Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Химки - 2012 г. Переработка ядерного оружия

Время - 2 часа

Лекция

Переработка ядерного оружия

Отходы от переработки ядерного оружия (в отличие от его изготовления, которое требует первичного сырья из реакторного топлива), не содержат источников бета- и гамма-лучей, за исключением трития и америция. В них содержится гораздо большее число актиноидов, испускающих альфа-лучи, таких как плутоний-239, подвергающийся ядерной реакции в бомбах, а также некоторые вещества с большой удельной радиоактивностью, такие как плутоний-238 или полоний.

В прошлом в качестве ядерного заряда в бомбах предлагались бериллий и высокоактивные альфа-излучатели, такие как полоний. Сейчас альтернативой полонию является плутоний-238. По причинам государственной безопасности, подробные конструкции современных бомб не освещаются в литературе, доступной широкому кругу читателей.

Некоторые модели также содержат радиоизотопные источники энергии (РИТЭГ), в котором в качестве долговечного источника электрической мощности для работы электроники бомбы используется плутоний-238.

Возможно, что расщепляющееся вещество старой бомбы, подлежащее замене, будет содержать продукты распада изотопов плутония. К ним относятся альфа-излучающий нептуний-236, образовавшийся из включений плутония-240, а также некоторое количество урана-235, полученного из плутония-239. Количество этих отходов радиоактивного распада ядра бомбы будет очень мало, и в любом случае они гораздо менее опасны (даже в переводе на радиоактивность как таковую), чем сам плутоний-239.

В результате бета-распада плутония-241 образуется америций-241, увеличение количества америция — большая проблема, чем распад плутония-239 и плутония-240, так как америций является гамма-излучателем (возрастает его внешнее воздействие на рабочих) и альфа-излучателем, способным вызвать выделение тепла. Плутоний может быть отделен от америция различными путями, среди которых — пирометрическая обработка и извлечение при помощи водного/органического растворителя. Видоизмененная технология извлечения плутония из облучённого урана (PUREX) — также один из возможных методов разделения.

по дисциплине «Философия»

 

ТЕМА № 6/1. «БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА»

 

 

 

Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.

 

 

Для очной и заочной формы обучения

 

 

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Уяснить содержание основных философских категорий: бытие, материя, сознание и их роль в формировании философской картины мира.

2. Раскрыть отличительные особенности многообразных картин видения и понимания мира.

3. Определить соотношение понятий мировоззрение человека и картина мира.

4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды

2. Выставка литературы

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть 5 мин.
Учебные вопросы: 1. Содержание философских категорий: бытие, материя, сознание. 50 мин.
2. Философская картина мира. 30 мин
Заключительная часть 5 мин.

IV. Организационно-методические указания:

При изучении темы необходимо раскрыть содержание основных философских категорий, определяющих построение нерелигиозно-философской и религиозно-философской картин мира, а также формирование соответствующего мировоззрения человека и общества.

.

 

 

V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

«БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Философия – одна из самых древних областей человеческого знания, духовной культуры. Она возникла на основе потребности в целостном понимании мира как бесконечного, многообразного, но единого в своей основе, позволяющего человеку познать себя и определиться в нём. Положение человека в объективном мире таково, что он реально соотносится с миром в целом, а также с его отдельными структурами и с собой как частью данного мира. Поэтому философия всегда стремилась осмыслить мир с точки зрения его соотношения с человеком.

1. Содержание философских категорий: бытие, материя, сознание

 

Необходимо отметить, что сущность философского понимания мира раскрывается через содержание таких фундаментальных категорий, как «бытие», «материя», «сознание». Особенности трактовки содержания данных категорий определили специфику тех или иных философских концепций в рамках единой философской картины мира.

Центральное место во многих философских учениях прошлого и современности занимает категория бытия. Проблема бытия, как и вопросы о сущности мироздания, о его возникновении и развитии, о человеке и его отношении к миру, о смысле жизни разрабатывались ещё в древнегреческой философии.

