КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сфера осмысления произведенияОсмыслению в произведении подвергается содержание и художественная форма в их единстве. - Осмысление содержания — это качество восприятия смысла произведения, способность читателя интерпретировать текст адекватно авторскому замыслу. В содержании произведения выделяется ряд компонентов: тематика и проблематика, образы персонажей, пространства и времени, конфликт, его развитие и разрешение. Нас интересует, как создается образ, каким он предстает перед читателем, какое содержание вкладывает в него автор и как точно может читатель это содержание понять. Качество осмысления будет проявляться в том, замечает ли читатель изменения в настроении, эмоциональном состоянии персонажей, или лирического героя, или автора произведения (динамику эмоций) и понимает ли причины этих изменений; понимает ли характер персонажа, может ли по поступкам, высказываниям, мыслям, чувствам персонажа определить его характер; осознает ли связь между характером и поступками, т.е. причины и последствия поступков персонажей; понимает ли зависимость характера от времени и места действия; видит ли причины конфликта, его суть; видит ли логику в развитии действия и объясняет ли причины разрешения конфликта; дифференцирует ли авторское и свое собственное отношение к изображаемому и его оценку; умеет ли за конкретным видеть общее, за содержанием — смысл.
- Осмысление художественной формы — это способность читателя видеть формальные элементы произведения и объяснять их функции в каждом конкретном случае: -изобразительно-выразительные средства (стилистические детали) — звуковые, лексические, семантические, синтаксические. Это уровень языка, стиля писателя. Читатель воссоздает художественный образ полноценно только тогда, когда обращает внимание на звуковые, лексические, синтаксические особенности текста: как описаны персонажи, пейзажи, интерьеры, действия героев, какова их речь? Писатель тщательно отбирает языковые средства, рисует словом, целенаправленно воздействуя на чувства и воображение читателя. Показателем и критерием активности и точности работы будет способность читателя видеть в тексте языковые изобразительно-выразительные средства, объяснять их значение (например, расшифровывать эпитеты, метафоры, метонимии и т.п.) и определять, какова их роль в создании образа, ощущения, настроения, ассоциативной связи или в выражении отношения (автора или персонажа) к изображаемому. - особенности композиции произведения. На этом уровне читатель видит особенности архитектоники произведения, выделяет смысловые части текста, объясняет их взаимосвязь; определяет фабулу и сюжет произведения и выделяет их элементы, понимает их роль в сюжетной организации и в воплощении авторского замысла; объясняет роль названия, жанрового подзаголовка, образов в структуре текста и взаимосвязь между ними (пейзаж — герой, портрет — характер, образы времени и места — образы персонажей; вставные элементы и их связь с основным повествованием; автор — рассказчик — персонаж и т.п.), видит способы создания характера персонажей, выбранные автором, и т.д. Итог деятельности читателя художественного произведения — осмысление текста, постижение авторской идеи произведения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |