Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейное воспитание

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Однако воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание — лишь часть общественного воспитания, но 'часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает "первые уроки жизни", которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущении детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых. Семья — основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в подростковый период. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная (семейная социализация) и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50% семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает.

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети, ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особое значение имеет её влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы общественного поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры;

второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственна непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт.

На современном этапе в зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей. Важным основанием для выделения типа семьи является также наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.

Особую группу представляют неполные семьи. Причины этого социального явления неоднозначны, но чаще всего — это разводы, которые не могут оставить детей равнодушными и от которых они глубоко страдают. Однако к неполным семьям нельзя относиться предвзято, а к детям, которые в них воспитываются, — как к потенциально неблагополучным. Можно утверждать, что в ряде случаев семья, с воспитательной точки зрения, наоборот, перестает быть неблагополучной именно в результате развода, потому что из нее удаляются источники негативного постоянного влияния на детей (влияние алкоголика, наркомана или психически неуравновешенного отца).

Конечно, в неполной семье условия воспитания усложняются за счет снижения материального уровня, перегрузки родителя, с которым остались дети, психологической пере напряженности. Однако появляются и некоторые компенсирующие факторы внутрисемейного порядка: дети проникаются уважением и сочувствием к родителю, видя, как нелегко ему прокормить семью, наладить нормальный быт, стремятся помочь в домашних делах, приучаются сдерживать сиюминутные запросы, становятся более близкими эмоционально. Это создает в семье благоприятную нравственную атмосферу, что и помогает преодолевать трудности.

Для современной семьи не менее актуальна проблема стиля отношений между ее членами. В качестве основных семейная педагогика выделяет два противоположных типа семейного воспитания — авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей (чаще отца). При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере это слепое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате такой "методики" у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Факты также говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле семенного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная, т.е. включает в себя несколько поколений) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха с ранних лет становятся дети. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя определенные требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова "можно", "надо", "нельзя". Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. В игровых ситуациях у детей формируются инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела. Наказания в таких семьях обычно не применяются — для детей достаточно порицания или огорчения родителей. Демократический стиль семейного воспитания очень созвучен социальным задачам сегодняшнего дня.

Изучение педагогической литературы и лучшего опыта воспитательной работы родителей позволяет выделить ряд основных условий, способствующих успешности семейного воспитания. Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX— начала XX в. П.Ф.Лесгафт, которого по праву следует считать корифеем семейного воспитания, определил условия, при которых каждый ребенок может стать "идеально нормальной личностью".

К ним относятся:

- атмосфера эмоционального благополучия в семье,

- авторитет родителей,

- строгий распорядок жизни семьи,

- связь семьи со школой и единство требований.

Положительный эффект воспитательной работы родителей с детьми достигается только в атмосфере эмоционального благополучия семьи. Отсутствие такой атмосферы тормозит развитие личности ребенка, травмирует его психику и способствует появлению отрицательных черт поведения.

Атмосфера эмоционального благополучия предполагает целостность и единство семейного коллектива, одинаковую заинтересованность отца и матери в укреплении семьи. Распад семьи, развод родителей создают большие трудности в воспитании детей.

Известный педагог Сухомлинский писал: «Трудный ребенок - это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом ".

Для создания в семье атмосферы эмоционального благополучия необходимо, чтобы во взаимоотношениях между родителями царили любовь, согласие, постоянная забота друг о друге, неослабное внимание и предупредительность, стремление как можно больше сделать приятного друг другу, что, как правило, способствует поддержанию любви между супругами и даже ее возрождению, если она уже угасла.

Ребенку импонирует счастливая семья, он дорожит такой семьей. Он хочет быть членом хорошей семьи, быть сыном или дочерью хороших родителей. В таких условиях появляется потребность в общении с родителями, стремление своим поведением не омрачать общего счастья семьи.

Белинский В.Г. говорил, что в атмосфере эмоционального благополучия семьи должно лежать доверительное отношение детей к родителям.

"...Счастливы дети, - писал он, - когда для них открыта родительская грудь и обьятия, которые всегда готовы принять их, правых и виноватых, и в которые они всегда могут броситься без страха и сомнения".

Дети считают за счастье как можно больше быть вместе с родителями, вести с ними задушевные разговоры, участвовать с ними в труде и отдыхе.

Атмосфера эмоционального благополучия в семье подразумевает единство и согласованность родителей в педагогических требованиях к детям, без чего не может быть правильного воспитания.

Сила воздействия воспитательных средств зависит от авторитета родителей в глазах ребенка. Если отец и мать завоевали у ребенка авторитет, то их слово для него закон, а их поступки - образец для подражания. На чем основывается авторитет родителей? Педагогическая наука и опыт воспитательной работы лучших родителей показывает, что основанием авторитета является не физическое превосходство сильного над слабым, а авторитет связан, прежде всего, с гражданским лицом родителей. Дети всегда понимают общественное значение трудовых заслуг родителей и гордятся, когда родители живут интересами своего производства, города, уважают соседей, родственников и посторонних.

