Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и религия

Искусство. Эстетическая культура

Культура и наука

Культура и религия

Лекция №2.

Тема: Формы культуры (2 часа)

Культура - это все, что создано человеком, его "вторая природа", мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат "богооткровения"? Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому религия рассматривается как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий.

Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения. Таким образом, объясняют возникновение религиозных политеистических систем, в которых множество богов олицетворяют разные природные стихии. Долгое время считалось, что религия — плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым. Следовательно, она должна исчезнуть с развитием научных представлений о мире, на этом строилась материалистическая критика религии, идущая от французских материалистов (Дидро, Руссо) и Л.Фейербаха, и широко развернутая в марксистской философии. Но она не исчезла с появлением и возрастанием научного знания. Что продолжает и в наши дни порождать религиозную веру? Какое место религия занимает в системе культуры? И как она соотносится с так и не вытеснившим ее научным познанием: они противоречат или дополняют друг друга? Вот, пожалуй, самый интересный вопрос для современного человека, который воспитывался на резком противопоставлении одного и другого. Религия в своем развитии прошла длинный и сложный путь формирования. На первона­чальных стадиях развития человеческого общества утвердились рели­гиозные верования, в которых запечатлевалось осознание людьми зави­симости от природных сил. Так как уровень развития был еще низким, человек не отделял себя от природы и переносил на нее отношения, складывавшиеся в первобытной общине. Не понимая сути многих природных явлений, будучи перед ними бессильным, человек испытал чувство страха перед этими явлениями — "таинственными" силами, пытаясь найти способы воздействия на них.

В процессе длительной эволюции архаического сознания, его рационализации появляются и закрепляются в культуре представления о "сверхъестественном". В основе этих представлений лежат "верования в одушевление всей природы. Для примитивных человеческих племён солнце и звёзды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевлёнными существами, которые живут наподобие людей или животных. Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — это вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира. Первобытные люди старались понять, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти, задавались вопросом, "что такое человеческие образы, появляющиеся во снах и видениях". Они считали, что душа способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям, спящим и бодрствующим.

Тотемизм (от слова “ототем”, что означает “его род”)— комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами — животными или растениями, которые, согласно мифическим представлениям, являлись предком — покровителем данного рода и символом кровного родства.

Фетишизм (от фр. fetish — вещь, идол, талисман) — он проявлялся как почитание неодушевлен­ных материальных предметов, наделенных, по мнению древних, таинст­венными свойствами. Поклонялись неодушевлённым предметам, которым приписывали чудодейственные свойства (скалы, деревья, раковины, различные бытовые предметы: горшки и т.п.). Объектом религиозных отношений, признаваемым святыней, сна­чала был какой-либо существующий предмет, животное, наделяемое сверхчувствительными свойствами. Ему поклонялись, он становился фетишем. Поскольку человеку хотелось, чтобы предмет поклонения оказывал нужные ему (человеку) действия, то получила развитие магия, возникли колдовские обряды, заклинания.

Магия (от греч. magic — колдовство, волшебство) — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей и окружающую действительность. Представления о сверхъестественном явлении становятся основой развития более сложного видения мира и воздействия человека на окружающую среду, что и проявляется в магии. В процессе передачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычных явлениях формируется особая форма закрепления памяти человечества — миф. Мифы представляют собой сложное культурное явление. В них своеобразно запечатлена древняя история человечества, и каждое новое поколение современных людей прочитывают её в духе усвоенных (или утраченных) культурных традиций. Миф — это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе. В нём всегда присутствует обобщающее начало. Мифы объясняют появление различных природных и культурных особенностей, повествуют о происхождении космоса и человека, рассказывают о звёздах и планетах, о чудесных существах — родоначальниках племени, о фантастическом сверхъестественном родстве между определёнными группами людей (родом, племенем) и тотемом, воспевают подвиги героев, предупреждали о конце мира и катастрофах.

Проблема соотношения культуры и религии всегда вызывала большой интерес у мыслителей разных научных школ и мировоззренческих ориентации. Именно с культурой многие связывают возрож­дение нации, а в свою очередь возрождение культуры — с религией. Первая культурологическая концепция — богословская, или религиоз­ная: практически все ее представители исходили из того, что объявляли религию основой культуры. Такому подходу противостоит другой — атеис­тический, вообще исключающий религию из понятия культуры, счи­тающий их явлениями различными, противостоящими друг другу.

Религия (от лат. religio — благочестие, святыня, набожность, предмет культа) представляет собой мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, кото­рые основываются на вере в существование бога. Религия – это совокупность взглядов на мир, которые основываются на вере в бога. Этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему силу в «открытии» знаний, которые должно принимать на веру, не требуя доказательств, религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это и совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек, выражает свое отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве. Молитва – это совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек как требования, предъявленным ему богом и определенным образом построить свою жизнь. Вера сама по себе есть индивидуальный феномен, который включает доверие к какому-то объекту, событию, принципу как воплощению ценности и источнику смысла жизни. Религия включает ритуальное поведение – молитва, пение, танец. Центральная роль в религии принадлежит символам. Символ – это вещь, которая представляет или напоминает о чем-то еще, знак чего-то другого. С помощью символов можно совершать определенные действия не «по правде», а символически. Символы - это объекты (крест, луна), - это поведения, поступки; это мифы или предания.

Если цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить в зависимости от того, в чьих руках оно находится. А культура, как могучая река, вытекающая из древнего истока, и часто вступает в конфликт с цивилизацией. То религия, составляет основу и стержень культуры, один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели – т.е. всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура и функции культуры | Искусство. Эстетическая культура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.