Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика становления андрагогики




МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Проблема образования взрослых возникла в результате сложившихся противоречий между динамикой производства (на основе систем автоматизированного проектирования и гибкого автоматизированного производства) и консервативной системой обучения, ориентированной на обучение данной специальности. В то же время в наши дни стало очевидным, что учиться необходимо, чтобы существовать, т. е. само бытие человека должно быть неразрывно связано с обучением. Только тогда человек в состоянии стать подлинным и цельным человеком. Не случайно в «Меморандуме непрерывного образования стран Европы» отмечается:

во-первых, необходимость всеобщего непрерывного доступа к образованию с целью умения адаптироваться к переменам;

во-вторых, увеличение инвестиций в человеческие ресурсы с целью поднятия престижа самого важного достояния – человека.

Готовность общества к глобальным преобразованиям во многом определяется степенью разработанности технологий и систем образования человека, их ориентацией на развитие личности, творческих способностей, профессиональной компетенции. Говоря и думая о взрослых, как о школьниках или студентах, мы невольно переносим в наши действия стереотипы, привычные для обстановки школы или вуза, для педагогики, имеющей дело с детьми, подростками, но не с взрослыми. В последние годы в самой педагогике выделилось особое направление — теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа — учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ - составная часть системы образования, ее относительно обособленное подразделение, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни. В этом смысле образование взрослых является социальным институтом, преемственно продолжающим процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов и через это обеспечивающим пожизненное обогащение творческого потенциала личности. От детско-юношеского образования отличается тремя главными особенностями: а) спецификой контингента - субъектами учебной деятельности являются лица, вовлеченные в сферу профессионального труда, имеющие опыт такого рода занятости или потенциально свободные к участию в ней; б) своеобразием образовательных учреждений, форм и методов их деятельности - их ориентация на образовательные потребности лиц, являющихся субъектами различных видов практической деятельности, и на режим их социальной жизни; в) содержанием целей и задач образовательного процесса, особенностями форм и методов педагогической работы с субъектами учебной деятельности - преимущественный акцент на основание нового (современного, прогрессивного) социально-культурного опыта и на формирование способности к его обогащению собственным вкладом; использование по большей части активных форм и методов обучения.

Впервые термин андрагогика был введен немецким историком просвещения Александром Каппом в 1833г.

АНДРАГОГИКА (от греч. an:er, родительный падеж andros - взрослый человек и ag:og:e - руководство, воспитание), одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, т.е. обучения и воспитания взрослых. Наряду с термином андрагогика в специальной литературе используются термины "педагогика взрослых", "теория образования взрослых" и др.

В становлении образовательной деятельности взрослых – андрагогики - выделяют следующие этапы:

I этап - поисковый, кон.40-х сер.60-х гг.: формирование «организма» андрагогики на основе анализа новых явлений, связанных с образованием взрослых, и разработка первых научных гипотез в области «педагогики взрослых».

II этап – рефлексивный, кон. 60 - кон. 70-х гг.: углубление анализа проблемы «взрослый и образование» путем разработки проектов:

I проект «Организация, содержание и методы образования взрослых»

(1977-1980);

II проект «Развитие образования взрослых», когда сложился круг теоретических проблем, очерчиваемых андрагогикой:

Образование взрослых как явление культуры,

Позиция взрослых и институты образования,

Некоторые особенности процесса образования взрослых.

Для данного этапа характерно дальнейшее осмысление андрагогикой, как наукой, своего предмета исследования, задач и методов.

III этап 80-90 г. структурный этап. Возрастает роль практико - ориентированных исследований, нацеленных на перестройку формирования методов и процесса образования.

Эффективно функционирующая система образования взрослых, удовлетворяя образовательные заказы людей, способствует развитию потребности в непрерывном образовании, включению взрослых людей в общее образовательное пространство, активизации их инициатив.

В 1994 г. в классификатор 03.14.00 направлений и специальностей высшего профессионального образования России включена специальность Андрагогика.

В 1995 г. утвержден разработанный стандарт при участии ведущих ученых страны - Государственный стандарт специальности (Змеев, Вербицкий, Левина, Володарская).

ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛОГО УЧАЩЕГОСЯ - совокупность существенных признаков, отличающих его от учащегося детского и юношеского возраста, которые необходимо учитывать в теории и практике образования взрослых, а также при формировании политики, направленной на его развитие.

По мнению американского психолога А. Маслоу (1908 - 1970), у взрослого человека «потребность в знании интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности. В процессе обучения происходит диалектическое взаимодействие стремления вперед и движения назад, которое одновременно является битвой между страхом и мужеством».

Почему это происходит? Потому что, с одной стороны, взрослый, стремясь к жизненно необходимой цели, жаждет её достичь, внести какие-то положительные изменения в свою жизнь, в работу, социальное положение. Но, с другой стороны, у него возникает страх перед взятой на себя ответственностью за учебу: привычка к стабильному, устоявшемуся положению вещей вступает в противоречие с неизбежными грядущими изменениями. Взрослых беспокоят сомнения в своих способностях к обучению, страх, что в процессе обучения выявится их неграмотность, неумение учиться, что неизбежное при этом сравнение с другими обучающимися будет не в их пользу. Каждый по собственному опыту знает, что нам не нравится выглядеть в чужих глазах хуже, чем хотелось бы.

Рассмотрим особенности взрослых как объекта обучения:

· потребность в обосновании (смысле);

·потребность в самостоятельности;

·жизненный опыт;

·назревшая необходимость;

·практическая направленность.

Посмотрим подробнее на то, как проявляются эти особенности.

Потребность в обосновании (смысле)

Известно, что взрослая аудитория очень внимательно относится к обоснованию того, зачем нужно изучить данный курс или раздел. Опытные вузовские преподаватели часто упоминают о том, для чего важно знать то, что сейчас изучается, и какие отрицательные последствия связаны с незнанием. Взрослые учащиеся также интересуются (открыто или неявно) тем, что будет, если они «не выучат» (не изучат, не освоят) данный материал. Более того, взрослые учащиеся не пожалеют времени и сил, чтобы понять, зачем и стоит ли тратить время и силы на изучение того, что им предлагают. Сказанное подтверждается не только наблюдениями и опытом, но и данными специальных исследований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.