Большое значение в поддержании авторитета имеет тактичность в отношениях между родителями и детьми. Родители должны быть справедливыми и требовательными к детям, внимательными к их нуждам и запросам.

А.С. Макаренко подчеркивал, что в педагогическом такте выражается забота о человеке и требовательность к нему. Основой педагогического такта родителей является умение понимать внутренний мир ребенка, знать его идеалы, стремления и потребности; относиться к нему только справедливо, так как малейшая несправедливость вызывает обиду и недоверие.

Родители, которые отличаются высокой культурой поведения в отношении к детям, добиваются больших воспитательных успехов, чем те родители, которые обращаются с детьми грубо, нетактично, неуважительно.

Важную роль в создании авторитета родителей имеет их высокая культура, широта и устойчивость духовных запросов и интересов, их внешнее и внутреннее обаяние, воспитанность. Родители, как воспитатели, в первую очередь сами должны быть хорошо воспитанными. Поэтому они должны постоянно работать над собой, повышать свою квалификацию, культурный уровень и уровень педагогических знаний.

В семейном воспитании большое значение имеет строгий распорядок жизни семьи, или режим. Режим дисциплинирует человека: приучает к порядку, точности, аккуратности, собранности, опрятности, определенным границам поведения, вырабатывает привычку соблюдать режим труда и отдыха как необходимое условие высокого уровня работоспособности.

Воспитательная ценность домашнего режима в значительной степени повышается, если он характеризуется:

- целесообразностью,

- точностью,

- общностью,

- определенностью.

В формировании самостоятельности и чувства ответственности большое педагогическое значение имеет выполнение таких домашних дел, которые связаны с заботой о других.

Положительное влияние на воспитание личности оказывают семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений.

Показателем качества межличностных отношений в семье является ее психологический климат - более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Для благоприятного психологического климата семьи характерны такие признаки:

- коллективная сплоченность,

- возможность всестороннего развития личности каждого члена семьи,

- высокая доброжелательная требовательность друг к другу,

- чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности,

- гордость за принадлежность к своей семье,

- высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность.

Благоприятный психологический климат ведет к тому, что наиболее притягательным для каждого ее члена становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ хотя и остается высокой, но отодвигается на второй план. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной духовной жизни присущ психологический дискомфорт, который ведет к депрессии, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций.

Основой экономической жизни семьи является бюджет. Чтобы соотнести расходы с доходами и возможно полнее удовлетворить разумные потребности всех членов семьи, бюджет надо планировать. В одних семьях главным финансистом является жена, в других - поделены, в третьих - бюджет распределяется по "статьям" и деньги лежат в доступном для всех месте. Последний вариант педагогически самый целесообразный. Для него обязательны четыре условия:

- участие всех членов семьи, в том числе и детей, в распределении средств;

- равноправие - все участвуют в расходовании денег и отвечают за это;

- гласность - всем известно, откуда и сколько денег в семье;

- полное взаимное доверие - все знают, где и сколько лежит денег, каждый имеет к ним беспрепятственный доступ.

Участие всех в распределении и реализации бюджета имеет большое воспитательное значение.

Конфликты в семье - это разногласия между членами семьи, в основе которых лежит несовместимость их взглядов, интересов, или потребностей. Возможными источниками семейных конфликтов являются:

- расхождение представлений супругов о значимости ведущих семейных ценностей;

- низкий уровень этико-психологической культуры супругов;

- неуважительное отношение к женщине/мужчине;

- потребительское отношение к семье;

- неумение преодолевать возникающие трудности и противоречия.

Но чаще всего, как показывает практика, конфликты в своей основе не имеют серьезных причин и возникают по пустякам.

Конфликты обладают как созидательной, так и разрушительной силой. Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения конфликта:

- сужение "площадки" спора до минимума;

- управление отрицательными эмоциями;

- стремление и умение понять позицию друг друга;

- осознание того, что в споре почти всегда нет правых;

- умение и стремление супругов решать конфликты с позиции

доброты;

- недопустимость "приклеивания" ярлыков друг другу.

Традиционный вопрос " Кто виноват? ", разрешая конфликт,

стоит заменить другим " Как нам быть? ".

Однако бывает и так, что в семье внешне сложился демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важные педагогические принципы (например, им не удается определить меру требовательности, организовать режим дня и посильный труд детей). В иных случаях им слишком много объясняют, доказывают, позволяют пререкаться со старшими. Родители порой непоследовательны в требованиях, у них нет единого подхода.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность нравственного воспитания | Понятие малых групп, их специфика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.