Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип целостности




Принцип избирательности

Анализ произведения должен быть избирательным.

Дело в том, что на одном уроке и даже на нескольких уроках литературное произведение не может быть рассмотрено во всех его аспектах и на всех уровнях его организации. Очевидно, что невозможно на уроке проанализировать все стилистические дета­ли текста, выделить все особенности его композиционной струк­туры, рассмотреть все затрагиваемые автором проблемы. Принцип избирательности подсказывает, что из всего разнообразия худо­жественных элементов мы должны отобрать для анализа лишь те, которые наиболее ярко выражают идею автора. Следовательно, организация анализа текста на уроке зависит от особенностей изу­чаемого произведения.

Например, восприятию произведений, рас­крывающих процесс становления характера персонажа (рассказы о Дениске В.Драгунского, «Цветок хлеба» Ю.Яковлева и др.), помогут выявление причинно-следственных связей между эпизо­дами, наблюдения над развитием образа героя.

При изучении рассказов, основу которых составляет одно со­бытие, ярко раскрывающее жизненные позиции героев, их ха­рактеры («Акула», «Прыжок» Л.Толстого, «Рыцарь Вася» Ю.Яков­лева), лучше использовать приемы, помогающие глубже проник­нуть в эмоциональную тональность произведения, отчетливее уви­деть героев, нацеливающие на осмысление позиции каждого пер­сонажа в рассказе и на отделение точки зрения автора от точки зрения его героя. «Застревание» на отдельных деталях текста, же­лание показать детям все, что есть в произведении, зачастую при­водит к дроблению текста на ряд мало связанных между собой элементов, а это, в свою очередь, уводит ребенка от осмысления литературного текста как единого целого.

Принцип избирательности реализуется в разной степени под­робности освещения элементов произведения, в существовании разных планов — от крупного до общего — в рассмотрении лите­ратурных явлений.

Учитель всегда стоит перед проблемой выбора материала для ана­лиза и осуществляет его, руководствуясь дидактическими принципами целесообразности, доступности и перспективности для развития ре­бенка. Поэтому уроки разных учителей по одному и тому же произве­дению (по одной и той же программе) могут быть очень разными.

 

Анализ произведения, будучи избирательным, должен оставаться целостным. Этот принцип оз­начает, что литературный текст должен рассматриваться на уроке как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвя­заны. Художественную идею можно освоить, только приведя уче­ников к постижению всех этих связей.

Отбирая материал для анализа, мы должны помнить о том, что наша цель — освоение идеи произведения, которая растворе­на в художественной форме и содержании. Авторский замысел определяет как выбор событий, характеров персонажей, так и лексики и синтаксиса для их воплощения, архитектонику произ­ведения, способы выражения своего отношения к персонажам и событиям. Поэтому каждый элемент произведения рассматрива­ется как носитель идеи. Анализ пейзажа, портрета, поступка, со­бытия вне контекста приводит к искажению художественной идеи. Об этом следует помнить и не предлагать детям изучать отрывки из произведений или произведения, данные в сокращении, не обращаться к пейзажу только для того, чтобы отметить мастер­ство писателя, а к портрету только для того, чтобы представить себе внешность героя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.