Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к современному уроку литературы




Приемы изучения научной, научно-популярной и научно-художественной литературы

При изучении НПЛ и НХЛ формируется система читательских и речевых умений. Сильное информативное начало этих текстов позволяет активно использовать такие приемы, как композици­онный анализ с составлением плана, осмыслением темы и основ­ной мысли рассказа (в отличие от ХЛ тема в данном случае есть предмет изображения), с выделением в тексте микротем и осо­знанием связей между ними, а также способов создания этой свя­зи на языковом уровне; подробные пересказы, прямые и, если позволяет художественная форма НХП, творческие. Для выявле­ния специфики художественной литературы, с одной стороны, и специфики научно-популярной и научно-художественной лите­ратуры — с другой, проводится сопоставление научных, научно-популярных, научно-художественных и художественных текстов на одну тему. При этом дети обнаруживают, что эти произведения отличаются друг от друга по авторским целям, по степени и спо­собам проявления в тексте личности автора (авторское отноше­ние), по наличию или отсутствию в произведениях художествен­ных образов, по стилистической окраске.

 

 

Мы познакомились с методами и приемами изучения литера­турного произведения в начальной школе, с их операционной стороной, с последовательностью обучения младших школьни­ков приемам анализа текста, с методическими требованиями к организации работы как по обучению приемам, так и по их ис­пользованию на уроке для постижения смысла художественного произведения. На одном уроке обычно используется несколько методов и приемов, их выбор определяется жанровыми и содер­жательными особенностями литературного произведения, умени­ями учеников и личными вкусами учителя. В этой последователь­ности главным является произведение.

Мастерство учителя опре­деляется именно тем, как органично, тонко и в то же время целе­сообразно в его уроке сочетаются методические приемы: любое действие учителя целенаправленно, любая деятельность, которую он предлагает своим ученикам, ведет их к главной цели — осмыс­лению художественного текста. В уроке мастера нет ничего случай­ного, лишнего. Он видит и слышит детей, мгновенно понимая то, что пытается сказать ученик и что вызывает трудности у ребят, может вопросом, заданием подтолкнуть их мыслительный про­цесс, направить его в нужное русло, активизировать творческую деятельность. Опытный учитель быстро реагирует на ослабление внимания учеников и не добивается выполнения задания любой ценой, а переключает детей на новый вид работы, который ведет их к той же цели, но несколько другим путем. Мастер всегда зара­нее знает, кто из его учеников какое задание будет выполнять, планирует их результаты и предвидит возможные ошибки, а по­этому у него всегда есть несколько вариантов вопросов (как глав­ных, так и более мелких, вспомогательных). Все вопросы звучат коротко и точно. Если пояснения к заданию занимают времени больше, чем нужно на его выполнение, значит, учитель плохо его сформулировал.

Главный секрет мастерства заключается в том, что учитель в процессе подготовки к уроку всегда сам выполняет все задания, ко­торые он собирается предложить детям: только тогда он способен оценить степень их трудности, увидеть подводные камни, на кото­рые могут попасть его ученики, и найти пути обхода. Кроме того, только заранее представив результат работы, которую предстоит выполнить детям, учитель может объективно и быстро оценить от­веты учеников: ему уже не нужно тратить время на то, чтобы по­нять, что упустил ребенок, чего не хватает в его ответе. Именно учитель — первый ученик в своем классе. Он умеет все, чему учит учеников, но продолжает учиться вместе с ними. Но еще учитель знает, как научить, как помочь тому, кому трудно, как удержать ин­терес того, кому легко.

 

 


[1] Цит. по: Кореневский Е.И. Объяснительное чтение в русской на­чальной школе (1860-1917) // Изв. АПН РСФСР. Вып. 27. М.,1950. С.13.

[2] Катехизическая беседа - беседа в вопросо-ответной форме (от греч. - «поучение, назидание, оглашение; позднелат. - «катехизис, элементар­ней курс богословия»).

[3] Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т.4. С. 16.

[4] См.: Опыт дидактического руководства к преподаванию по книге «Дар слова». - СПб., 1868.

 

[5] Балталон Ц.П. Воспитательное чтение как основа преподава­ния русского языка в семьей школе. -М., 1901.С. 19.