Взгляды древних мыслителей на проблему бытия были достаточно специфичны, порой исключали друг друга. Так, Гераклит под бытием понимает непрерывно становящееся, изменяющееся, т. е. чувственно воспринимаемый материальный мир. Признавая множественность бытия, Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование – идею. По его мнению, истинное бытие – это вечные бестелесные идеи. Одновременно он чётко разграничивает бытие (мир неизменных и вечных идей) и мир становления (преходящий мир) чувственных вещей.

Но, несмотря на явные различия в понимании сущности и содержании бытия, в воззрениях древнегреческих философов есть и общие моменты. Так, все философы в своих учениях разграничивают бытие и небытие, первую философскую картину мира они пытаются построить, опираясь именно на эти категории.

Новые концепции бытия формируются в XVII – XVIII вв., в период бурного развития науки, техники и материального производства. Бытие рассматривается материализмом как физическая реальность, противостоящая человеку; оно отождествляется с природой, осваиваемой человеком в процессе его деятельности. Сама природа трактуется как сложный механизм, действующий в соответствии с законами механики. Характерным для метафизических учений этого периода является признание существования субстанции как неизменного и неуничтожимого субстрата бытия, его первоосновы. Такой подход к решению проблемы приводит к выводу о том, что бытие предшествует и противостоит знанию. Более того, духовный мир человека, его сознание и деятельность вообще исключается материализмом этого периода из бытия.

Необходимо отметить, что ограниченность рассмотрения бытия вне всякого опыта человека, без обращения к тому, как отражается реальность в научном знании, была вскрыта представителями классической немецкой философии, которые, напротив, стали рассматривать бытие преимущественно в духовно-идеальном аспекте. Так, например, Кант и Гегель, критикуя своих предшественников метафизиков, акцентировали своё внимание на новом уровне бытия – объективно-идеальном бытии, сущность которого раскрывается через различные формы деятельности субъекта.

Таким образом, в учениях прошлого по проблеме бытия было высказано немало ценных идей, которые значительно расширили наши представления о характере взаимосвязи человека и окружающего его мира, способствовали формированию единой и целостной философской картины мира.

Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует. Мы говорим о бытии вещей, окружающей нас природы, о бытии человека, его сознания, о бытии общества, в котором мы живем и т.п. Иначе говоря, бытие охватывает собой как материальное, так и духовное без какого-либо исключения. Другими словами, бытие – все то, что реально существует: это и материальные явления, и социальные процессы, и творческие акты, происходящие в сознании человека. Как видим, бытие не сводится современной философией только лишь к предметно-вещественному миру, что было характерно для картины мира материалистов-метафизиков. Данная категория является предельно широкой по своему содержанию, так как она охватывает собой все виды реальности. Мир, таким образом, предстает перед нами как совокупная реальность, единство природы и человека, материального мира и человеческого духа.

С помощью категории бытия интегрируются основные идеи, на базе которых строится фундамент философской картины мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; их (различное по форме) существование – предпосылка единства мира;

3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Современная философия, рассматривая проблему бытия, выделяет и исследует ряд его основных форм, которые несводимы друг с другом и в то же время взаимосвязаны. К основным формам бытия относятся:

а) бытие вещей (тел), процессов и состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

б) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

в) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

г) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества;

д) искусственное (виртуальное) компьютерное, информационное бытие.

Исследование этих основных форм бытия, выявление специфики и характера их отношений расширяют наши представления о сущности мира и о месте человека в нём.

Но здесь необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство. Хотя каждая из форм бытия специфична и развивается в соответствии со своими законами, все они имеют одно и тоже основание – материю. Действительно, именно развитие материи привело к возникновению человека, обладающего сознанием, к формированию социальной и духовной сфер. Вместе с тем современная философия разграничивает категории бытия и материи. Категория материи служит для характеристики лишь тех явлений реального мира, которые существуют объективно, независимо от сознания человека.

