Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства

Заявленная тема – новое искусство. Ортега-и-гассет не называет свой труд философским. Какие черты нового искусства выделяет Ортега-и-Гассет в своем эссе?

Отражается предшествующая традиция. Главное – стиль + искусство для элиты. Искусство теперь не понятно большинству.

1-й пункт, характеризующий новое искусство, à дегуманизация искусства (люди не видят в искусстве отражение реальности)

19 век à революционный (породил феномен массовой литературы)

Ортега воспринимает массовость как общекультурный, психологический феномен à стремление передавать реальность и вызывать эстетическое чувство (но на самом деле это не эстетическое чувство, а лишь физиологическое, психологическое).

Непонятность – не цель, а свойство этого искусства.

Новое искусство – искусство для художника (именно поэтому это искусство для меньшинства)

Дегуманизация – отказ от человечности, т.е. подобия (идея не только цель изображения, но и предмет изображения).

+ важное свойство – деформация реальности

Есть реальная реальность, а есть разные восприятия, точки зрения

Искусство – точка зрения, конструкт, кот. Не имеет отношения к реальности. Это стиль. Это стекло, а не сад. В искусстве всегда имеет место деформация реальности.

Современное искусство – продолжение романтической тенденции (автор – центр мира, он пишет, и все должны читать).

Метафора – краеугольный камень современного искусства.

Еще один важный прием – ирония.

Еще один прием – гиперреализм (рассмотрение явления под микроскопом à если разложить поэзию, останутся лишь звуки.

В чем двойственность современного искусства?

С одной стороны элитарное искусство для единиц, но с другой – всё авангардное в итоге становится массовым.

Хотят утвердить искусство для искусства, но с другой стороны, отрицают искусство и культуру как таковые.

Эстетическое удовольствие д.б. удовольствием разумным (речь идет о духе, чуть ли не в христианском значении)

Человек масс – кто он? Почему авангардисты восстают против него? Зашоренный, не способный к восприятию нового. Некий варвар в сравнении с элитой. Масса – не соц.группа, не отдельный соц.класс. Главная характеристика – герметизм (нежелание учиться, принимать что-то новое).

Отношение к Шпенглеру à говорит, что закат Европы надуман.

 

Т.С.Элиот: «Бесплодная Земля»

Изначально названием должна была стать цитата из Диккенса

Статья «Традиция и инд.талант» 1919 г.

В чем проблематика? Любое приобщение к литературной традиции – не безболезненный процесс. Старое постоянно перерождается, т.к. появляется новое. Прошлое связано с настоящим и просматривается через призму этого настоящего. Как такового корпуса наследования нет. Традиция предполагает и чувство истории.

Почему он говорит о поэте после 25 лет (кот.продолжает свой путь)

Деперсонализация, обобщение, генерализация, деиндивидуализация).

à объективация (меньше всего он хочет сказать, что поэзию рождают эмоции; эмоциональный план для него закрыт).

+ эссе «Гамлет и его проблемы» (понятие «объективный коррелят»)

Пример – «Ода соловью» Китса à начинается вроде как с его чувств, но заканчивается пением соловья, уже нет сердечной боли и т.д.

Поэт à объект.коррелят ß--------читатель

Процесс трансляции делается объективным.

Никакого прошлого эмоционального опыта в хорошей поэзии нет. Поэтому любил поэтов+метафизиков 17 в. (сложные метафоры, которые передают некие чувства, но самодостаточны по сути).

Поэт интересен не личными эмоциями. Процесс переходит на более высокий уровень.

+ он не верит в право романтической индивидуальности на самовыражение (считает, что такой путь исчерпан)

На самом деле Элиотовская поэзия очень личная, но понять это почти невозможно.

«Бесплодная Земля»

Ш часть à многоголосье; несколько девушек (это простые девушки)

à дело происходит на реке (упоминание о дегте и нефти и одновременно Элизабет и Нестер, т.е. соединение времен)

3 дочери Темзы – 3 утопленницы à связь с Вагнером (3 дочери Рейна)

Современные девушки из бедных предместий, обесчесченные, обманутые, брошенные и утопившиеся.

Есть ли тут единый герой/повествователь?

«Апрель – жесточайший месяц» à почему?

Сирень – традиционно кладбищенское растение.

Все, что было сокрыто снегом, оголяется и становится видимым.

Апрель связан с Пасхой à воскресение Спасителя, мысли о Страшном Суде + явление мертвых получает дополнительный оттенок.

Поэма – многоголосье. Есть единое некое настроение (человек в преддверии катастрофы) отсылки и к прошлому, и к настоящему.

Что такое «The Waste Land”? (цитата из Вестон à ученица Юнга à теория коллективного общего бессознательного + Фрейзер «Золотая Ветвь»).

Такая земля связана с мертвецами. В поэме много воды, а к концу измелевший Ганг, иссушенные колодцы. Пейзаж Сизифов à все время речь о воде, но она недоступна.

Есть образ короля-рыбака?

à рыцарские романы, связанные с поиском священного Грааля (Персиваль/Перцифаль)

Священный Грааль – чаша с кровью Христа, которая по легенде находится в Британии.

Ожидание накануне Пасхи. Бесплодная земля, которая ищет божественного причастия.

Но Священный Грааль не найден, конец странный. Причастия нет. Облегчение не наступает.

Набор аллюзий – опыт человека, государства которые утратили веру и не смеют о ней просить.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сюрреализм и Аполлинер | Джеймс Джойс Улисс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.