Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древняя культура кыргызского народа




Кыргызское профессиональное искусство.

Эпическое наследие кыргызов.

Древняя культура кыргызского народа.

Лекция №7.

Тема: Культура кыргызского народа (2 часа).

Культура кыргызского народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, её духовной жизни народа. В понятие культуры входит, как вы знаете, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа. Все, то, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Культура Кыргызстана складывается в те же века, что и становление кыргызской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной, культурной и духовной. Киргизия складывалась и развивалась поначалу из различных племен, жизнь которых развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единого кыргызского народа. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты. На развитие кыргызской культуры влияло так же то, что Кыргызстан складывался как горно-кочевое государство, открытое всем внешним влияниям. И шло это из глубины веков. В культуре кыргызов отразились традиции всех восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми кыргызы обменивались производственными навыками, торговали, воевали с другими народами и государствами.

В 16-18 вв. среди кыргызов начинает распространяться ислам. Религию настойчиво насаждали суфийские общины Восточного Туркестана и Ферганы. Принятие ислама укрепляло положение кыргызских феодалов среди среднеазиатских правителей, позволяло им вступить с последними в равноправные дипломатические отношения, обучать своих детей грамоте в мечетях и медресе, заключать выгодные браки. Но большинство рядовых кочевников, формально признавая религию, на деле отвергали её догматику (такие обряды, как совершение пятикратного намаза и соблюдение поста - ураза). Многие отечественные и зарубежные исследователи прошлого отмечали полное равнодушие кыргызского народа к мусульманству. У народа прочно сохранялся культ божеств Тенгри, Умай-эне, Жер-эне. Кыргызы верили в демонические силы. У них пользовались большим уважением шаманы, а прорицатели, провидцы, гадатели. Языческие верования сохранялись и в поклонении земле, воде, родникам, камням в лесу, святым горам и вознесения молитв Солнцу и Луне. В верованиях кыргызов сохранялись пережитки тотемизма. Широко распространённым был культ предков, духи которых, по поверьям, покровительствовали живым.



Хотя кыргызы вели в основном кочевой образ жизни, где главным видом жилища у них была юрта, но и имелись строительные сооружения. Можно говорить о культовой архитектуре как мавзолеи - кумбезы, мечети и медресе. Их архитектура уходила своими истоками в средневековье и имела атрибуты исламской культуры с местными особенностями. В архитектуре более всего нашли отражение национальные традиции, стиль, отмеченный простотой и согласованностью форм.

Кыргызская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. На протяжении веков кыргызская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для неё были характерны общность форм для всех слоёв населения, но с определённой социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделкой мехом, вышивка и украшения. Традиционными материалами были для неё кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые киргизы изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шёлка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности её обладателей. Широко использовались также хлопчатобумажные ткани.

Высокому уровню хозяйства, сложному общественному и государственному устройству вполне соответствовало их культурное развитие. Его высота наиболее ярко проявилась в письменности. С раннего средневековья и до начала XX в. кыргызы пользовались письмом руническим, арабским, фарси и чагатайским. Сохранились эпиграфические памятники средневековья, документы, отдельные рукописи и даже книги ХУШ-ХХ вв. Обнаружена целая серия писем первой трети XIX века с берегов Иссык-Куля сибирским властям на кыргызском языке. Ещё недавнее утверждение о том, что кыргызы до революции не имели письменности, привело к тому, что отвергались даже произведения кыргызов, хотя в прошлом столетии имелись не только талантливые авторы-исполнители устных форм поэзии, но и акыны – письменники. Под запретом находилось творчество акынов, называемых «заманистами». Деятельность их в исторических трудах и литературоведении оценивалась негативно. Речь идёт об акынах, создавших немало поистине талантливых произведений, как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч. Этих поэтов относят к классикам кыргызской литературы.

