Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика работы над лирическими произведениями




Художественным содержанием лирического произведения является внутренняя жизнь человека - сфера эмоциональных, духовных переживаний в их художественном, образном осмыслении. Поэтому в стихотворении на первый план выдвигаются переносные и ино­сказательные значения слов и образные возмож­ности языка.

При анализе лирического произведения важ­но не разрушить живописный образ произведения, а помочь ре­бенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, включить работу творческого воображения. Методика реко­мендует на подготовительном этапе урока исполь­зовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, которые могут повли­ять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, со­звучное выраженному в произведении.

При первичном воспри­ятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Стихотворение обязательно читается наизусть.

При анализе лирического произведения важно привлечь вни­мание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст не­целесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразитель­но-выразительных средств языка.

 

Пример: анализ фрагмента стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы» [35] (см. в конце раздела).

Этап урока - анализ произведения:

1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где осень встречается с зимой.

2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте. На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман). Как сказано в стихотворении о тумане? [ Туман облаками вставал ). Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман? (Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? ( Веял холод в лицо .) Что еще описал поэт? (Небеса и лес.) Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса). Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми об­лаками). Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени.

3. А что сказано о лесе? ( Плакал сумрачный лес). Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный.) Нам хочется посо­чувствовать такому лесу.

А каким словом описал автор состояние леса? ( Плакап ). О ком так можно сказать? (О живом существе.) Автор посмотрел на лес как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дож­дем. А вместе с автором все это почувствовали и мы, его читатели.

4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые первые ее шаги.

- С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь прихо­дилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег? ( Снежок ). Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-ласкательным значением - снежок.

5. Как же преобразилась за ночь земля? Прочитайте.

- Изменилось ли настроение у природы?

- Назовите, что конкретно описано поэтом (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)

- В каких строках рисуется небо? ( Нет нигде облачка, воздух легок и чист).

- Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем).

- Что представляется, когда читаешь слова «снег лежит полотном'' (Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно.)

- Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день бле­стит снег! Почему разноцветным огнем! Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса. (Смотрит весело, словно рад). О ком так обычно говорят? (О человеке). Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему?

- Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который на­рисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? (Смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, го­рят каппи сдержанных слез).

- Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зеленые ели, кото­рые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри у лсса-великана. А на его ресницах-ветках - капли сдержанных слез. Что же это за слезы! Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки воды текли по веткам). А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мороз - замерзла река). Что же произошло с каплями дождя? (Они застыли на ветках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю). А почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами?. (Автор относится к лесу, как к жи­вому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)

- Как же выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы, горят).

- Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы).

 

Ведущими приемами при анализе ли­рических произведений становятся: рисование словес­ных картин, работа над отдельными тропами, над выра­зительным чтением произведения.

 

Чтение стихотворений (коррекционная школа)

Стихотворение — это небольшое лирическое или лиро-эпи­ческое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и стро­фическую структуру, что придает произведению особую выразительность:

- ритмическая структура стихотворения в русском языке со­здается прежде всего благодаря повторению ударных и безудар­ных слогов. Текст читается ритмично, с обязательными паузами в конце строки, в несколько замедленном темпе;

- важную роль в стихотворении выполняет рифма. Она усиливает ритмичность стиха, оказывает заметное влияние на его звуковую, лексическую и синтаксическую организацию, участвует в формировании содержательной стороны текста;

- сущес­твенную роль играет также строфическое единство стихотворе­ния. Объединенные рифмой в строфы, отдельные строки стихо­творения становятся ритмическим и синтаксическим целым.

 

Стихотворение характеризуется повышенной эмоциональ­ностью. Она обусловлена тем, что в стихотворении наиболее полно и непосредственно, по сравнению с литературными произведениями других видов, выражаются чувства и переживания автора.

 

В литературоведении различают лирико-эпические и лири­ческие стихотворения.

 

Для стихотворения эпического, или по­вествовательного, характера обязателен сюжет. Это роднит его с рассказом. В качестве примеров из книг для чтения для специальной школы можно привести стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр» (3-й класс), Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зай­цы » (4-й класс), В.В. Маяковского «История Власа — лентяя и ло­ботряса » (6-й класс) и др. Наличие сюжета в стихотворениях подобного рода не исключает присутствия в них лирического элемента. Это описание природы, на фоне которого разверты­ваются события («Весна, весна на улице, весенние деньки»); от­ношение автора к своему герою.

 

Методика работы с эпическим стихотворением совпадает с методикой чтения рассказов: она направлена на выяснение сю­жета, раскрытие характера действующих лиц, идеи произведе­ния. Так же, как в работе с рассказом, учащиеся могут поделить эпическое стихотворение на части, озаглавить каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнес­ти строчки стихотворения с картинками или кадрами диафиль­ма.

