Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного

Принцип целенаправленности

ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Изучение произведения, в том числе и его анализ, должно быть целенаправленным. Изучение произведения в начальной школе преследует две группы целей:

1) коррекция субъективного первичного восприятия произве­дения объективным смыслом текста, углубление восприятия про­читанного, постижение художественной идеи и авторской пози­ции — полноценное восприятие художественного текста; Эти цели можно назвать содержательными, так как все они непосредственно связаны с содержанием литературного произведения.

2) формирование у школьников системы читательских и рече­вых умений, без которой невозможно полноценное восприятие литературы как искусства. Эти ц ели можно назвать обучающими, развивающими, так как они связаны с вопросами формирования умений и развития школьника как читателя.

Эти две группы целей в началь­ной школе реализуются на каждом уроке литературы или литературного чтения. Это вызвано тем, что именно на этапе начального образования мы учим детей самостоятельно анализировать текст, обучаем их разным приемам анализа текста и одновременно осмысляем про­читанное.

Из этого принципа следуют два методических вывода:

- основная цель каждого урока литературы — освоение худо­жественной идеи произведения. Этой цели подчиняется и выбор средств для ее решения, т. е. объем и содержание литературовед­ческих знаний, необходимых ученикам на уроке, приемы анали­за, целесообразные именно для этого урока и этого произведе­ния, специфика работы по развитию речи;

- каждый вопрос учителя, каждое задание, которое выпол­няют ученики, преследуют определенную цель, являются шагом на пути достижения цели урока, на пути освоения идеи произве­дения, т. е. предполагается, что учитель хорошо понимает, какие знания использует ребенок, обдумывая ответ, какие умения фор­мируются или развиваются у него при выполнении задания, ка­ково место задания в общей логической цепи анализа.

 

Анализ текста проводится только после целостного, непосредственного эмоциональ­ного восприятия детьми произведения, причем с опорой на 1) на целостное восприятие и 2) с опора на непосредственное восприятие:

1. Целостное восприятие — это восприятие произведения цели­ком — от начала до конца, без сокращений и адаптации, предшеству­ющее его анализу. Иными словами, сначала мы читаем с детьми все произведение, независимо от его объема, и лишь потом начи­наем беседу о нем.

Принцип опоры на целостное восприятие, трактуемый как обязательное прочтение всего произведения до его изучения, — один из самых спорных в методике. Он на практике часто наруша­ется, а в средней школе вообще редко выполняется (особенно при анализе текста «вслед за автором»). Поэтому можно встре­титься и с другой позицией, отрицающей необходимость целост­ного восприятия текста до его изучения. Эта позиция вызвана сле­дующим противоречием: если считать, что анализ какой-либо части произведения, не прочитанного ребенком до конца, не приводит к успеху, потому что нарушается естественный читательский ин­терес, отсутствует возможность соотнести часть и целое, вслед­ствие чего идея произведения оказывается недоступной, то тогда нужно признать, что мы не размышляем над прочитанным по ходу чтения, а начинаем думать, лишь закончив читать весь текст.

Но это явно не так. Читая произведение, мы периодически останавливаемся, пытаясь понять причины поступков героев, их отношения друг с другом, строим свои догадки о дальней­шем развитии событий. Поэтому можно утверждать, что этот принцип не является абсолютным и соблюдается по возможно­сти. Если произведение объемное и не может быть прочитано вслух за 20 — 25 минут, то принцип может быть нарушен, потому что младшим школьникам тяжело слушать даже хорошее чтение в течение 30 — 40 минут, особенно в классе, практически непо­движно сидя за партами (вспомним особенности возрастного раз­вития!) — они отвлекаются, а значит, восприятие текста неиз­бежно искажается. В таких случаях лучше, дочитав эпизод, це­лостный элемент композиции, до конца, остановиться и пред­ложить детям поразмышлять над прочитанным, высказать свои впечатления от событий и героев и предположения о дальней­шем развитии событий. Возможно, это заставит их прочитать про­изведение до конца самостоятельно. А на следующем уроке учи­тель завершит анализ текста, обеспечив целостность его восприя­тия.

2. Непосредственное восприятие — это восприятие, которое про­исходит без предварительного направленного влияния учителя, ка­ким-то образом подталкивающего ребенка к совершенно определен­ному толкованию произведения еще до знакомства с текстом. На­пример, учитель говорит ученикам, что они будут слушать очень веселое стихотворение. Определение произведения как веселого уже наталкивает учеников на совершенно конкретное его восприя­тие. Или учитель еще до чтения произведения предлагает детям задуматься над тем, хорошо ли поступил герой. Это настраивает учеников на наблюдения за героем, но в то же время может от­влечь их внимание от других персонажей.

Правило сохранения непосредственности детских впечатлений в меньшей степени подвергается сомнениям. Однако в методике есть закон: к прослушиванию текста ребенка все-таки нужно го­товить, потому что любая человеческая деятельность должна быть мотивирована и желательно, чтобы мотивы оказались не внешни­ми, навязанными учителем (будем читать, познакомимся и т.п.), а внутренними (я хочу прочитать / прослушать это произведение).

Но как сделать так, чтобы ребенок захотел прочитать произведе­ние, ничего о нем не зная? Ученика нужно заинтересовать темой произведения, привлечь его внимание к книге. Подготовка к прослушиванию текста пре­следует цель создать в классе атмосферу, созвучную эмоциональ­ной палитре произведения, настроить детей на восприятие конк­ретного произведения, заинтересовать им. О том, как это сделать, вы прочитаете в следующем разделе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работа над выразительностью чтения | Принцип внимательного отношения к тексту произведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.