновационного менеджмента. Инновационные игры




Понятие организации инноваций. Классификация инновационных организаций

Тема 3. Организация инновационного менеджмента

3.1 Понятие организации инноваций. Классификация инновационных организаций

3.2 Формы инновационного менеджмента. Инновационные игры

3.4 Сущность и принципы формирования организационных структур инновационных предприятий

3.3 Инновационные коммуникации и их роль в инновационном менеджменте

 

Термин инновация традиционно использовался применительно к проблемам управления научно-техническим прогрессом, но в последнее время он становится все более популярным среди предпринимателей и руководителей в различных сферах материального и нематериального производства.

Инновации, т.е. новшества или нововведения, связывают в настоящее время с различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают их как элемент развития, а совокупность работ, направленных на практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью получения нового продукта или технологии, способа организации и т.п., называют инновационной.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений, появляющихся в результате организации инноваций:

- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

- внедрение продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

- появление новых рынков сбыта.

Свойствами нововведений, которые появляются в результате организации инноваций являются:

- относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями;

- совместимость со сложнейшей практикой и технологической структурой;

- сложность;

- накопленный опыт и др.

Один из важнейших факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведения И. Шумпетера, диффузия нововведений - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъектов организации инноваций можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

 

 

В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название “пионерских” организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

И. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведений. Однако на ранних стадиях диффузии нововведений никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.

Внедрение нововведений - это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.

Во всех случаях для принятия решения каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, т.к. это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела его распространения.

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания нововведения. Они включают следующие стадии:

- фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;

- прикладные исследования и экспериментальные модели;

- экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;

- первичное освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным производством, поставка продукции;

- потребление и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового.

Представленный таким образом инновационный процесс в полной мере отражает жизненный цикл нового продукта. Жизненный цикл - стадийность процесса, единство его начала и конца.

 

 

Применительно к нововведению, как процесса переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя стадии:

- зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества;

- освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;

- диффузия - распространение, тиражирование и многогранное повторение на других объектах;

- рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Нововведение как процесс, не может считаться полностью завершенным на одной из этих стадий. С другой стороны жизненный цикл может прекратиться на стадии использования, если не сомкнется с нововведением.

Таким образом, оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием инновационного процесса и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс её коммерциализации.

Особенности инновационных процессов обуславливаются преобладающим типом нововведений, образующих данные процессы. В свою очередь классификация нововведений позволяет реализующей их организации:

- обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;

- обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией;

- обеспечить программное планирование и системное управление нововведением на всех стадиях его жизненного цикла;

- разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения стратегических задач организации;

- выработать соответствующий механизм компенсации (преодоление антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.

В литературе приведен ряд классификаций инновационных предприятий. Например, А.И. Пригожин предлагает типологию по 9 признакам:

1) по типу новшества: материально-технические; экономические; организационно-управленческие; правовые; педагогические.

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально-технические инновации включают:

- инновации-продукты;

- инновации-процессы.

 

Продуктовые инновации позволяют обеспечить рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних, так и за счет увеличения объёма продаж. Модификация продуктов возможна при условии объективно существующего неудовлетворенного спроса и проведении активной сбытовой и рекламной политики, формирующей повышенный интерес к новинке, но это кратковременно. Увеличение объема продаж происходит во-первых, если фирма разрабатывает и предлагает на существующем товарном рынке привлекательные, высокоэффективные продукты, переключая тем самым спрос на себя по данному типу продукции, во-вторых, если фирма создает новый продукт и заполняет им неудовлетворенный спрос за счет нахождения новой ниши на существующем рынке и удерживает некоторое время монопольное положение. При этом в зависимости от уровня новизны освоение фирмой выпуска новой продукции требует частичного или полного обновления технологических процессов.

Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет: - совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции;

- увеличение объёма продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей;

- возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

2) по инновационному потенциалу:

- радикальные (базовые), которые включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления.

Потенциальными результатами радикального нововведения является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей. Именно радикальные нововведения с большим успехом могут найти распространение в других областях и тем самым, создать новые потребности и новые рынки сбыта. Их создание связано с большим уровнем рисков и неопределенностей, технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, отдача от них непропорционально значительна.

- улучшающие (модифицированные), которые приводят к улучшению или дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Это наиболее распрстранённый тип инноваций. Малые улучшения создаются в ходе непосредственно наблюдения как в сфере потребления товара, так и в технологии его производства. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек производства и поэтому обязательно реализуется. Особое значение придается таким нововведениям в условиях массового производства, в результате чего возникают сбалансированные по своим параметрам продукты, нацеленные на длительное удержание рыночных позиций;

- комбинаторные (инновации с предсказуемым риском ), которые представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера. Разработка нового поколения продуктов (в т.ч. путем сочетания различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успешно, что отличает их от радикальных. Такие нововведения под силу только крупным предприятиям и редко встречаются в хозяйственной практике. По уровню отдачи они близки к радикальным.

