Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура Додинастического периода, Раннего и Древнего царств

Периодизация истории Древнего Египта

ТЕМА 4: Архитектура Древнего Египта

1) Додинастический период – эпоха неолита (4 тыс. до н.э.).

2) Раннее царство – конец 4 - начало 3 тыс. до н.э. (1-2 династии).

3) Древнее царство – 2900-2270 г. до н.э. (3-4 династии).

4) Среднее царство – 2100-1700 г. до н.э. (11-15 династии).

5) Новое царство – 1555-1090 г. до н.э. (18-20 династии).

6) Позднее царство – 1085-332 г. до н.э. (21-31 династии).

7) Период эллинизма – 332 г. до н.э. – 3 в. н.э.

 

В эпоху неолита в дельте Нила сложилась земледельческая культура. Широко распространённые тут глина, тростник и дерево стали основными строительными материалами. Сложившийся в это время тип жилища в последующие эпохи почти не менялся – небольшие прямоугольные строения, состоящие из нескольких помещений, стены в которых возводились из кирпича-сырца, внутренние балочные перекрытия – из дерева, крыша крылась тростником. Камень применялся в редких случаях при отделке деталей.

Жилые постройки служили прообразом погребальных сооружений. Гробницы этого времени представляют собой подземные прямоугольные помещения выложенные кирпичом-сырцом, покрытые обмазкой, на которую наносилась роспись. В этот период гробницы частных лиц мало отличались от гробниц правителей, в основном только вещами в них.

В конце 4 тыс. до н.э. во главе государств уже стояли фараоны, опиравшиеся на круг своих приближённых. Продолжая исполнять все функции племенного вождя, фараон объединял в себе все функции власти и считался воплощением сил природы.

В эпоху Раннего царства дальнейшее развитие получил культ мёртвых, оформившийся в сложную систему, основная роль в которой заключалась в сохранении тела умершего и обеспечении его дальнейшего существования. Для этого строились гробницы, куда помещались тела умерших, пропитанные особыми смолами, чтобы уберечь их от тления (мумии).

К эпохе Раннего царства уже сложилась традиция размещать заупокойные погребальные сооружения на западном берегу Нила – на границе орошаемых земель и Ливийской пустыни, которую египтяне называли «Страной смерти» (т.к. там, на западе, скрывалось солнце). Изменилась и планировка гробниц – появляются наземные сооружения, увеличивается подземная часть. Таких гробниц много в Саккара – некрополь Мемфиса. Тут же можно отметить и самое раннее применение камня в строительной технике и появление свода. Некоторые фараоны имели по 2 гробницы, одна из которых ложная – т.е. кенотаф(а).

Погребальные камеры сочетали деревянные и каменные конструкции. Самые ранние захоронения представляли собой холм, который затем стал укрепляться при помощи камня и кирпича. Из этой формы продолговатого плоского возвышения возникает традиционный вид древнеегипетского надгробия – мастаба, который в дальнейшем архитекторы широко развили. Мастаба (по арабск. – скамья) – гробница в Египте с прямоугольным основанием и слегка наклоненными внутрь стенами.

В эпоху Древнего царства усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона-деспота, сочетавшего высшие полномочия власти с саном верховного жреца. Весь Египет со всеми его жителями считался собственностью фараона. Представление о божественности фараона содействовало укреплению его власти, и возрастанию значения заупокойного культа. Об этом свидетельствует небывалый расцвет каменного строительства, наивысшим достижением которого явились гигантские пирамиды (причисленные ещё в древности к 7 чудесам света). Этому предшествовало увеличение гробницы-мастабы, ставшей конструктивной основой монументальных сооружений из камня. Одним из ранних является заупокойный храмовый комплекс фараона 3 династии Джосера. Его создал архитектор Имхотеп в 2650 г. до н.э.

По сравнению с предыдущими памятниками, ансамбль Джосера включает в себя большое количество сооружений, среди которых центральное место занимает ступенчатая пирамида. Пирамида имеет прямоугольное основание размерами 125х115 м, выложена из каменных блоков в виде 6 постепенно уменьшающихся ступеней (общая высота пирамиды составляет около 62 м). Каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси, что способствовало большей прочности сооружения ввиду отсутствия раствора. Вход располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте высечены подземные комнаты и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона. Помимо усыпальницы на территории комплекса находилась и южная гробница – кенотаф, с примыкавшей к ней молельней. Использованная система декора отличалась предельной простотой – светотеневой контраст выступов и ниш, имитирование в камне приёмов деревянных конструкций и тростниковой плетёнки, во фризах и капителях – стилизованные изображения бутонов лотоса, раскрытых цветов папируса и пальм, а также иероглифов. Но сама пирамида лишена всякого декора. Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны 3 династии.

