Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3: Архитектура Древнего Востока

Итоги зарождения и развития архитектуры в первобытном обществе.

РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока. В исторической науке под Древним Востоком понимается территории от Египта до Закавказья, Китая, Индии, Аравии, Ирана, Восточного Средиземноморья и другие соседние земли. Долины рек Тигр и Евфрат, находящиеся на территории современного Ирана и Ирака, называют Междуречьем.

В то время как на значительных территориях земного шара в течение многих тысячелетий люди продолжали заниматься охотой и собирательством, здесь, в период мезолита и неолита выделились общества, которые начали производить не только орудия труда, но и продукты земледелия и скотоводства. Тут же раньше всего стали использовать медь (КАКАЯ ОТ ЭТОГО ПОЛЬЗА). Население проживало в земледельческих посёлках. Так, например, самый древний город – Иерихон, в 8-7 тыс. до н.э. состоял из небольших, овальных и прямоугольных в плане глинобитных домов. Поселение было обнесено стеной из бутового камня, толщиной 1,75 и высотой более 4-6 м. Стена была укреплена круглой 8-метровой башней с внутренней лестницей из 22 ступеней. Диаметр башни у основания – 12 м. В остальном культура Иерихона очень бедна – глиняной посуды нет, преобладают кремневые и костяные орудия. Похоже выглядело и поселение Чатал-Гююк в Малой Азии.

В долинах великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, и др., при условии объединения усилий значительных коллективов, удавалось обеспечить не только необходмый жизненный продукт для племён земледельцев, но и прибавочный продукт, послуживший экономической основой для вызвышения господствующей верхушки общества. Объединённые усилия требовались для орошения и осушения речных долин, ибо только так, при низком уровне развития техники, можно было добиться высоких урожаев. Поэтому требовались оганизационные усилия всего населения долины реки для создания единой ирригационной системы. Обеспечить её сооружение и контроль над работой могла лишь сильная власть. Так, постепенно, в результате междуусобных войн, возникли предпосылки для формирования древневосточных деспотий. Это были раннерабовладельческие общества, где основной формой экономики было натуральное хозяйство. Позже появляется и более прогрессивная форма производства – товарная, например в Вавилоне. Восточные общества, в отличие от античных, были более застойными, консервативными, дольше сохраняли пережитки первобытно-общинного строя и свойственную ему идеологию, в первую очередь это то, что вся их культура была тесно связана с религией. Их архитектура тяготела к грандиозным масштабам, к монументальным геометрическим формам. В искусстве архитектура несомненно играла главенствующую роль, все остальные виды искусства были ей подчинены.

Около 5 тыс. до н.э. в Нижнем Двуречье сформировалась своя яркая культура, предшественница раннеклассовой цивилизации Двуречья. Эта территория чрезвычайно бедна полезными ископаемыми, в т.ч. и простым камнем. Дерево пригодное для строительства тут не растёт, поэтому основным строительным материалом становится широко распространённая в Двуречье глина. Смешивая сырую глину с тростниковой соломой и высушивая получившуюся массу на жарком солнце жители Двурчья получали кирпич-сырец – главный местный строительный материал. Несмотря на достаточно сложные условия для строительства эта территория была обжита ещё в глубокой древности, т.к. чрезвычайно плодородная земля давала очень высокие урожаи.

Центром поселений в Нижнем Двуречье были ранние монументальные храмы, которые являлись одновременно административными и хозяйственными центрами. Так как територия Двуречья часто подвергалась разрушительным наводнениям, поэтому храмы размещались на искусственной платформе из кирпича-сырца. На внешних наклонённых стенах таких платформ чередовались выступы и нишы, а к верхнему ярусу вели лестницы-пандусы. Эти приёмы получили самое широкое распространение в последующей архитектуре Двуречья на протяжении 2,5 тыс. лет, стали её отличительной чертой.