Понятие материи является одной из фундаментальных категорий философии и естествознания, уяснения содержания которой во многом способствует построению адекватной картины мира. Как и другие понятия науки, оно имеет свою историю. В каждую историческую эпоху содержание понятия материи определялось уровнем развития научного знания о мире.

Следует отметить, что первоначальные представления о материи возникли уже в глубокой древности. Опираясь на повседневный опыт и наблюдения, древние материалисты высказывали предположения о том, что все явления окружающего нас мира имеют какую-то первооснову, неизменную и неуничтожимую вещественную субстанцию. У древних греков, например, в качестве таковой выступали либо вода (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит), либо апейрон – неопределённое материальное начало (Анаксимандр).

Несколько позже Демокрит и Эпикур выдвинули идею о том, что все тела состоят из атомов – дискретных и неделимых частиц, различающихся лишь по величине, форме, положению и весу. Атомы движутся в пространстве, образуя всё многообразие конкретных тел. Качественное различие тел определяется числом и характером сочетания атомов в них. При распаде тел атомы бесследно не исчезают, а образуют новые тела.

Необходимо подчеркнуть, что в древнегреческой философии складывается и религиозно-идеалистическое понимание материи. Так, у объективного идеалиста Платона истинной субстанцией, первопричиной мира выступает «мир идей», т. е. мировой разум, бог. Материя же – это косная, пассивная масса, которая порождается и приводится в движение высшим духовным началом, составляющим её сущность.

На рубеже XVII – XVIII вв. складывается новое понимание материи, отличное от наивных представлений древних. В этот период от философии отпочковываются и получают развитие в качестве самостоятельных отраслей математические, естественные и общественные науки. Материя определяется как совокупность объективно существующих, чувственно воспринимаемых тел, она отождествляется с веществом, состоящим из неделимых и неизменных атомов. Материи приписываются такие свойства, как протяжённость, непроницаемость, инерция и т. д. важнейшим её признаком считается вес, неизменная механическая масса. Данные представления оказывали своё влияние на становление и формирование философской картины мира, которая страдала метафизичностью и механичностью.

Вместе с тем в философии, несмотря на ограниченность естественно-научных знаний, утверждается материалистический взгляд на мир и соответствующая картина мира. По мнению ф. Энгельса, начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него самого. В рамках данного направления метафизическое понимание материи было подвергнуто серьёзной критике за отождествление материи с веществом и бесплодные поиски первоосновы всех конкретных предметов. В частности, В. Энгельс в работе «Диалектика природы» отмечал, что материя есть ни что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие, а такие слова, как «материя» и «движение», суть не более как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых веществ.

На рубеже XIX – XX вв. началась революция в естествознании. Открытие электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности, разработка А. Эйнштейном специальной теории относительности и другие открытия окончательно разрушили метафизическое представление о природе материи.

В качестве исходного философского определения материи может быть взято следующее: материя – философская категория, обозначающая объективную физическую реальность, которая существует независимо от человеческого сознания, но отображается им.

В данном определении выделено два основных признака:

а) материя – физическое бытие, бытие материального субстрата; существует независимо от сознания;

б) она отображается и осознается в человеческом сознании с помощью понятия «материя».

В определении материи отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо других ее признаков. Они изучаются конкретными науками. Философия обобщает и систематизирует атрибутивную и иную характеристику материи.

Из такого подхода к пониманию материи вытекает:

1. Мир, в котором мы живем и частью которого являемся, это, прежде всего, материальный мир. Но ни один из предметов или процессов материального мира, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей как видом бытия.

2. Все многообразие физических предметов, явлений, процессов, включая их связи и отношения, составляет материальную действительность.

3. Материю необходимо рассматривать как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними.

