Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Дидактика и ее основные категории




План

1. Понятие о дидактике. Основные категории дидактики.

2. Задачи и проблемы исследования современной дидактики.

 

Литература

1. Венцент Рконь. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

2. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина – М., 1982.

3. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. М., 1982.

4. И.Ф. Харламов. Педагогика – М., 1990.

5. Каменский Я. Великая дидактика / В сб.Каменский, Локк, Руссо, Песталоцци Пед. наследие. – М., 1989.

6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.– М., 1984.

7. Учебники педагогики: Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988

8. Чеслав Куписевич. Основы общей дидактики. – М., 1986.

 

1.

В прошлом году, рассматривая сущность педагогического процесса, Вы наверняка отмечали, что педагогический процесс – это процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях учебного заведения. Таким образом, схематично структуру педагогического процесса можно изобразить следующим образом:

 

 

процесс воспитания самовоспитание

Пед. процесс процесс обучения самообразование

процесс развития

 

В прошлом году Вы говорили о процессе воспитания, в этом году Вам предстоит изучить основы процесса обучения.

Область педагогики, которая исследует закономерности процесса образования и обучения, называется дидактикой.

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под которым он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика».

Интересно обоснование важности дидактики в работе Коменского.

Правильно построенная дидактика, по мысли Каменского, важна:

1. Для родителей, которые до сих пор большей частью были не осведомлены, чего им ждать от своих детей. Они нанимали учителей, обращались к ним с просьбами, задабривали их подарками. Но если метод воспитания доведен до безошибочной верности, то результат, на который невсегда надеются, не может с божьей помощью не воспользоваться.

2. Для учителей, большинство которых не знали, как надо учить и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучили себя и истощали свои силы трудолюбием и старательностью, стремились добиться успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов.

3. Для учеников, чтобы можно было довести их до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя.

4. Для школ, которые при правильном методе не только можно будет сохранить в цветущем состоянии, но и без конца умножать. Ведь они будут поистине местами игр, домами наслаждения и удовольствия.

5. Для государства – «Что составляет основу всякого государства? – Воспитание юношей». Ведь никогда виноградные лозы не принесут полезного плода, если за ними не было хорошего ухода.

Т. Образом «Великая дидактика» Каменского – это универсальное искусство всех учить всему. Учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащихся, ни у учащих не было скуки или обременения, чтобы обучение происходило с удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию.

Все это было написано в XVII веке, но своей сути не утратило и по сей день. По-прежнему дидактов волнует вопрос, как сделать более эффективным процесс обучения, как научить всех.

Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что предмет дидактики – это содержание образования и организации его.

Основные категории дидактики: образование, обучение, преподавание, учение, научение, закономерности и принципы обучения, процесс обучения и его компоненты – задача, содержание, формы, методы и средства результата обучения.

Рассмотрим некоторые из них. Образование – это целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системы научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения личности. Образование может быть общим и профессиональным.

Общее – образование, получаемое в средней школе.

Профессиональное – это образование по какой-то специальности, но в системе образования. Однако конечного образования не существует, оно непрерывно, ибо непрерывно развитие человека как личности на протяжении всей его жизни.

Ведущим путем образования является обучение.

Обучение – это целенаправленный, систематический, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на формирование у школьников системы знаний, умений и навыков и основ личности. В основе обучения – деятельность учителя. Она включает целую систему приемов и методов передачи знаний, умений и навыков учащимся. Она включает также и много социальных действий:

1. отбор учебного материала;

2. выбор приемов и методов сообщения;

3. показ наглядных пособий;

4. постановку эксперимента;

5. показ способа действия, объясняемого материала;

6. контроль.

В результате учитель выполняет сам несколько функций:

1. исследовательскую (анализ языковых явлений, литературных произведений, изучение опыта коллег, своего опыта, изучение и применение научных трудов и т.д.);

2. конструкторская (разработка системы уроков по определенным темам, разработка внеклассных мероприятий);

3. организаторская (реализация намеченных планов, организация работ);

4. коммуникативная (установка обратной связи).

Учение – это деятельность самого учащегося. Учащийся обучается в той мере, в какой он сам учится. Чтобы знания усвоить, надо совершить массу действий. Каких?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.