Вокруг храмов располагались глинобитные постройки или из сырцового кирпича, а также часто из тростника. Подобные постройки из тростника и сейчас сооружаются в низовьях Евфрата – заросли тростника в середине вырубаются, образованная площадка застилается циновками (тканями из грубообработанных растительных волокон), а несрубленные с боков стебли сгибаются, образуя арочный потолок. Возможно именно такие тростниковые арки подсказали идею осуществить их в другом материале – сырцовом кирпиче,т.к. именно в Двуречье очень рано стали применять кирпичные и каменные арочные своды. Именно отсутствие дерева как строительного материала стало причиной появления в Двуречье безбалочных конструкций перекрытий – арки, свода и купола. Эти конструкции называют распорными, потому что они в месте своего опирания на нижележащие конструкции, дают распор – давление в разные стороны. Привозное дерево ценилось очень дорого, так что при переезде деревянные части увозились с собой.

Наивысшего расцвета культура в Нижней Месопотамии достигает приблизительно к 3000 г. до н.э., когда возникает государственность – города-государства Шумер и Аккад (а так же в Египте). (КЛИНОПИСЬ). Не смотря на отсутствие полезных ископаемых, благодаря ирригационной системе земледелия плодородные долины Тигра и Евфрата покрываются сетью городов-государств, представлявших собой укреплённые поселения с тяготевшей к ним с/х округой. Эти города как правило враждовали между собой. Каждый город имел своего бога-покравителя, котрому посвящался центральный храм города. Храм был центром города-государства, при нём имелось своё усадебное хозяйство, в кот. работали рабы. Черты, сложившееся в архитектуре предыдущего периода, в это время развиваются и совершенствуются.

Храмы возводившиеся на высокой платформе из кирпича-сырца постоянно обновляли, но никогда не переносили на новое место. На верх храма с двух сторон вели лестницы или пандусы. Святилище храма, обычно прямоугольной или овальной формы, было сдвинуто как правило к краю платфоры и имело открытый внутренний дворик. В глубине святилища находилась статуя божества, которому и посвящён храм. Главным и единственным элементом декора было членение наружных и внутренних стен вертикальными узкими прямоугольными нишами. Возможно храмы расписывались, но во влажном климате росписи не могли долго сохраняться.

К концу 3 тыс. до н.э. в результате развития монументальных храмов на платформе, сформировался ещё один тип – храм на нескольких платформах, т.н. “зиккурат ”. Возможно сказалось то, что легко разрушавшиеся храмы приходилось достраивать. Постепенно зиккурат становится наиболее типичным храмом. Лучше всего сохранился зиккурат храма в Уре (к. 3 тыс. до н.э.) Он и сейчас возвышается на высоту 20 м. Нижний ярус представляет собой усечённую пирамиду 43х65 м., высотой 15 м, наклонные плоскости расчленяли вертикальные нишы. Сплошные сырцовые стены имели разные цвета: низ – чёрный (обмазка битумом), следующий ярус – красный (облицовка обожжёным кирпичом) и верхний – выбеленный. В более позние времена, когда стали строить семиярусные зиккураты, вводились жёлтый и голубой цвета.

В Двуречье доминировало почти исключительно сырцовое кирпичное строительство, что и обусловило его отличительные черты – простые кубические формы архитектуры, отсутствие криволинейных элементов, редкое применение отдельностоящей опоры – колонны, вертикальное деление плоскостей стены, создающее строгий линейный ритм чередующихся ниш и выступов.

С середины 3 тыс. до н.э. правители Двуречья стали строить себе дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной крепостной стеной. От богатого дома они отличались размерами и количеством жилых комнат, а также прямой лестницей, выходящей на двор для собраний. Жилые дома в городах лепились вокруг центрального храмавого, а познее – дворцового комплекса. Застройка производилась стихийно, между домами были кривые узкие немощёные улицы. Дома были прямоугольными в плане, почти без окон, освещались в основном через двери. Во многих домах была канализация. Снаружи поселение обносилось толстой крепостной стеной. Центральная громада сужающегося к верху храма доминировала над окружающей низкой застройкой, и являлась живым воплощением “связи небес и земли” (назв. храма в г.Ниппур).