Таким образом, материя не сводится только лишь к вещественным явлениям и процессам, которые воспринимаются органами чувств человека непосредственно или же с помощью приборов; она охватывает собой всю объективную реальность без каких-либо ограничений, т. е. не только уже известные явления действительности, но и те, которые могут быть обнаружены и исследованы в будущем. Материя есть всё то, что существует вне сознания человека, независимо от него, как объективная реальность. материальными являются не только вещественные предметы и физические поля, но и производственные отношения в обществе, поскольку они возникают и развиваются в процессе материального производства независимо от сознания людей.

Следует отметить, что необходимо разграничивать философское понимание самой материи и физические представления о её свойствах и строении. Философское понятие материи отражает неизменное её свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Физические представления о строении и свойствах материи изменяются по мере нашего проникновения в её глубины. Они отражают не всю предметную действительность, а лишь отдельные её стороны.

Категория материи составляет основу философской картины мира, так как раскрывает действительную природу материального мира, вооружает человека научными представлениями о нем, является фундаментом для обобщения научных данных.

Анализируя открытия в естествознании, философия не только обосновывает объективность материального мира, но и отстаивает идею о неисчерпаемости материи, о её бесконечности. Данная идея нашла своё подтверждение в ходе развития естествознания XX в. и сейчас является одним из руководящих методологических принципов естественно-научного исследования. Свидетельство плодотворности этой идеи находим в современных взглядах на строение материи, сложившихся в физике, химии, биологии, геологии и т. д. Так, если в конце XIX в. была известна одна элементарная частица – электрон, то в настоящее время открыто более трехсот элементарных частиц.

В рамках формирования целостной философской картины мира необходимо обратиться к рассмотрению основных атрибутов материи: движения, пространства и времени.

Движение выступает как внутренне присущий материи атрибут, способ её существования. Это означает, что материя существует и может существовать только как движущаяся материя. Движение и материя неразрывно связаны друг с другом. По мнению Ф. Энгельса, материя без движения также немыслима, как и движение без материи. В связи с этим он также отмечал, что движение как таковое, как существенное проявление, как форма существования материи, неуничтожимо, как и сама материя.

Важнейшими свойствами движения являются его абсолютность и относительность. Абсолютность движения заключается в том, что оно является всеобщим способом существования материи. Абсолютность движения – это признание неразделимости материи и движения. Естественнонаучным обоснованием данного положения выступает закон сохранения и превращение энергии. Движение вместе с тем и относительно, так как в природе оно существует не как движение «вообще», а как изменение конкретных материальных явлений.

Учитывая тип материальных систем (неживая природа, живая природа, общество) и специфику законов их функционирования, выделяют пять основных форм движения материи: механическую – перемещение макротел в пространстве, физическую (точнее, физические) – тепловые, электрические, магнитные, оптические и другие физические процессы, химическую – единичные и групповые взаимодействия атомов и молекул, биологическую – развитие и функционирование живых организмов, социальную – общественные явления и процессы.

Каждая из форм имеет свой определённый тип материального носителя. Качественное многообразие материальных явлений обусловливает качественное различие форм движения материи и их несводимость друг к другу. Формы движения материи различаются по степени сложности, одни из них являются низшими, а другие высшими (биологическая и социальная). Все они взаимосвязаны. Формы движения в неорганической и живой природе при определённых условиях превращаются друг в друга. Выделяются два типа связи форм движения материи – генетическая и структурная. Сущность генетической связи в том, что высшие формы движения возникают на основе низших, как их синтез. Структурная связь показывает, что высшие формы непременно включают в себя низшие, но не сводятся к ним и своей специфики при этом не утрачивают.

Естествознание XX в. существенно изменило наши представления о материи. Открыты и исследуются различные структурные уровни материальных систем. В свете новейших достижений науки развивается и учение о формах движении материи, высказываются новые идеи. В частности, наука выделила и изучает ряд новых форм движения материи: минеральную, геологическую, термоядерную, планетарную и другие формы движения, уточняет их место в существующей классификации форм, выявляет условия их возникновения и развития. Научные представления о новых видах материи и формах их движения будут развиваться и далее.