Кыргызский народ богат своими традициями и праздниками. Существует много праздников, которые сложились на протяжении многих лет, и которые имеют свои нравы и обычаи. Например, такие как Нооруз, Курман-айт, Ураза-айт. Нооруз - 21 марта у кыргызстанцев светлый праздник. Нооруз переводится с персидского: но - новый, руз - день, т.е. день нового года. У кыргызов он празднуется в день великого равноденствия. Обряды, совершаемые предками при встрече нового года, сложились уже давно на протяжении многих лет. В последний день старого года и накануне встречи первого дня нового года кыргызы окуривали дымом дом, а также всех членов семьи. При этом ритуале они надеялись, что Нооруз принесет в их дом счастье, благополучие и удачу. Все члены семьи готовили себе к празднику новую одежду, предпочитали яркие цвета: красный, белый, голубой. В новогоднюю ночь варилась каша из пшеницы, ячменя, пшена и приготовленной пищей угощали соседей, при этом желали друг другу счастья, здоровья, благополучия, добропорядочности и честности. С Нооруза кыргызы начинали новый год и ожидали всяческих удач в дальнейшей жизни.

Курман-айт или Курбан-байрам - наиболее значимый для мусульман праздник жертвоприношения. Длится он 3 - 4 дня. В этот день необходимо приносить в жертву животных, режут овец и ягнят. Этот ритуал должен совершать каждый верующий мусульманин. Мусульманин, совершающий жертвоприношение, не должен скупиться на угощения, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. В ритуальный праздник входит особая молитва. В этот день принято посещать могилы предков, наносить визиты друзьям, делать подарки. Курман-айт символизирует для мусульман всемогущество и милосердие всевышнего творца.

Праздник Ураза - айт длится три дня и завершает месячный пост рамазан, в течение которого правоверные мусульмане весь световой день не должны есть, пить, курить. Все это можно делать только ночью. Это праздник духовного и физического очищения. Пост, предшествующий празднику, является одним из пяти требований, которые должен выполнять мусульманин. В дни Ураза айт верующий посещает могилы своих родных и близких, встречается с друзьями и родственниками, пекутся боорсоки, зажигаются свечи, и читается Коран.

Народные традиции, обычаи и обряды кыргызского народа определялись кочевым образом жизни. Особое место среди них занимают семейно-бытовые традиции, которые складывались веками и отражают накопленную многими поколениями мудрость. Рождение ребенка рассматривается как особо радостное, счастливое событие. Несколько человек как добрые глашатаи верхом на конях разносят весть о рождении ребенка всем знакомым, родным и друзьям, за что получают подарки - суюнчи. Близкие родственники и друзья при этом прославляют родителей. Традиционно отмечались и такие события в жизни малыша, как укладывание в колыбель – бешик. В сопровождении песни ребенка укладывали в колыбель. Когда он делал первые шаги, родители устраивают праздник с угощениями, играми, соревнованиями. В кыргызской семье жилище бабушки и дедушки называли не иначе, как "большой дом", выражая этим почтительность к основателям семьи.

Одно из главных мест в семейных торжествах занимает свадьба. Оплата калыма (выкуп в виде денег и скота за невесту), обмен многочисленной одеждой родственниками (кийит), богатое приданое (сеп), кошоки (материнские песни-наставления дочери о том, как вести себя в доме мужа, просьбы к родителям мужа хорошо обращаться с ней). В кыргызских свадьбах много игр: кыз-оюн (игры девушек), песенные состязания (айтыш) и др. Одной из свадебных традиций является поочередное приглашение невестки в гости родственниками жениха - отко - киргизуу (поклонение огню).