3) по принципу отношения к своему предшественнику:

- замещающие, которые предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций;

- отменяющие, которые исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен;

- возвратные, которые подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения;

- открывающие, которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников.

4) по объёму применения:

- точечные;

- системные;

- тратегические.

5) по эффективности:

- эффективность производства;

- эффективность управления;

- улучшение условий труда и т.д.

6) по социальным последствиям:

- вызывающие социальные издержки;

- новые виды монотонного труда;

- вредные условия труда и т.п.

7) по особенностям механизма своего осуществления:

- единичные (на один объект);

- диффузные (на многие объекты);

- завершенные и незавершенные;

- успешные и неуспешные.

Данная классификация позволяет высветить ряд проблем, решение которых неизбежно попадает в поле зрения руководителя. Прежде всего, это касается установления коммуникаций между исследовательскими и маркетинговыми подразделениями фирмы, а также формирования соответствующей организационной структуры. То есть в данной классификации выдвигается одна из задач нововведения - его коммерческая реализация. “Не изобретения новых технологий меняют мир, а инвестиции в их широкое использование” (А. Чендлер).

8) по особенностям инновационного процесса:

- внутриорганизационные, когда разработчик, проектировщик, изготовитель пользователь, организатор инновации находятся в одной структуре;

- межорганизационные, когда все три роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

9) по источнику инициативы:

- прямой социальный заказ (переносные, заимствованные);

- в результате изобретения (собственные, самостоятельные).

 

В российской практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса:

 

административно-хозяйственную;

 

программно-целевую;

 

инициативную.

 

Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра – крупной или средней корпорации, объединяющей под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. Большинство фирм, выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки, функционируют

в промышленности.

 

Решению задач научно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях, как микроэлектроника, биотехнология, робототехника и других, служит программно-целевая форма организации НИОКР. Координационная форма управления целевыми научно-техническими программами предусматривает работу участников программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программой. Не менее эффективным надо считать формирование (как правило, на временной основе) новых организаций для решения тех или иных крупных задач. Это так называемая чистая программно-целевая структура.

 

Для усиления связи между научными исследованиями, с одной стороны, и проектированием и разработкой различных принципиально новых видов техники, продукции, систем – с другой

в промышленности организуются инженерные центры. Большое внимание уделяется также созданию университетско-промышленных и университетских исследовательских центров. Управляются такие центры советами, которые разрабатывают планы исследований, а также организуют проведение НИОКР по договорам с заказчиками.

 

Комплексной формой организации взаимодействия фундаментальной науки с производством, распространенной в развитых индустриальных странах, служат технопарки и технополисы. Технополис – это научно-промышленный комплекс, созданный для производства новой прогрессивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношений

и взаимодействия с университетами и научно-техническими центрами.

 

В технополисе объединяются наука, техника и предпринимательство, осуществляется тесное сотрудничество между академической наукой, предпринимателями, местными и централь­ными органами власти. Стержнем, основой технополиса выступает его научно-исследовательский комплекс.

 

Технопарки – это крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Академическая наука здесь отсутствует, научно-исследовательский сектор представлен гораздо слабее, нежели в технополисе.

 

Научно-исследовательский комплекс в технополисе составляет мозговой центр развиваю­щихся в нем предприятий и отраслей. Он подготавливает радикальные прорывы в технологии на основе фундаментальных научных исследований. Технополис создается таким образом, чтобы

в наибольшей степени облегчить и укрепить взаимодействие научно-исследовательского

и промышленного секторов, обеспечить скорейшее освоение и коммерциализацию результатов научных исследований.

 

Промежуточной формой между административно-хозяйственным и программно-целевым методами руководства процессом научно-технического развития служат временные центры, создаваемые для решения крупных научно-технических проблем. После завершения поставленной перед ним задачи центр реорганизуется.

 

Одна из прогрессивных форм организации инновационной деятельности — инкубаторы. Инкубатор бизнеса или инкубатор технологий – это элемент инновационной инфраструктуры, комплекс, предоставляющий разносторонние услуги различным инновационным формам, находящимся на стадии создания и становления. Эти услуги могут быть консультативными, информационными, в форме предоставления в аренду оборудования, помещений и др. «Инкубационный период» для фирмы-клиента длится обычно 2–3 года, после чего она покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

 

На сегодня в мире существует и функционирует свыше 2000 бизнес-инкубаторов. Деятель­ность бизнес-инкубаторов позволяет ускорять реализацию инновационных проектов, способствует распространению передовых технологий, повышению конкурентоспособности действующих компаний, обеспечению занятости населения, развитию отстающих секторов экономики в регионах, повышению деловой культуры и этики предпринимательства и др.

