Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение метода объяснительного чтения

В.П.Вахтеров в статье «Объяснительное чтение с вос­питательной точки зрения» приводит пример: дети 4-го года обуче­ния, читая предложение из «Священной истории» Иосиф самый лю­бимый сын Иакова, не могли ответить на вопросы: о чем прочитали? Чей сын был Иосиф? - и с удивлением смотрели на спрашивающе­го, не понимая, чего от них хотят. При отсутствии соз­нательности чтения не было речи и о выразительности.

Из истории методики чтения

Методика преподавания литературы

(по материалам учебников: Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. М.: Академия, 2007; Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида (гл. Обучение чтению).

 

Предметом методики является процесс обучения чтению, литературе, и понятие обучение включает в себя: 1. содержание обучения, литературные тексты, которые должны быть освоены, 2. деятельность учителя по отбору и подаче материала учащимся, по организации их учебногго труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений, 3. деятельность учащихся по усвоению знаний.

Результат обучения также входит в понятие предмет методики.

 

Задачи методики: 1. «зачем изучать», т.е. определение целей и задач обучения литературному чтению, 2. «чему учить», т.е. определение содержания обучения, обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся; методика определяет минимум знаний, умений, критерии их выявления и оценки, 3. «как учить», т.е. разработка методов и приемов обучения, 4. «как контролировать усвоенное», т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

До XIX в. проблема сознательности чтения не выдвигалась на первый план обучения, детей стремились научить механическому озвучиванию текстов. В результате ученики, «прочитав» отрывок, не могли передать его содержание или отве­тить на вопросы по нему.

Н.А.Корф утверждал: нельзя обнаружить умения читать «столь же естественным голосом и с таким же выражением, как говоришь».

 

К середине XIX в. осознается как методическая задача понимать прочитанный текст. Об этом писал Ф.И.Буслаев в работе « О преподавании отечественного языка » ( 1844), утверждавший, что основой теоретических знаний и практических умений по языку должно явиться чтение художественных текстов, созданных писателями.

Ф.И. Буслаев говорит об отчетливом чтении (термина сознательное чтение еще не было): «Отчетливое чтение состоит в ясном уразумении прочитанного, а для этого на­до понять главную мысль и дать отчет в частностях, по которым главная мысль проведена»[1].

По Буслаеву, чтение становится составной ча­стью обучения родному языку. В дальнейшем эта традиция закре­пляется в русской начальной школе: чтение не выделяется из предмета «Родной язык», а входит в него наряду с обучением гра­моте, грамматикой и развитием речи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10 | К.Д. Ушинский - родоначальник метода объяснительного чтения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.