Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Констатирующий уровень (репродуктивный)

Характерна целостность. Благодаря более разви­тому вниманию дети легко запоминают фабулу, восстанавливают поступки героев, пересказывают текст.

Эмоции ребенка, находящегося на констатирующем уровне вос­приятия, точные и яркие, потому что он уже видит смену настро­ения в произведении. Однако выразить свои ощущения в словах ребенку трудно, потому что он не владеет соответствующей лек­сикой, поэтому и не называет оттенки чувств, ограничиваясь обыч­но одним словом: «весело», «грустно», «нравится», «не нравит­ся», «плохой», «хороший», «добрый», «злой».

 

Для таких детей стихотворение В. Орлова «Жадный туман» уже «смешное и грустное», им было «грустно и немного весело». Свои эмоциональные реакции эти дети объясняют редко, так как еще не умеют логически обосновывать свои мысли.

 

Произвольное воображение у детей с констатирующим уров­нем восприятия тоже развито слабо, поэтому воссоздание образа подменяется перечислением отдельных деталей или пересказом содержания эпизода. Бывает, что ребенок начинает характеризо­вать героя вместо того, чтобы рассказать, каким он его себе пред­ставляет. Сосредоточить свое внимание на конкретных деталях произведения, а затем собрать их воедино ребенку трудно, поэто­му он бывает очень краток.

«Я нарисую туман в виде человека. Он будет толстый и высокий»; «Нарисую: шел по свету великан, а больше ничего, потому что туман не человек. Но нарисую туман, большой и серый воздух»; «Идет большой дядя, в серых брюках и сером пиджаке, ростом с гору».

Внимание ребенка с констатирующим восприятием сосредо­точено на событиях, их последовательность восстанавливается им легко, но не всегда ребенок понимает связь между ними. Обычно он может объяснить причины отдельных поступков персонажей, но охватить все причинно-следственные связи, учесть все обстоя­тельства ему трудно. Он воспроизводит общую внешнюю ситуацию, описанную в произведении, и не чувствует потребно­сти в перечитывании текста, в размышлении над ним, хотя при специальных вопросах учителя может верно определить мотивы поведения героев, ориентируясь при этом на собственные житей­ские представления о причинах того или иного поступка, не за­мечая автора произведения. Художественная форма по-прежнему остается не замеченной ребенком, вследствие чего авторское от­ношение к персонажам и событиям, авторская позиция, художе­ственная идея произведения остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

«Туман очень жадный, он ест и ест»; «Чтобы показать, что туман очень жадный»; «Автор относится неодинаково, туман не человек, а люди бывают жадными»; «Туман ему не понравился, а людей ему жалко»; «Ав­тор хотел, чтобы мы посмеялись и пожалели героев»; «Хотел, чтобы было смешно и жалко старушек, чтобы мы их пожалели».

Все самостоятельно поставленные детьми вопросы к произве­дениям носят воспроизводящий (репродуктивный) характер, свя­заны с событийной стороной произведения и не требуют размыш­лений, не раскрывают проблемы. Часто читатели этой группы за­дают вопросы типа: «Чему учит это произведение? Что вы поняли из этого произведения?». При этом они повторяют формулиров­ки, которые слышали раньше от учителя, но ответить на эти воп­росы, как правило, не могут.

«Как русалочка оказалась во дворце принца?», «Почему русалочка не могла рассказать принцу о себе?», «Какой урок ты вынес из этой сказки?»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фрагментарный уровень | Уровень персонажа (или аналитический)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.