Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Пересматриваем, потом перечитываем эпизоды «Появление феи» и «Чудеса феи»




Просмотр эпизода.

 

3. Беседа, в которой выявляются различия между литератур­ным и кинематографическим эпизодом.

Вопросы:

Что же помогает режиссеру представить героя, показать его настроение, переживания, отношение к нему окружающих; вы­разить авторское отношение к происходящему?

Поиск ответов вновь приводит нас к изобразительно-вырази­тельным средствам кинематографа. Выявляем роль плана — вновь просматриваем эпизод, но уже по кадрам, используя в случае необходимости стоп-кадр.

1. На стоп-кадре: общий план — кухня, Золушка у окна.

Что мы видим? Что можем рассмотреть в деталях? (Дети описывают кадр.)

2. Новый кадр: Золушка утирает слезу, проход камеры вдоль стены и наезд. (Общий план сменяется средним, камера смотрит прямо.)

Что мы видим? Какие детали оказываются в поле нашего зрения? Какова цель режиссера? Как меняется изображение при приближении камеры к объекту? (Объект укрупняется, но сужи­вается окружающее пространство.)

3. Кадр: кукушка. (Монтаж, крупный план; ракурс снизу.)

Что мы видим?

Представьте, что этот фрагмент снят средним (общим пла­ном) или сверху, прямо. Что изменится?

4. Кадр: монолог Золушки (средний план). Рассматриваем изоб­ражение, отмечаем детали фона. Почему для этого фрагмента ре­жиссер выбирает средний план (не общий и не крупный)?

5. Танец Золушки (общий план). Задаем те же вопросы и обра­щаем внимание учеников на появление мачехи.

Эта работа заканчивается выводами учеников об изобразитель­но-выразительной возможности плана: изменение плана позво­ляет режиссеру привлечь внимание зрителя к отдельным деталям, обратить внимание на фон действия, показать реакцию на проис­ходящее других персонажей, показать героя со всех сторон, тем самым раскрыть черты его характера.

 

Что предвещает появление феи в тексте сказки, а что — в кинофильме? (Свет и музыка — свет, музыка и реакция огня.)

Какие изменения по сравнению со сценарием вы обнару­жили? (В фильме — статика: фея и паж находятся на облаке; в тексте — движение: фея шагает. В фильме женщина одета в чер­ное, в тексте — она богато и солидно одетая. В тексте чудес чуть больше, чем в фильме: фея не нуждается в помощи облаков, цве­тов и т. п. Есть изменения и в диалоге: в фильме Золушка так торо­пится на бал, что забывает о своем грязном, рваном платье, а в тексте она сама говорит фее об этом. В фильме отсутствует эпизод превращения пажа. Нет песни тыквы, напевки кучера. Изменен эпизод превращения мышей в лошадей. В фильме, в отличие от текста, сказочные предметы и животные лишены голосов, харак­теров. Платье Золушки появляется в фильме сразу, а в тексте — мы оказываемся в гостиной у манекена. Паж в фильме только смотрит с восторгом на Золушку, а в тексте паж говорит о своих чувствах. Фея в тексте молодеет все время — от проявления чужой любви. В фильме это не показано).

 

Вывод: фильм упрощает замысел Шварца, отказывается от значи­мых для него деталей, выражающих особенности авторского ми­ровосприятия: для Шварца все в том мире живет своей жизнью и имеет свой характер, волшебство лишь проявляет скрытые свой­ства предметов.

В киносценарии сохраняется установка автора на театральное действие, для которого свойственны самохарактеристики персо­нажей (песни, танцы, монологи), яркость. И одновременно мы понимаем, что Шварц ориентируется и на возможности кино: превращения, резкие изменения в облике и др. В фильме многие театральные эффекты опускаются, что, вероятно, вызвано эко­номией времени (фильм короче театральной постановки). Для того чтобы сохранить сказочную атмосферу, режиссер ис­пользует прежде всего свет — изменение ос­вещения в кадре предвещает чудо. И еще это ракурс и монтаж кадров.

 

III. Анализ указанных выше эпизодов поможет ученикам рас­крыть эти «секреты» кинематографа. Показываем кадры: сад; фея и паж на облаке.

— Почему оператор смотрит на персонажей «снизу»? Что бы изменилось при другом ракурсе?

Просматриваем эпизод с фиксацией смены кадров и планов и выявляем роль монтажа (чередование кадров с крупным, сред­ним и общим планами).

Анализ завершается выводами о том, какие изобразительно-выразительные средства есть в кинематографическом искусстве, и о том, каковы художественные возможности каждого из них.

 

IV. Следующий этап работы — попытка понять, почему неко­торые эпизоды сценария вообще не вошли в фильм. Дети вспоми­нают их и перечитывают (можно провести конкурс: кто лучше всех помнит текст и фильм?).

Выделив эпизоды, которые не вошли в фильм или были суще­ственно изменены, предлагаем детям самостоятельно сопоставить киноэпизод с его литературным источником. Для этого организу­ем работу в группах: у каждой группы — свой эпизод. Задача уче­ников — обосновать роль эпизода в киносказке Шварца и решить, нашли ли режиссеры адекватную по смыслу замену литературно­му эпизоду или нет.

После сообщений каждой группы подводим итог: удалось ли режиссерам воплотить в фильме замысел Шварца?

 

Возможности разных видов искусства на этапе обобщения и домашнего задания

На этапе обобщения обращение к смежным искусствам помо­гает в создании проблемной ситуации — ситуации выбора, когда ученики должны самостоятельно применить полученные на уроке знания и отстоять свое решение (выбор иллюстраций, музыкаль­ного сопровождения). Кроме того, дети могут сами иллюстриро­вать произведение с опорой на полученный на уроке опыт, под­бирать музыкальные фрагменты и т.п.

 

 

Содержание и приемы работы с научно-популярными произведениями




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.