Многие представители философской мысли отмечали, что пространство и время являются атрибутами материи, формами её существования. Особо обращали внимание на единство пространства, времени и материи. Движущаяся материя, по их мнению, не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.

Обратимся к рассмотрению содержания данных категорий, играющих важную роль в формировании философской картины мира. Пространство – это философская категория, которая характеризует протяжённость и взаимное расположение материальных объектов, существование и взаимодействие составляющих их элементов. Время – это философская категория, которая выражает длительность существования любых объектов, последовательность смены их состояний.

Пространство и время не какие-то внешние, как считают материалисты-метафизики, а внутренние формы существования материи. Другими словами, пространство и время не существуют вне и независимо от материи, они представляют собой её неотъемлемые атрибуты. Существование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи. Именно она определяет свойства пространства и времени.

Важнейшим свойством пространства и времени является их объективность. Данные понятия отражают объективные реальные время и пространство, независимые от сознания человека, способов его восприятия мира. К важнейшим свойствам пространства и времени следует отнести их абсолютность и относительность. Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами существования материи, что нет и не может быть материальных явлений вне пространства и времени. Относительность пространства и времени выражается в том, что пространственные структуры и ритм времени определяются состоянием движущейся материи, взаимодействием материальных объектов, гравитационных масс, полей и т. д. Иначе говоря, конкретные свойства пространства и времени зависят от особенностей материальных объектов, их движения и взаимодействия. Это подтверждено положениями специальной и общей теории относительности А. Эйнштейна. Специальная теория относительности установила, что пространственно-временные свойства тел меняются с изменением скорости движения. Так, при приближении скорости движения тела к скорости света его линейные размеры сокращаются в направлении движения, а ход времени замедляется.

Новые аспекты зависимости пространственно-временных характеристик от материальных процессах раскрыла общая теория относительности. Согласно этой теории пространство в разных частях Вселенной имеет различную кривизну и описывается неэвклидовой геометрией. Кривизна пространства обусловлена действием гравитационных полей, создаваемых массами тел. Эти поля вызывают и замедление протекания материальных процессов. Данные выводы общей теории относительности подвержены экспериментами. Таким образом, современная наука подчеркивает не просто единство пространства, времени и движущейся материи, а зависимость свойств пространства и времени от движущейся материи и друг от друга.

Пространство и время характеризуется также рядом свойств, общих для всех известных структурных уровней материи. Свойствами пространства являются его трёхмерность и обратимость. Положение любого объекта может быть определено с помощью трёх координат. Любые процессы и события совершаются в трёхмерном пространстве. Однако следует отметить, что в науке существует понятие многомерного (n-мерного) пространства. В физике, например, к трем пространственным координатам добавляются время и ряд других параметров, связанных с конкретным способом описания объекта (температура, давление, влажность и др.). Пространство обратимо. В любую точку пространства можно возвратиться вновь, но только в другое время. В отличие от пространства время одномерно и необратимо. Оно «течёт» от прошлого через настоящее к будущему.

Свойства пространства и времени многообразны. Современная наука постоянно расширяет и углубляет наши представления о них. Однако данные науки ни в коей мере не опровергают положений об объективности пространства и времени, об их неразрывной связи с движущейся материей и т. д., а, напротив, дают убедительные доказательства их истинности.

Таким образом, в философской картине мира важную роль выполняют фундаментальные категории, такие, как бытие, материя, сознание, движение, пространство, время, через уяснение содержания которых человек приходит к определённым философским обобщениям и выводам. Мир предстаёт перед ним как совокупная реальность, единство природы и человека, материального мира и человеческого духа. Все явления данного мира взаимосвязаны. Материя как объективная реальность вечна, она несотворима и неуничтожима, находится в постоянном изменении и развитии. В процессе развития материи образуются более сложные её формы, осуществляется переход от неорганической природы к органической, возникает общество.

