Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспорт является связующим звеном современного народного хозяйства. Транспортными средствами перевозится все то, что может гореть, взрываться и загрязнять природную среду




Чрезвычайные ситуации, вызванные транспортными происшествиями.

Причины крупных техногенных аварий

- отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушения режимов эксплуатации. Современное производство, спроектированное так, что вероятность аварий на них очень высоки;

- ошибочные действия операторов технических систем. Опыт показывает, что более 60% аварий происходит в результате ошибок обслуживающего персонала;

- концентрации различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;

- высокий энергетический уровень технических систем;

- внешние негативные воздействия.

Конкретными причинами аварии и катастроф являются такие явления как:

-статическое электричество, приводящее к взрывам и пожарам; разгерметизации баллонов и емкостей при перевозке сжатых и сжиженных газов;

-старением систем и отдельных механизмов; нарушения технологического режима.

Справка: Ежегодно в мире происходит более 500 млн. техногенных происшествий. В результате аварий гибнут миллионы людей и становятся инвалидами. В РБ более 65% ЧС носят техногенный характер.

Американский исследователь Ли Девис, автор справочника «Рукотворные катастрофы» рассматривая общие причины, которые приводят к техногенным катастрофам, перечисляет их в таком порядке: Глупость, небрежность, корысть. По мнению Девиса, так называемый «человеческий фактор» в техногенных катастрофах практически сводится именно к этим обстоятельствам.

Анализ совокупности негативных факторов, показывает, что приоритетное влияние имеют антропогенных негативные воздействие, среди которых преобладают техногенные. Они сформировались в результате деятельности человека и изменений в биосферных процессах. Учитывая, что различные ЧС техногенного характера имеют свою специфику, рассмотрим наиболее распространенные аварии и катастрофы.

Транспортная авария – это авария транспортных средств, повлекшая за собой гибель людей или причинившая пострадавшим тяжелые телесные повреждения, уничтожения или повреждения транспортных средств или ущерб окружающей природной среде.

Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами. Транспортные аварии разделяются по видам транспорта, на котором они произошли и по поражающим факторам - опасных грузам.

Опасный груз – это опасное вещество, материал, изделие и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировании или перегрузки могут создать угрозу жизни и здоровью людей, вызвать загрязнение окружающей природной среды, повреждения и уничтожения транспортных сооружений, средств и иного имущества.

Более 50% аварий и катастроф в н/х происходят на транспорте. Степень риска гибели наиболее высоки на легковом автомобиле и мотоцикле, безопаснее – городской автобус.

а). Дорожно – транспортные пришествия.

Дорожно – транспортные происшествия – это транспортная авария возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждение транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Справка: В результате ДТП в мире погибает 1,2млн. чел, еще 50млн получают травмы, около 5млн остаются пожизненными инвалидами. Экономический ущерб от ДТП в странах Евросоюза составляет 180 млрд. евро, в странах СНГ 9,9 млрд. долларов.

В России ежегодно погибает 34тыс. чел. (в день гибнет около 100чел. и 800чел. получают ранения).

В РБ ежегодно происходит до 10 тыс. ДТП и погибает от 1.5- 2 тыс. чел.

Причины ДТП:

-низки профессиональный уровень отдельных водителей;

-невоспитанность, беспечность и самонадеянность;

-управление в нетрезвом состоянии;

-неисправность машины;

-плохие дороги;

-неблагоприятные метеорологические условия;

-воздействие антропогенных факторов на психическое и физиологическое состояние водителя и пешехода;

-запах в салоне.

б). Аварии и катастрофу на ж/д транспорте.

Протяженность ЖД путей в РБ составляет 5.6 т. км. Грузонагруженность самая высокая в СНГ. Она в 5 раз выше, чем в США и в 8-15 раз выше по сравнению с другими развитыми странами.

Крушение поезда – это столкновение поездов, сход поезда с ж/д пути, результат которых, гибель и ранение людей, разрушение локомотива и вагонов.

Железнодорожная авария – авария на ж/д, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава, ж/дорог до степени капитального ремонта и гибель одного или нескольких человек, причинившее пострадавшим телесное повреждение.

Железнодорожная катастрофа – ж/д авария, как правило с человеческими жертвами.

Причины аварий и крушений.

- не исправность путей; подвижного состава и технический средств управления;

- ошибки работы работников отвечающих за безопасность движения поездов;

- нарушение правил переезда ЖД путей автомобильным транспортом.

Среди катастроф, крушение поездов и аварий различают: сход подвижного состава с рельс, столкновение, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы на подвижном составе, столкновение поездов между собой.

