КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в предмет - патологическую анатомиюОсновными формами постижения Мира как известно являются: Искусство, Религия и Наука. Они основываются соответственно на Чувстве, Вере и Разуме. Наглядными признаками научного (т.е. разумного) познания считаются: иерархизация материала; однословность-однозначность терминов; сущностные определения; одноосновность классификаций; не очевидность (а лучше - парадоксальность) выводов. Иначе говоря, получая любую информацию нужно, прежде всего, прояснить для себя излагается ли она на базе критериев научного познания: Попробуем на вышеизложенной базе рассмотреть место и значение для врача нового для студентов 3 курса предмета - патологической анатомии. Сейчас выделяют следующие этапы развития Вселенной: В первом полугодии 3го курса мы будем изучать "общую патологию. Для подхода к понятиям общего "патана" определимся с терминологией и иерархизируем материал. человека как целостной системы", нарушения ("болезнь - разные степени дисгармонии целостного организма"), гибели ("смерть"- гибель организма как системы). На уровне "система органов" (рис.2) понятия и термины еще не устоялись. Отсутствует термин отражающий качественное своеобразие "нормы" для "системы органов". В зоне "патология" "систем органов" могут быть помещены: "нарушения кровообращения" (полнокровие, малокровие, тромбоз, эмболия, стаз и др.), "воспаление" и "иммунопатология". Отдельно приходится размещать: "адаптацию" (приспособление), "компенсацию"(возмещение ущерба) и "организацию" (восстановление целостности). Не лучше положение с понятиями и на уровне "орган". (рис.3) Нет термина отражающего качество органной "нормы". В клеточке "гибель органа или его части" размещены: "инфаркт"(гибель внутреннего органа или его части как следствие нарушения кровообращения), "гангрена"(то-же, но относительно органов связанных с внешней средой, с гниением и почернением), "секвестр"(то-же, но когда погибшее долго остается плотным). Отсюда, в клеточку "органо-патология" можно поместить "прединфаркт". После гибели части органа в живом организме закономерно наступает "демаркация" (отграничение живого от погибшего). На уровне "ткань"(рис.4) термина для клеточки "норма" также нет. К тканевой "патологии" несомненно относится "дистрофия"(нарушение структуры ткани связанное с нарушениями тканевого метаболизма). Для обозначения гибели ткани употребляют термин "некроз". После гибели ткани следует ее восстановление ("регенерация"). К тканевой патологии по нашим данным следует относить "дисплазии" (нарушения роста ткани), "узловатые гиперплазии" и "опухоли"(особые варианты развития новых тканей). На уровне "клетка"(рис.5) "норма" пока также не определена. Основная масса изменений описываемых сейчас как "патология клетки" на самом деле связаны с существованием клеточных коопераций. К клеточной патологии очевидно нужно отнести только нарушения митотического цикла. Далее можно наверное поместить "апоптоз"(особый тип гибели клетки), а затем варианты разрушения клетки(слущивание, лизис, фагоцитоз и др.). При сведении вышеприведенных таблиц в одну (рис. 6), становится очевидным, что в медицине пока отсутствует научно обоснованная иерархизация такого объекта как "организм" человека. Это проявляется в бедности и многословности терминов, использовании одних терминов на разных "этажах", преобладанию описательных, а не сущностных определений и др. Практически не рассматривается проблема переходных, межуровневых - "предельных" состояний. Но детальное обсуждение перечисленных проблем лежит за пределами вводной лекции. Вернемся к сегодняшнему состоянию "общей патологии". На сегодняшний день в общей патологии принято выделять пять групп клинико-морфологически значимых изменений, которые условно называют "типовыми патологическими процессами"(типатпро). На таблице (рис.6) эти "типатпро" выделены пятью крупными номерами и разными цветами. В нашем курсе типовые патологические процессы будут изложены в следующей компоновке: Рекомендуемая дополнительная литература:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |