Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера осмысления произведения




Осмыслению в произведении подвергается содержание и художественная форма в их единстве.

- Осмысление содержания — это качество восприятия смысла про­изведения, способность читателя интерпретировать текст адекватно авторскому замыслу. В содержании произведения выделяется ряд компонентов: тематика и проблематика, образы персонажей, пространства и времени, конфликт, его развитие и разрешение. Нас ин­тересует, как создается образ, каким он предстает перед читателем, какое содержание вкладывает в него автор и как точно может читатель это содержание понять.

Качество осмысле­ния будет проявляться в том, замечает ли читатель изменения в настроении, эмоциональном состоянии персонажей, или лири­ческого героя, или автора произведения (динамику эмоций) и понимает ли причины этих изменений; понимает ли характер пер­сонажа, может ли по поступкам, высказываниям, мыслям, чув­ствам персонажа определить его характер; осознает ли связь меж­ду характером и поступками, т.е. причины и последствия поступ­ков персонажей; понимает ли зависимость характера от времени и места действия; видит ли причины конфликта, его суть; видит ли логику в развитии действия и объясняет ли причины разреше­ния конфликта; дифференцирует ли авторское и свое собствен­ное отношение к изображаемому и его оценку; умеет ли за конк­ретным видеть общее, за содержанием — смысл.

 

- Осмысление художественной формы — это способность чита­теля видеть формальные элементы произведения и объяснять их функ­ции в каждом конкретном случае:

-изобразительно-выразительные средства (стилистические детали) — звуковые, лексические, се­мантические, синтаксические. Это уровень языка, стиля писателя. Читатель воссоздает художественный образ полноценно только тогда, когда обращает внимание на звуковые, лексиче­ские, синтаксические особенности текста: как описаны персона­жи, пейзажи, интерьеры, действия героев, какова их речь? Писа­тель тщательно отбирает языковые средства, рисует словом, це­ленаправленно воздействуя на чувства и воображение читателя. Показателем и критерием активности и точности работы будет способность читателя видеть в тексте языковые изобразительно-выразительные средства, объяс­нять их значение (например, расшифровывать эпитеты, метафоры, метонимии и т.п.) и определять, какова их роль в создании образа, ощущения, настроения, ассоциативной связи или в вы­ражении отношения (автора или персонажа) к изображаемому.

- особенности композиции произведения. На этом уровне читатель видит особенности архитектони­ки произведения, выделяет смысловые части текста, объясняет их взаимосвязь; определяет фабулу и сюжет произведения и выде­ляет их элементы, понимает их роль в сюжетной организации и в воплощении авторского замысла; объясняет роль названия, жан­рового подзаголовка, образов в структуре текста и взаимосвязь между ними (пейзаж — герой, портрет — характер, образы вре­мени и места — образы персонажей; вставные элементы и их связь с основным повествованием; автор — рассказчик — персонаж и т.п.), видит способы создания характера персонажей, выбран­ные автором, и т.д.

Итог деятельности читателя художественного произведения — осмысление текста, постижение авторской идеи произведения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.