Во 2 тыс до н.э. возникает ряд “великих империй” последовательно сменявших друг друга.

В 20-17 вв. до н.э. б о льшая часть Месопотамии объединяется под властью города Вавилона (“Врата бога”), расположенного на пересечениии важных торговых путей, в составе, так называемого Древнего Вавилонского царства. Однако в результате многосисленных заваеваний, разрушений и восстановлений памятников архитектуры этого периода в самом Древнем Вавилоне практически не сохранилось. Особенности вавилонской культуры более явственно прослеживаются по памятникам соседствующих с ним государств Элама и Мари, в которых можно уловить те на первый взгляд неприметные сдвиги, которые отличают вавилонские памятники от шумерийских. Определённые новшества прослеживаются в художественном оформлении дворцов и зиккуратов. Так, пятиступенчатый зиккурат в Чога-Замбиль (13 в. до н.э.) гораздо сложнее разработан в деталях, включал в себя арки, переходы и нетипичные для Двуречья подземные сводчатые помещения, служившие, как считает ряд исследователей, жильём в жаркие летние месяцы. Дворец правителя Зимрилима имеет многоцветные настенные росписи, что указывает на явные следы влияния египетского искусства.

Около 14 в. до н.э. на первый план выходит Ассирия, расположенная на севере Двуречья. Это было государство, которое вело широкую захватническую политику. Поэтому всё ассирийское искусство носило военно-дворцовый характер. Города Ассирии представляли собой крепости, обнесённые массивной каменной стеной и рвом. Стены и ворота фланкировались многими башнями, некоторые города – Дур-Шаррукин, Ниневия, были строго распланированы.

Частные дома строились из сырцового кирпича, с плоскими крышами. В храмовой архитектуре большую роль играл зиккурат, обычно семиэтажный и более лёгких пропорций чем южные храмы. Зиккурат ставился так, чтобы он не доминировал над царским дворцом. Собственно ассирийским новшеством является тип укреплённого дворца, дворца-цитадели, лучше всего представленный дворцом царя Саргона 2 в Дур-Шаррукине. Дворец занимал площадь в 10 га при общей территории города в 18 га, и был возведён на платформе высотой 14 м. К платформе с 2 сторон вели пандусы, по которым могли въезжать колесницы. Всего в дворце около 200 помещений – жилые и парадные комнаты, хозяйственные помещения и др. Помещения были узкими, длинными и высокими, изнутри покрывались глазуроваными кирпичами и стенными росписями, балочные перекрытия делались из кедра. По сторонам от входов во дворец стояли гигантские статуи крылатых быков – шеду, которые часто служили опорами арок.

В 7 в. до н.э., после гибели Ассирии под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение Вавилона и образуется Нововавилонское царство. Город Вавилон в это время представлял собой вытянутый прямоугольник площадью ок. 10 км², обнесённый 4 кольцами стен. Стены имели высоту около 12 м и ширину около 7 м, были облицованы цветным кирпичом в виде орнаментов и цветных окантовок. Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни и 8 ворот.

Город был пересечён системой длинных прямых улиц – “дорог процессий”, которые вели к центральным храмам. Застройка вблизи дорог велась стихийно, но некоторые кварталы были распланированы. Основной улицей была “дорога процессий” богини Иштар, тянувшаяся почти через весь город и соединявшая главный храмовый комплекс бога-покровителя Мардука (Эсагиле) с наиболее важными северными воротами – “ воротами Иштар”. Эти ворота представляли собой 4 папарно размещённые друг за другом башни с арочными проходами и зубчатыми верхушками. Стены ворот украшали изоображения фантастических животных и комбинации орнаментальных полос.