Фараон 4 династии Снофру возвёл 3 большие пирамиды в Медуме и Дашуре. Их обычно рассматривают как переходный этап от ступенчатых к классическим. Пирамида в Медуме первоначально имела 7 ступенчатую конструкцию, но по мере её возведения ступени покрывались облицовкой из плит известняка, благодаря чему стороны приобрели форму двух плоских граней. Нижний массив представлял собой усечённую пирамиду, на которой размещена ещё одна, меньшая. Верхняя часть пирамиды разрушена, поэтому трудно сказать о её окончательном внешнем облике. Пирамида Снофру в Дашуре имеет форму приближающуюся к классической, но рёбра её граней имеют разный угол наклона, благодаря чему она не получила правильной формы. При пирамиде найдены 2 заупокойных храма, состоящих из нескольких помещений, в которых находились статуи с изображением фараона и обрядов погребального культа. В заупокойном храме Снофру архитектор впервые применилсвободно стоящие столбы, что позволило выявить их конструктивную роль опор. Весь архитектурный комплекс Дашура свидетельствует о дальнейшем развитии строительной техники сооружения монументальных конструкций из камня.

Преемники Снофру избрали местом строительства своих пирамид Гизе. Тут были возведены 3 великие пирамиды – фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Эти пирамиды аналогичны между собой, имеют правильную геометрическую форму и в отличие от пирамиды Джосера в их основании лежит квадрат. Все пирамиды точно ориентированы по сторонам света. Пропорции объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении». Первой была построена самая высокая пирамида Хеопса (27 в. до н.э., архитектор Хемиун, 147 м.). Эта пирамида определила пропорциональную соразмерность всего ансамбля вместе с прилегающими храмами и сфинксом фараона Хефрена. Пирамида сооружена из 2 300 000 блоков известняка, каждый весом ок. 2,5 т. Вход находился в северной стороне, откуда по коридорам можно было спуститься в подземную камеру или подняться в погребальную камеру фараона. (РАССМОТРЕТЬ НА ИЛЛ. ОРИЕНТАЦИЮ ПИРАМИДЫ НА ЗВЁЗДЫ). Грани пирамиды были облицованы, но сохранилась только часть у её вершины. В оформлении заупокойных храмов использованы декоративные возможности камня – сочетание розового гранита 4-гранных опор, белого известняка плит пола и тёмно-зелёного диорита статуй фараона вдоль стен.

Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов. Его преемники уже не возводили столь грандиозных сооружений. Пирамида Микерина осталась незаконченной и достраивалась уже его сыном, Шепсескафом, не из камня, а из кирпича. Для своей собственной гробницы Шепсескаф вновь обращается к форме мастабы, но внушительных размеров.

Строгая форма пирамид не способствовала их декоративности, которая находила своё выражение обычно в пышной отделке интерьеров храмов. Постепенно в заупокойных ансамблях 4-5 династий доминирующая роль переходит к храмам. Их общая планировка отличалась простотой и ясностью форм, а в оформлении внутреннего пространства в качестве опор применялись свободно стоящие столбы. Во внутреннем убранстве храма фараона Сахура в Абидосе использованлся ряд новых элементов – здесь впервые были применены колонны с растительными капителями в форме бутонов лотоса и папируса пальмовидные колонны с гладким стволом, а также папирусо- и лотосообразные колонны, имитировавшие связку стеблей. Декоративность усиливалась цветными рельефами, покрывавшими стены.

С развитием строительной техники и применением свободностоящих опор возрастают конструктивные возможности решения ансамбля и создаются новые формы сооружений – солнечные храмы фараонов 5 династии. Самым известным из них является храм Ниусерра в Абусире. Центральное место в этом ансамбле отводилось каменному абелиску – главному объекту солярного культа. Его игла, покрытая позолоченной медью, отражала солнечные лучи. Обелиск, как и весь комплекс храма, включавший открытый двор и крытые молельни, установлен на возвышении в виде терассы, обнесённой стеной. Обелиск невелик, но массивен по пропорциям. Его внешний вид символизировал священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившееся из бездны. Создание формы обелиска принадлежит Древнему царству, хотя на этом этапе обелиски входили только в ансамбль солнечных храмов.

Ещё в эпоху Древнего царства сложились 3 основных принципа древнеегипетского искусствасинтез всех его видов при ведущей роли архитектуры, монументальность и декоративность форм. Эти законы едины для памятников архитектуры, живописи, прикладного ремесла. В храмах Нового царства синтез искусств проявился в многократной форме – сочетание архитектурно-декоративно-пластических форм с росписями, музыкой, пением, танцами, составляющими неотъемлемую часть ритуала. Тексты гимнов, высеченные на стенах, с их ритмичным повтором строф, были созвучны развёртывающимся композициям в рельефе, где фигуры повторялись с определённым интервалом, при этом рельефные композиции составляют единое целое с архитектурным пространством.

В конце 3 тыс. до н.э. Египет распадается на отдельные части, но ок. 2050 г. до н.э. фараоны 9 династии смогли объединить страну и делают столицей г.Фивы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 3: Архитектура Древнего Востока | Архитектура эпохи Среднего и Нового царств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.