 

Специфика стихотворной формы предполагает и некоторую специфику в работе: она связана прежде всего с под­готовкой учителя к выразительному чтению стихотворения, фор­мированием этого навыка у учащихся, работой над образными средствами языка.

 

Понимание детьми эпического стихотворения во многом зависит зависит от способа его представления ученикам:

- эксперименты показывают, что в 7-м классе специальной школы при изучении стихотворения « Бородино » чтение учителя с од­новременным показом кадров диафильма дало 100% понимания учениками стихотворения « Бородино », а только при чтении учи­телем результаты снизились до 90%;

- чтение в грамзаписи, сопро­вождающееся демонстрацией диафильма, уменьшило число усво­ивших содержание стихотворения до 70%;

- первичное восприятие текста в грамзаписи без всякого сопровождения дало возможность понять текст только 30% учеников[36].

Эти показатели свидетельству­ют, что работа со стихотворением должна сопровождаться возможно большей наглядностью в любых видах: диафильмов, серий сюжетных картин, аппликационно-меловых рисунков, зарисовок, выполненных детьми, словесных картин, драматизации.

 

Лирические стихотворения также занимают в книгах по чтению для специальной школы большое место, в их числе «Осень! обсыпается весь наш бедный сад...» А.К. Толстого (4-й класс), «Вот север, тучи нагоняя...» А.С. Пушки­на (5-й класс), « Лес, точно терем расписной...» И.А. Бунина (6-й класс), «Несжатая полоса» Н.А. Некрасова (7-й класс) и др.

В этих стихотворениях нет развернутого сюжета, законченных характе­ров, поступков. В них описываются чувства и переживания чело­века, его настроения и мысли. Лирические стихотворения харак­теризуются повышенной эмоциональностью, сжатой выразитель­ной речью, когда каждое слово несет большую смысловую нагруз­ку. Их воздействие направлено прежде всего на эмоциональную сферу человека.

 

Трудности в понимании детьми лирических стихотворений обусловлены необычной поэтической речью, кажущейся статичнос­тью, обилием метафор, эпитетов и других выразительных средств языка. Особенно сложны для восприятия лирические стихотворения русских классиков, поскольку они связаны с эпохой, уже ушедшей в прошлое и мало понятной детям.

 

Методика работы должна быть нацелена на формирование у детей образного восприятия стихотворения, для чего необходима соответствующая апперцепционная база, формируемая в процессе экскурсии, беседы, слушания музыки, рассмат­ривания и анализа картины, восприятия рассказа учителя о жизни автора. Если используется какая-либо картина, то она должна быть тесно связана с сюжетом стихотворения, иначе она будет дезориентировать учеников.

 

Пример подготовки учащихся к чтению стихотворе­ния А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» (5-й класс):

- вначале учитель уточняет, какое наступило время года и что для него характерно; вывешивает картину, например, Н. Ромазина «Зима » из серии «Времена года». Картина рассматривается, проводится короткая беседа по ней. За­тем учитель называет тему урока и открывает портрет А.С. Пушкина. Школьники называют поэта, вспоминают, какие его стихи и сказки они читали, что знают о нем;

 

- учитель предлагает детям послушать его рассказ и еще раз рассмотреть картину (проводит психологическую подготовку): «Мы с вами совершим сегодня путешествие в далекое, дале­кое прошлое, когда жил Александр Сергеевич Пушкин.

Однажды вечером поэт долго не мог заснуть. За окнами дома выл ветер. Он дул с севера. Этот ветер обязательно приво­дит за собой зиму. Утром поэт вышел на крыльцо. Земля была покрыта белым снегом. Под снежной пеленой скрылись поля, холмы, берег реки. Казалось, что на всю землю набросили ог­ромный белый ковер, который лег волнами. Снег лежал на вет­ках дубов, елей. Его было так много, что кое-где он свисал с ветвей. Это зима так нарядила, украсила природу».

Рассказ учителя должен быть живым, ярким и выразительным, включать элементы импровизации.

 

Затем, после психологической подготовки учащихся к восприятию стихотворения, оно выразительно прочитывается. При первичном чтении лирического сти­хотворения учителем большинство учащихся пра­вильно осмысливают текст, за исключением 25 % пятиклассников, усвоивших содержание фрагментарно.

П ри самостоятельном чтении вслух стихотворение понималось х уже - неточно поняли в 5 кл. 36 %.

Если же учащиеся читали впервые стихотворение про себя, то затруднялись в его восприятии 47 % пятиклассников[37].

 

Однако высокий эффект от чтения педагога может быть до­стигнут только тогда, когда оно по выразительности будет при­ближаться к чтениюпрофессионала. К такому чтению надо гото­виться заранее и помнить, что выразительное чтение является как бы объяснением эмоционального содержания стихотворения.

 

Пример: подготовка к чтению стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...». Разметим текст:

Вот север, тучи нагоняя, | (неторопливо)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.