Любой этнос имеет свою своеобразную кухню. Именно в пище древние традиции народа оказались наиболее устойчивыми. Сложившиеся и отработанные за века ассортимент блюд и способы их приготовления глубоко самобытны и оригинальны. Одна из особенностей кыргызской кухни состоит в том, что продукты большей частью сохраняют свой натуральный вид и вкус. Главными же из них остаются мясо, молоко, овощи и фрукты, широко используются мучные изделия. Вообще мясо в самых разных его видах и сочетаниях - самое главное угощение кыргызов. Существует даже своеобразная церемония подачи мяса к дасторкону - "Устукан", при котором в зависимости от возраста и почетности гостей подаются различные части барана в строгой последовательности. Самое почетное место на дасторконе - Бешбармаку (пять пальцев). Это мелко накрошенное вареное мясо с лапшой, соусом и специями. Кыргызскую кухню невозможно представить без молока и молочных продуктов - сюзьме и курута, айрана и каймака. Из кобыльего молока готовится кумыс, который славится исключительными вкусовыми и целебными свойствами.

С давних пор в досуге кыргызов большое место отводилось народным играм и развлечениям, без которых не проходило ни одно народное гуляние. При этом характер многих игр был связан с условиями кочевой жизни, требовавшей постоянной готовности к действиям, храбрости, силы и ловкости. Самым любимым и почитаемым были и остаются состязания наездников. Это ат-чабыш (скачки на длинные дистанции), улак-тартыш или кок-бору (борьба всадников за тушу козла), жорго-салыш (бег иноходцев).

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Вся история, обычаи, нравы запечатлены в известном героическом эпосе «Манас», которое мы рассмотрим в следующем вопросе.

2. Эпическое наследие кыргызов.

Кочевые предки кыргызского народа, к сожалению, не оставили в наследство ни грандиозных пирамид и храмов, ни кружевных соборов и арок, ни каких-либо других памятников старины, чем так богаты Индия, Франция, Италия, Греция и другие страны мира, о которых мы узнали на предыдущих лекциях. Однако мы горды тем, что наши предки воздвигли и сберегли для нас свою духовную крепость — величайшее произведение искусства, сотво­ренное магической силой слова — героический эпос «Манас» Эта крепость не нуждается, ни в какой реставрации. Это как колокол, во все времена с одинаковым звучанием исполняющий гимны. Эпос «Манас» - подлинно - эпическое произведение, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни кыргызского народа: его этнический состав, быт. Обычаи, нравы, этнические вкусы, этнические нормы, суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей природе, религиозные понятия, и другие знания. В нём нашли яркое отражение поэтика и язык народа. «Манас» по праву называют «энциклопедией жизни кыргызского народа». Усилиями народных сказателей манасчи он возрастался в грандиозную поэму, включающую в себя все новые и новые исторические события и персонажи, усложняясь в сюжетосложении. Современная эпопея результат художественного воплощения многими поколениями талантливых акынов - манасчи почти тысячелетней истории кыргызского народа.

Если вдуматься, именно эпос «Манас» сыграл главную роль в самосохранении кыргызского народа как нации, не дал родному языку раствориться в многочисленных исторических катаклизмах. Эпос «Манас»- святыня и вечная совесть кыргызского народа, необычайный по величине, глубине и силе своего воздействия образец устного народного творчества, отразивший главные исторические этапы, пройденные народам. Эпос «Манас» является не только монументальным созданиям народного гения, в нём заложена духовная мощь и сила, способная пробудить героя в каждом человеке. Это апогей нравственной и духовной чистоты народа. Это знамя, объединяющее народ Кыргызстана в прошлом и будущем. На санскрите слово «манас» означает «ум». И не только сам народный герой умен, весь сказ о нем пронизан народной мудростью. «Океаноподобный эпос» — говорят о «Манасе». Даже великие акыны не могли до конца рассказать его, им не хватало их земной жизни, и каждый уходил в мир иной, сожалея о своем несовершенстве.