Возле Нижнего храма, где хранилась золотая статуя бога Мардука, размещалась храмовая башня – семиэтажный зиккурат Этеменанки (“Дом основания небес и земли”, Вавилонская башня), высотой 90 м. Ярусы зиккурата имели разные цвета: верхний ярус – храм Мардука, был облицован синим глазурованным кирпичом и по углам был увенчан золотыми рогами – знаками плодородия. Внутри храма не было ни статуй, ни рельефов, только позолоченные стол и ложе, которые обозначали место обитания бога. (СКАЗАТЬ – В отличие от египетской пирамиды, служ. надгробным памятником фараону, Этеменанки и другие храмы были святыней всего города). Всего в Вавилоне было 53 храма.

Из светской архитектуры особый интересс представляет дворец, построенный царём Навуходоносором 2 для жены привезённой из Мидии, называемый “Висячие сады Семирамиды”. (ТОСКАВАЛА В БЕЗЛЕСОМ И ПЛОСКОМ ЛАНДШАФТЕ ВАВИЛОНИИ). Сохранились лишь подвалы дворца. Он представлял собой неправильный четырёхугольник 55 х 60 м., стены которого несли тяжесть висячих садов, находившихся на высоте стен дворца. Наземная часть состояла из столбов и стен перекрытых сводами, соединённых с системой колодцев и водостоков. Сад орошался при помощи водоподъёмного колеса.

Архитектура Нововавилонского царства переняла все достижения предыдущего периода, из кривых линий в ней допускалось только применение полуокружности арки. Вероятно под влиянием Ассирии вводится применение глазурованного кирпича в качестве облицовочного материала (цветные изразцы с изображением фантастических животных облицованы “ворота Иштар” и другие сооружения).

В 6 в. до н.э. на территории Ирана образовалась огромная империя Ахеменидов, включившая территорию от Нила до Ганга и Закавказья (вместе с Вавилоном и другими территориями).

Уже при первых царях ахеменидской империи в середине 6 в. до н.э. возводятся парадные комплексы дворцов и культовых построек в местности Пасаргады. Самое известное сооружение этого периода в Пасаргады – гробница Кира (около 530 г. до н.э.), представляющая собой каменную целлу, простую по форме, с двускатной крышей, возведённую на высоком постаменте из шести ступеней. В её композиции отчётливо прослеживаются традиционные для архитектуры Двуречья черты, сохранившиеся на протяжении нескольких тысячалетий.

Однако самым выдающимся памятником эпохи Ахеменидов стал дворцовый комплекс в Персеполе, строительство которого было начато около 520 г. до н.э. Комплекс был возведён на высокой 12-метровой искусственной платформе из сырцового кирпича и облицован каменными плитами. Каменными были и многие детали дворца – колонны, рельефы и т.д. Персеполь был воздвигнут с одной целью – ежегодно, весной, в день иранского Нового года, или может даже раз в жизни каждого царя – при его торжественной коронации – в этот город-храм собирались вельможи государства, гвардия и представители подвластных народов, чтобы во главе с царём совершить торжественные ритуалы. Поднявшись по парадной каменной лестнице на платформу, кортеж проходил через здание-храм, которое называлось “Ворота всех стран”. При входе в него высились 10-метровые статуи человеко-быков. Затем вся процессия подходила к подножию “ападаны Дария-Ксеркса”. Лестница с двумя маршами украшалась рельефами с изоображением шествия представителей подвластных народов.

В Персеполе выроботался и специфический “персидсикий ордер”, основу которого составляли высокие тонкие колонны, имевшие соотношение высоты к толщине – 1/18-20. Высокие колонны украшались каннелюрами и специфическими капителями в виде торсов быков. В Персеполе создаётся свой “имперский ахименидский стиль”, который стал господствующим на всей подвласной Ахеменидам территории. Пологие в несколько маршей лестницы, созданные впервые в Персеполе, закрепились в дальнейшем в иранской архитектуре более чем на тысячелетие.

Весной 330 г. до н.э. Александр Македонский захватил территорию Ирана и сжёг ападану Персеполя – родовое и культовое гнездо Ахеменидов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ритм в неолите – “Малая история искусств, Искуство Др.Востока”. С. 48 | Архитектура Додинастического периода, Раннего и Древнего царств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.