Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ стиля как методический прием




Стиль — это единство художественных приемов, характерное для отдельного произведения или всего творчества писателя.

Художественное слово в произведении играет двойную роль:

1) оно помогает писателю изобразить художественный мир, сделать его зримым;

2) выразить к нему свое отношение.

Поэтому изучение стиля произведения становится ключом для конкретизации образов и уяснения авторского отношения к ним.

 

Стилистический анализ в полном объеме недоступен младшему школьнику, однако использование отдельных видов стилистического анализа при изучении конкретного произведе­ния оказывается достаточно продуктивным.

Виды деятельности, реализующие прием стилистического анализа:

1. Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слов и осознания авторского выбора. Этот прием расширяет лек­сический запас слов школьника, знакомит с контекстуальными синонимами, с возможностью передать оттенки значений и со­отнести оттенок значения с ситуацией, созданной автором.

2. Нахождение и оправдание сравнений, эпитетов, метафор и других тропов. Эта работа начинается не с введения теоретических понятий, а с оправдания слова-образа. Дети приуча­ются обращать внимание на художественные детали. Эта работа способствует развитию воображения, так как требует разгадывания авторской метафоры.

3. Нахождение и оправдание глаголов действия. Обилие глаголов в тексте создает экспрессию, интенсивное движение, передает текучесть, изменяемость окру­жающего мира или человека. Выстраивание глаголов в цепочку позволяет отчетливее представить то, что совершается и как со­вершается, благодаря оттенкам значения и экспрессивно-эмоцио­нальной окрашенности лексики.

4. Стилистический эксперимент (термин А. А. Пешковского). Этот прием заключается в намеренном искажении авторского текста (пропуск эпитетов, сравнений или других изобразительно-выра­зительных средств языка). Ученики вставляют в искаженный текст слова, которые кажутся им наиболее подходящими, а затем срав­нивают с оригиналом, пытаясь понять, почему писателю понадо­билось именно это слово-образ. В роли стилистического экспери­мента может выступить и сопоставление авторских редакций од­ного и того же текста, например первой и окончательной. Учени­ки должны понять, почему автор выбрал последний вариант, что изменилось при этом в эмоциональной палитре текста и в его смысле. Таким образом, мы постепенно приучаем детей быть вни­мательными к художественному слову, формируем умение видеть изобразительно-выразительные средства языка и осмыслять их роль в произведении.

5. Узнавание автора по стилю. Этот вид деятельности может проходить в виде игры. Детям зачитываются фрагменты из про­изведений разных авторов, а они должны узнать, кто и что на­писал, и объяснить свое решение. Такие упражнения развивают у ребенка чувство стиля, хотя для учеников начальной школы этот вид деятельности сложен из-за недостатка у них читатель­ского опыта.

6. Сопоставление стилистических пластов, характерных для речи персонажей, с авторским повествованием. Игры «Узнай героя», «Кто так говорит?».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.