[6] Создана коллективом авторов - Н.Л. Бродским, Е.Д. Домашевской, Н.М. Мендельсоном, Л.Н. Реформатским, Н.П.Си­доровым, И.М.Соловьевым.

[7] Острогорский А.Я. Живое Слово: Книга для изучения родного языка. - 4.1. - Пг., 1918. -Предисловие к 1-му изд. - С. V.

[8] Не случайно в хресто­матии «Наш мир» последний раздел был посвящен творческой деятельности писателей.

[9] Игра-драматизация в школе. -М.; Пг., 1924. С. 3.

 

[10] Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. -М., 1954. - С. 93

[11] Редозубов СП. Методика русского языка в начальной школе.-М., 1954. С.95.

[12] Голованова М.В., Горец­кий В.Г. Книга для семейного чтения. - М., 1995. С. 4.

[13] См. учеб­ники: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Свободный ум. - М., 1993-1995; учебную книгу по литературе для I класса: Троиц­кая Т.С, Петухова О.Е. Мы и наши игры. - Ч. 1. - Новоси­бирск, 1997; Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в страну Книги. - М., 1998.

[14] Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. -М., 1954. С. 100.

[15] См.: Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьни­ков и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах / Под ред. М.П.Кашина. -М., 1978.

[16] См.: Голованова М.Г., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. - Кн. 1. - М., 1992.

[17] Более подробно о «речевой разминке» и текстах к ней для 4 и 5-го классов см. в кн.: Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Подготовка детей с трудностями в обу­чении к овладению навыком беглого чтения. — М., 1987.

[18] Материал для зрительных диктантов опубликован в ранее названном посо­бии А.К. Аксеновой и Н.Г. Галунчиковой.

[19] Подробнее об этом см. в разделе «Методика развития речи учащихся».

 

[20] См.: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Шарапова О.Ю. Наше русское слово // Учебная книга по чтению для I класса трехлетней начальной школы. - СПб., 1996. С. 279.

[21] Подробнее об интонации и методике работы над ней - в разделе «Методика развития речи учащихся».

 

[22] См.: Оморокова М.И. Совершенствование чтения млад­ших школьников. - М., 1997.

 

[23] Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1984. С. 143.

 

[24] Воронцова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для вспомогательной школы. — М, 1992.

[25] См.: Барская Н.М., Ильина СЮ. Книга для чтения: Учебник для 2 класса вспомогательной школы. — М., 1993. — С. 19.

[26] См. также О.А.Никифорова о восприятии худож. лите­ратуры школьниками.

 

[27] Л. Гинзбург считает, что «литературный персонаж — это, в сущности, серия последовательных проявлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении одного текста <...> он может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем других действующих лиц, повествование автора или рассказ­чика о связанных с персонажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, дей­ствиями».

 

[28] Стихотворная форма произведения исключает его пересказ, а значит, снимает и необходимость рабо­ты над составлением плана. Поэтому, работая над такими жанра­ми, как басня или эпическое произведение в стихах, целесообраз­нее предложить детям выучить их наизусть.

[29] См.: Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми // Изв. АПН РСФСР. М., 1961. Вып. 114.

[30] Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно от­сталыми детьми // Изв. АПН РСФСР. - М.. 1961. - Вып. 114. - С. 31

[31] (см.: Ро­мановская З.И. Живое слово. 1 класс. - М., 1991. - с. 251)

[32] (см.: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь.-М., 1993.-Кн. 2.-Ч. 1.-С. 217)-

[33] (см.: Тикунова Л.И., Новикова Ю.В. Родной мир: Хрестоматия / Под ред. О.Ю.Богдановой. - М., 1995. -Кн. 3. - Ч. 1.-С. 174).

[34] См.: Гусева Г.М. Система работы над сказкой в первом классе вспомогатель­ной школы // Коррекционно-развиваюшая направленность обучения и воспита­ния умственно отсталых детей / Под ред. М.Н. Перовой и др. — М., 1983.

[35] (см.: Голованова М.В., Го­рецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. - Кн. 2. - Ч. 1. -С. 156).

[36] См.: Смирнова З.Н. Особенности понимания стихотворений русских класси­ков учащимися вспомогательной школы // Коррекционно-развивающая направ­ленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. - М., 1985.

[37] См. названную работу З.Н. Смирновой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.