Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура эпохи Среднего и Нового царств

Начало эпохи Среднего царства ознаменовалось рядом успешных захватнических войн Египта, которые принесли большое количество рабов и новые территории. Для защиты города обносятся толстыми стенами из сырцового кирпича до 8 м. толщиной.

Интенсивная строительная деятельность фараонов Среднего царства сопровождалась сокращением масштабов собственно самих зданий и ансамблей.

Фараон 9 династии Ментухотеп 1 возводит свой заупокойный храм на скальных террасах на западном берегу Нила напротив Фив. Это был новый тип погребальных сооружений, в котором архитекторы Среднего царства, продолжая традиции и учитывая возросшую роль заупокойных храмов, сочетали тип скальной гробницы с традиционной формой пирамиды. Формируется тип прискальных ступенчатых ансамблей. На платформе размещены несколько терасс храма, окруженые колоннадами, к верхней из которых ведёт специальный пандус. Сверху храмовый комплекс увенчивала пирамида. Вместо традиционной протяжённости планировки по горизонтали (т.е. рядом) здесь архитектор располагает оба сооружения вертикально, совмещая их в единой конструкции. Все сооружения храмового комплекса непосредственно примыкали одно к другому, определяя общее направление к святилищу, вырубленному в скале. Посаженные правильными рядами аллеи сикомор оживляли архитектуру, дублируя вертикальный ритм колоннад.

Фараоны продолжали строительство пирамид, но они уступали древним и по размерам и по конструкции – например, сооружённые из кирпича-сырца пирамиды фараонов Сенусета 1 и Сенусета 2 вообще не сохранились.

В архитектуре этого периода впервые появляется такое конструктивное решение, как оформление входа в виде 2 массивных башен- пилонов – в дальнейшем этот приём будет закреплён в канонической системе планировки древнеегипетских храмов.

В конце Среднего царства наметился социальный кризис в стране, который повлёк за собой переворот около 1750 г. до н.э., а около 1720 г. до н.э. страна была захвачена племенами гиксосов – «народов моря».

После изгнания гиксосов и освобождения страны наступает эпоха Нового царства. Традицию скальных ступенчатых ансамблей продолжил храм царицы Хапшепсут в Дейр-эль-Бахри (1480 г. до н.э.). Композиция храмового комплекса удачно вписана в природное горное окружение и отличается осевым развитием композиции. Более чем километровая аллея сфинксов вела к первому двору. Рассекая первый ярус пополам специальный пандус поднимаясь на второй двор-терассу, в глубине которого ещё один пандус ведёт к третьему двору, окруженному колоннадой. Святилище, замыкающее план храма, вырублено в толще скалы.

С целью упрочнения государственной власти потребовалось введение единого общегосударственного культа. Эта роль была уготована фиванскому солнечному богу Амону. Новый культ определил и характер религиозных церемоний: процессии связанные с ритуалом перенесения в храм святой ладьи обусловили последовательность расположения основных помещений храма по продольной оси. Таким образом, формируется классическая планировочная схема храма Нового царства. Классический пример – Храм Хонсу (12 в. до н.э.).

Вход в храмовый комплекс Хонсу фланкировался пилонами, увенчанными мачтами с флагами. У стен пилонов стояли статуи фараонов и обелиски, между которыми находился узкий проход, ведущий в открытый залитый солнцем двор, обнесённый колоннадой. Далее этот путь вёл в полумрак гипостильного зала (один или несколько), где световой поток значительно сужался, завершаясь в святилище, погружённом во тьму. Египтянам было присуще конкретное осмысление пространства – колонные залы напоминали заросли папируса или пальмовые рощи, росписи перекрытий имитировали синеву неба, усеянную золотыми звёздами.

Помимо строительных проблем, архитекторы решали задачи пространственной композиции, вписывая храмовые комплексы в окружающий ландшафт. При этом существенное значение имело местоположение их относительно Нила, от которого к пилонам вели аллеи сфинксов.

На протяжении Нового царства оформились основные части архитектурного ансамбля Карнака, включавшего помимо основного храма Амона комплексы храмов Мут и Хонсу (триада фиванских богов), расположенные к югу от главного храма. Все храмы в Карнаке в своём оформлении получили классическую планировочную схему храма Нового царства.

План основного храма в Карнаке – храма Аммона, решён в виде базилики, у которой колонны центрального нефа высотой 20 м и диаметром 3,5 м на 7 м выше колон в боковых нефах, что создаёт градацию света и форм.

В этот же период был окончен храм в Луксоре, который располагаясь вдоль Нила, имеет большую протяжённость по оси север-юг. Его планировка свидетельствует об усложнении классической планировочной схемы храма Нового царства, т.к. комплекс имеет два перистильных двора. Гипостильный зал храма в Луксоре отличается особой декоративной пышностью. Его колоннаду центрального прохода, расположенного по главной оси храма, венчали капители в виде раскрытых цветов папируса. Колонны боковых нефов воспроизводили форму связки стеблей папируса. Их гладкие стволы, как и в центральном нефе, сплошь покрыты рельефом ритуального и исторического содержания.

Именно колонны играли ведущую роль в планировке храма в Луксоре. Сдвоенные колонны в виде связок папируса обрамляют открытый двор. В организации внутреннего пространства применён приём нарастания движения к центральной колоннаде. Колонны первого двора имеют капители в форме бутонов, центрального прохода – в виде раскрытых цветов. Т.о., перед идущим вдоль оси храма разворачиваются во временной протяжённости как бы две фазы жизни – её зарождение и расцвет. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма.

Таким образом, строительство гигантских каменных комплексов, главной частью которых были многоколонные гипостильные залы, привело к совершенствованию конструктивной и художественной тектоники стоечно-балочной системы сооружений, к формированию египетского архитектурного ордера.

Существенным нововведением архитектуры Нового царства было отделение гробницы от заупокойного храма.

В конце Нового царства фараон 19 династии Рамсес 2 возводит погребальный ансамбль Рамсеум. В ансамбль Рамсеума помимо системы колонных залов и дворов входили дворцовые сооружения, предназначенные для пребывания фараона во время религиозных церемоний. Сочетание заупокойного храма и дворца в едином комплексе становится отличительной особенностью архитектуры конца Нового царства. Чтобы придать всему ансамблю цельность архитектор обносит южную сторону храмового двора и фасад дворца единой колоннадой.

Скальный храм Рамсеса 2 в Абу-Симбел состоял из Большого храма, посвящённого 3 богам – Амону, Ра-Хоратхе и Пта, и Малого храма – в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса 2 Нефертари. Фасад Большого храма оформлен в виде четырёх 20-метровых портретных статуй Рамсеса 2, между которыми размещён вход в храм. Планировка скального храма в целом повторяла классическую планировочную схему храма Нового царства с имитацией перистильных дворов и гипостильных залов, вырубленных в твёрдой горной породе. Храм ориентирован на восток таким образом, что первые лучи солнца, проникая во внутреннее пространство, попадают сначала в первый зал с четырёхгранными столбами и статуями фараона, затем далее в святилище, которое находится на расстоянии 55 м от входа. Лучи солнца лишь дважды в год вырывали из мрака фигуры Амона, Ра-Хоратхе и фараона.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура Додинастического периода, Раннего и Древнего царств | Архитектура Позднего царства и Эллинистического периода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.