Сознание является объектом изучения многих наук, каждая из которых исследует сознание с точки зрения своего предмета. Так, представителей медико-биологических наук интересует в первую очередь мозг как орган сознания, его строение, специфика функционирования. Однако особенности сознания не могут быть глубоко изучены без философского анализа. На протяжении тысячелетий философы постоянно изучали эту проблему, старались познать содержание и сущность сознания, его роль в жизни общества и человека. Важность этого определяется тем, что то или иное понимание данного явления лежало в основе мировоззренческой позиции человека, служило источником философского обоснования закономерностей человеческого познания.

Практически во всех существующих в настоящее время философских концепциях сознания обращается внимание на исходные, главные его характеристики. Во многих подчёркивается историческая сущность сознания, его зависимость от общественно-исторической практики, связь с предметно-трудовой деятельностью людей. Для всех философских направлений характерно признание активности сознания, хотя природа этой активности объясняется различным образом.

Какие же существенные свойства сознания важно выделить, прежде всего?

Во-первых, сознание является родовым свойством человека, оно принадлежит всему роду Homo sapiens. Однако носителем сознания является индивид. С рождения человек обладает лишь психикой, которая не имеет осознанного содержания. Включение ребёнка в социальную среду создаёт условия для развития сознательной части психики. На основе общения с родителями и другими людьми ребёнок осваивает и присваивает, делает своим внутренним достоянием (интериоризирует) процессы целеполагания, целесообразности, творческой активности, абстрактного мышления, осваивает орудийные и знаковые системы деятельности, соотносит себя с окружающей средой и людьми; происходит формирование способности к рефлексии, самоконтролю и обучению. Индивид (ребёнок) становится человеком только в среде себе подобных. Таким образом, сознание – высшая, свойственная лишь человеку психическая форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно исторической практики.

Во-вторых, существенным признаком сознания является его индивидуальность. Идеальные образы возникают и существуют как в мозге человека, так и в мозге высших животных. Но только человек способен эти идеальные образы осознать и переосмыслить. Сознание как идеальное (нематериальное) свойство мозга человека нельзя ни взвесить, ни убавить или прибавить «по массе», его невозможно отделить от мозга.

В-третьих, осознание есть субъективный образ объективного мира. Оно субъективно потому, что является свойством, признаком человека как субъекта, функционирует в его мозге и неотделимо от человека. Но образы сознания по содержанию объективны, когда они отражают материальные предметы и процессы, содержат о них достоверную информацию. Образ в сознании субъективен по форме и месту (существует в мозге человека), но объективен по содержанию. Об объективности идеального образа в сознании сложнее говорить однозначно тогда, когда в нём отражаются гипотетические объекты окружающего мира или когда данному образу нет материально-объективного аналога.

В-четвёртых, сознание есть результат общественно-исторической практики. Трудовая и речевая деятельность, совместный образ жизни, преемственность поколений и многие другие факторы указывают на то, что сознание возникло и существует в развивающемся обществе, представителем которого является индивид в совокупности биологических и социальных свойств.

В-пятых, существенным признаком сознания выступает его творческая активность. Она стала возможной благодаря социализации сознания. Именно социальность человека позволила закрепить, совершенствовать и транслировать в поколениях трудовые навыки, а значит, и навыки умственной деятельности. Социальность, необходимость коммуникаций в обществе стимулировала и развитие языковой и знаковой деятельности, в результате чего язык из средства коммуникации превратился в материальную «оболочку» мышления.

По существу. социальность выступает в качестве комплексного признака сознания. Она образует ту систему отношений, в которых сознание себя проявляет, вырастает до уровня самосознания и реализует себя в материальном воплощении, в материальной культуре. Сознание возникает именно с переходом материи от биологической к социальной форме движения как высшая (из известных нам) форма отражения, социальная по своей природе.

Таковы в самом общем виде контуры философской картины мира и тех основополагающих философских категорий, которые легли в её основу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
К вопросу о распространении ядерного оружия | Философская картина мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.