Следствием аварий и катастроф на станциях и перегонах являются:

-взрыв опасных грузов, приводящих к разрушению путей, вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;

-пожары на подвижном составе, станционных построек и других сооружений;

-разлив и выброс в атмосферу агрессивных или ядовитых веществ;

-поражение ж/д работников, пассажиров огнем, взрывами, ядовитых жидкостями и газами;

-значительный материальный ущерб ж/д хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.

В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий ж/д аварий и катастроф:

1.категория – пострадало 1-5 человек.

2.категория – пострадало 6-11 человек.

3.категория – пострадало 16-30 человек.

4.категория – пострадало 31-50 человек.

5.категория – пострадало более 50 человек.

Справка: Первая в истории ж/д авария случилась в США 11 ноября 1833г., когда шедший на скорости 40км/ч пассажирский поезд сошел с рельсов из-за поломки оси одного из вагонов. В результате 1 человек погиб. Самая смертоносная в истории ж/д аварий случилась 26 декабря 2004г., когда шестиметровая океанская волна обрушилась на пассажирский поезд «Королева моря». Из 1,7тыс. человек спаслось лишь несколько десятков. Можно сказать, что эту катастрофу можно отнести к природной, однако появления поезда на участке дороги, стало возможным только из-за отсутствия оповещения в бассейне Индийского океана.

в). Аварии и катастрофы на воздушном транспорте.

В РБ иметься 7 аэродромов со статусом международных.

В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями.

Авиакатастрофа – это происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эксплуатации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных средств.

Основные причины:

-ошибки человека 50-60%

-отказ техники 15-30%

-воздействие внешней среды 10-20%

-прочее 5-10%.

Более половины авиа-происшествий происходит на аэродромах и прилегающих территориях. По элементам полета они разделяются: взлет - 30%, крейсерский полет - 18%, заход на посадку - 16%, посадка - 36%.

Справка: Первой в истории воздушной катастрофой, повлекшей многочисленные жертвы, стал пожар на борту немецкого четырехмоторного дирижабля LZ-18 17октября 1913г. Эта авария унесла жизни 28 человек, которые находились на борту. Немало крупных авиакатастроф произошло уже в 21 веке. В 2003г. иранский Ил-76 врезался в склон горы, погибло 275чел. В 2004г. Самой крупной авиакатастрофой 2004г стала гибель египетского «Боинг-737», погибло148человек. В 2006г. в результате авиакатастрофы российского самолета ТУ-154 погибло 169 человек.

Космических катастроф с человеческими жертвами пока было всего пять – две в СССР и три в США. 23апреля 1967г. при аварийной посадке корабля «Союз» погиб В.Комаров; 30июня 1971г. такая же судьба постигла членов команды Г.Добровольского, В.Волков и В.Пацаев. 27 января 1967г. сгорел «Апполон - 1» с тремя астронавтами. 28 января 1986г. взорвался космический корабль «Челленджер», а с ним семь человек. 1 февраля 2003г. при заходе на посадку погиб шаттл «Колумбия» с семью астронавтами.

г). Аварии и катастрофы на водном транспорте.

РБ располагает речным транспортом. Общая протяженность судоходных путей по территории Беларуси 2.6 тыс. км.

Кораблекрушение – гибель судна или его полное разрушение.

Авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского - 12часов).

Одной из основных причин аварий на речном транспорте является человек. К наиболее тяжким последствиям при авариях и катастрофах можно отнести пожары, взрывы, разлив нефти и ядовитых веществ.

Справка: Статистика показывает, что чаще всего суда тонут в результате столкновений. Не менее 3тыс. человек, унесло столкновение перегруженного филиппинского морского парома с небольшим танкером, которое произошло в 1987г. Но ведь в 1945 году советская субмарина под командыванием капитана Александра Маринеско торпедировала немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф», отправив на дно 7700 гитлеровцев. Следует упомянуть и катастрофы речных судов. На первом месте стоит гибель огромного парохода, который плавал по Миссисипи. В 1865 году он взорвался и затонул. Корабль вез 2,2 тыс. солдат американской армии. По подсчетом погибло не менее 1450 человек.

д). Аварии на трубопроводном транспорте.

Общая протяженность магистральных путепроводов и продуктопроводов в РБ составляет 6 тыс. км., газопроводов 5 тыс. км.

Аварии на трубопроводе – это аварии на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящих к возникновению техногенных ЧС. В зависимости от аварий они могут представлять ту или иную опасность – от возможной гибели людей до нанесения вреда экономике и экологические бедствия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.