В образе легендарного Манаса создатели эпоса воплотили народный идеал борца за справедливость, воина, отстаивающего честь и независимость родной страны. Основной идеей эпоса является благородная идея объединения кыргызского народа в борьбе против иноземного врага. Центральное место в эпосе занимает идея сохранения единства и сплоченности кыргызского народа. В этом произведении встает во весь свой рост исполинская фигура Манаса Великодушного, именем которого назван эпос. Именно он был призван объединить разрозненные кыргызские племена в народ. Эпос создавался в течение тысячелетий, вбирая в себя множество былин, народных сказок и преданий. Эпос представляет собой трилогию-повествование о богатыре Манасе, его сыне Семетее и внуке Сейтеке. Полное издание эпоса едва уместилось бы в двадцати объемных томах и не менее полугода потребовалось бы на его прочтение. Многие кыргызы и сегодня наизусть цитируют отрывки из эпоса, а изречения из него давно стали частью разговорного языка.

Кыргызы неслучайно к имени Манаса добавляют эпитет «Великодушный». Речь идет о наиболее ценном душевном качестве народного героя, отношение к которому запечатлено в емких и поэтичных разговорных символах. Кыргызы благоговейно относятся к свету, озеру, луне, воде. Называя батыра Манаса Айкёл Манас, народ вкладывает в это имя сокровенный смысл. Ай — это луна (свет, доброта, лучезарность). Кёл — это озеро (глубина, чистота, безбрежность). Сочетание этих двух слов и выражает понятие Великой Души. Эпос «Манас» является шедевром устного поэтического творчества кыргызского народа. Это поистине эпос-океан, отразивший в поэтическом слове многовековую историю народа. И действительно, ни одно из мировых эпических произведений не может сравниться с эпосом "Манас» ни по объёму, ни по художественной поэтике, ни по богатству содержания. Объем эпоса составляет 500553строки, в то время как всемирно известные произведения великого слепца Гомера «Илиада» (15693 строки) и «Одиссея» (12110 строк) вместе - 27803 строки. Объём кыргызского эпоса почти в 20 раз превышает объем этого литературного памятника древней Греции. «Манас» объёмнее «Махабхараты» в два с половиной раза и «Шах-намэ» в пять раз.

Манаса называют "легендарным». Долгое время герой эпоса для всех был олицетворением мифического, сказочного героя, но в последнее время его все чаще воспринимают как реальную историческую личность и есть масса доказательств тому, что мы недалеки от истины. Целый ряд свидетельств «оживляют» батыра Манаса, доказывая реальность его бытия в далеком прошлом.

Философско-эстетические, морально-этические, общественно-политические взгляды и воззрения кыргызского народа во всем их богатстве представлены в различных жанрах устно-поэтического творчества, начиная с миниатюрных стихов, поговорок, пословиц и загадок, кончая крупнейшими эпическими творениями как эпос «Манас». Сказатели-манасчи всегда выступали и в роли творцов, и в роли исполнителей-аэдов своих собственных вариантов этого "царя" эпических поэм. Из сказателей XIX и начала XX в. наиболее популярными были талантливые Келдибек, Балык, Чоюке, Акылбек, Тыныбек, Сагымбай и "последний из могикан" Саякбай Каралаев.

Наряду с "Манасом" у кыргызов имеются и произведения так называемого "малого эпоса". К ним относятся вышеупомянутый "Эр Тоштюк", "Курманбек", "Кожожаш", "Эр Табылды", "Жаныш и Байыш", "Жаныл Мырза", "Эр Солтонай", "Кедейкан", "Сарынжи-Бокей", "Олжобай и Кишимжан" и др. Термин "малый эпос" употребляется здесь весьма условно. Эти поэмы называются "малыми" только по отношению к океаноподобной эпопее "Манас". А так каждая из них насчитывает десятки тысяч стихотворных строк. Они по своему жанру и содержательно-формальным признакам разделяются на героические, жизненно-бытовые, социально-философские, лирические и фантастические и отражают жизнь и быт народа на различных этапах его истории. Мы разделяем их на такие жанры только по доминирующей в них теме, хотя они воплощают в себе, как и другие фольклорные произведения, все многообразие жизни и быта народа, его идеалы и представления о лучшей доле, о мире и справедливости в этом беспокойном мире.





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2050; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.230.230
Генерация страницы за: 0.091 сек.