 

По данным В.Г. Медынского, российские бизнес-инкубаторы оказывают следующие услуги:

 

обучение основам бизнеса (70–85%);

 

маркетинговая поддержка (76,9%);

 

бухгалтерский учет и финансовый менеджмент (69,2%);

 

информационные услуги (84,6%);

 

привлечение специалистов по бизнесу (84,6%) и т.д.

 

Дальнейшее развитие идеи инкубатора как элемента инновационной инфраструктуры находит отражение в такой более сложной форме, как технопарки.

 

Инициативная форма организации инновационного процесса состоит в финансировании научно-технической, консультативно-управленческой и административной помощи изобрета­телям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для освоения технических и других нововведений. Значение подобных экономических и организационных механизмов объясняется спецификой самого инновационного процесса, особенно на ранних стадиях, когда велика степень неопределенности. Здесь главная ставка делается на че­ловеческий фактор.

 

 

 

 

Существуют различные определения деловых игр. Так, Джон Р. Карсон определяет деловые игры как упрощенные математические абстракции хозяйственных ситуаций. Участники игры (поодиночке или группами) управляют целой фирмой или какими-либо ее подразделением, принимая управленческие решения в последующие друг за другом периоды времени.

 

По А.Л. Лифшицу, деловую игру можно определить как имитацию хозяйственной или иной деятельности предприятия (организации, коллектива) в учебных, производственных или исследовательских целях, выполняемую группой лиц на модели объекта.

 

Обычно деловые игры разбирают на два класса:

 

1) общие управленческие игры, или игры по управлению хозяйственными организациями в целом;

 

2) функциональные игры, которые создаются для обучения конкретными приемами управления в таких направлениях, как маркетинг, управление запасами, издержками производства и др. Они нацелены на низшее и среднее управленческое звено.

 

Общие управленческие игры создаются в высшем управленческом звене, где основные функциональные подразделения предприятий используются для достижения его основных организационно-деятельностных целей, таких, как максимальная масса прибыли, доход от инновационных инвестиций, достижение определенного уровня продаж, овладение определенной долей рынка. К этому классу можно отнести следующие виды деловых игр:

 

1) проблемные деловые игры;

 

2) проблемно-ориентированные деловые игры;

 

3) апробационно-поисковые игры;

 

4) инновационные игры.

 

Таким образом, инновационные игры – это игры, используемые для решения наиболее сложных социально-экономических задач, когда требуется объединение усилий специалистов различных направлений, когда рассматриваются кризисные ситуации, в которых инновационно-инвестиционная деятельность предполагает повышенную мотивацию и ответственность высшего управленческого звена в выработке решений, выводящих объект управления из кризиса.

 

Инновационная игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации

о финансово-экономическом состоянии реальной хозяйственной системы.

 

Инновационные игры, как и все деловые игры, учат важным навыкам планирования и свое­временного принятия решений. Это достигается с помощью трех видов изменения времени: сжатия, введения лага, аккумуляции времени.

 

С помощью вычислительной техники можно за несколько часов имитировать годы управлен­ческого опыта. Это сжатие времени позволяет игроку видеть как непосредственные, так и долгосрочные результаты своих решений.

 

В игру целесообразно встраивать временные лаги, чтобы была возможность принимать решения за несколько периодов до того, когда ожидается ситуация как последствие этих решений. Это учит необходимости планировать будущее в хозяйственном управлении.

 

Аккумуляция времени позволяет игроку видеть, как одни его решения опираются на другие

и поэтому должны подчиняться долгосрочной политике и общим целям.

 

Те напряжения, которые возникают в группе между игроками, учат работать с людьми

и выполнять работу с их помощью. Сама команда становится мини-лабораторией человеческих отношений, в которой отдельные члены команды должны научиться ладить друг с другом

и организовываться так, чтобы прийти к решениям, приемлемым для всей группы.

 

С помощью игр можно превращать специалистов узкого профиля в специалистов широкого профиля. Те руководители, которые замкнулись в рамках своей специальности, смогут получить правильное понимание совокупной инновационной деятельности компании, когда с помощью имитации демонстрируется) взаимодействие между людьми, деньгами и ресурсами.

 

Интересным аспектом управленческих деловых игр выступает возможность отменить реше­ние, которое оказалось плохим. Используя имитацию, можно экспериментировать с различными альтернативами. Можно вернуться назад к некоторому моменту игры и изменить ситуацию, принимая ряд решений, чтобы определить их преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.