Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип занимательности

Принцип равного права всех учащихся.

Принцип добровольного участия во внеурочной работе.

Принцип практической направленности.

Принцип научной углубленности.

Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу. Действие этого принципа проявляется не только в том, что на внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную программу или слабо в ней представленные, но и в том, что программные темы даются здесь шире, чем в учебнике. Школьникам сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях, показываются связи с другими явлениями.

Научная углубленность проявляется и в том, что на внеклассных занятиях находит место теоретическое обобщение разрозненных фактов, данных в учебнике.

Важно на внеклассных занятиях показать школьникам практическое применение знаний: проведение работы с младшими школьниками, изготовление наглядных пособий, организация выставок, подготовка материалов для публикаций и т.д.

Он предполагает наличие у детей определенного круга интересов, что и позволяет им выбрать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы.

Заинтересованность школьников – главное условие результативности внеклассной работы.

Во внеурочных занятиях могут активно участвовать ученики с разной подготовкой по предмету.

Этот принцип находит свое выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблона, схемы, ей противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. Развитие творческих возможностей ученика требует гибкой структуры внеклассных занятий. Этот принцип проявляется и в выборе приемов, цель которых привлечь внимание учащихся к определенной проблеме, настроить их на углубленное изучение, обогатить их новыми знаниями и т.д.

Учитывая этот принцип, учитель должен помнить: 1) занимательность влияет на психологические процессы учащихся; 2) учитель должен предельно ясно осознавать цели использования занимательности в каждом конкретном случае.

Все указанные принципы имеют разную силу, и опираться на них во внеурочной работе необходимо в совокупности.

IV.

Факультативные занятия предназначены для углубленного изучения школьниками основ наук, для удовлетворения их познавательных интересов и склонностей, развитие общих и специальных способностей. Эта форма работы не подменяет внеклассных занятий. Возникает вопрос о месте тех и других в учебном процессе.

Задачи факультативных занятий:

· Закреплять и усовершенствовать знания, которые учащиеся получают на уроках;

· Развивать навыки и умения учащихся по предмету;

· Пробуждать интерес к самостоятельному творчеству;

· Прививать глубокий интерес к предмету, переходящий в профессиональный.

Задачи внеклассной работы во многом пересекаются с только что названными, хотя у факультативных занятий они уже определены более четко, выступают в практике работы концентрированно, в тесном взаимодействии друг с другом.

Внеклассные занятия начинаются задолго до организации факультативов, проводятся не только с целью удовлетворения и развития интересов школьника. Учитель справедливо видит в них средство, позволяющее ему закрепить знания и навыки, приобретенные детьми по определенной теме. Здесь так или иначе проявляется локальность. Не случайно для внеурочной деятельности по предмету не создано единых программ, а указываются лишь направления работы.

На внеклассных и факультативных занятиях два плана – личный (ученик и его интересы) и обязательный (школьная программа и ее требования). Реализуются они по-разному. Нормой для внеклассных занятий является совмещение этих планов, а для факультативных существенным оказывается преобладание первого (ученик и его интересы).

Внеклассная работа и факультативы сталкиваются обычно с разным уровнем интереса учащихся. Факультативные занятия – это занятия для увлеченных школьников, имеющих хорошую базу знаний. Внеклассная работа развивает интерес, увлеченность, желание работать в факультативе, пополнять знания по собственной инициативе.

Внеклассные занятия в сравнении с факультативами выполняют гораздо больше функций, одна из которых готовит учащихся к работе в факультативе.

Определяя тематику внеклассных занятий, учитель опирается прежде всего на действующую программу школьного курса, хотя не исключается и выход за ее пределы.

Содержание внеклассной работы может быть реализовано в разных формах: массовой, групповой, индивидуальной.

Программа же факультативных занятий воплощается лишь в групповой форме с закрепленным составом учеников. Факультативные курсы более теоретичны. Они предполагают определенную завершенность темы, полноту и системность в рассмотрении вопросов.

В то время, как внеклассная работа может вестись как в теоретическом, так и практическом направлении и не определяется четкой программой.

Общее и различное во внеклассной работе и факультативах наблюдается и в методике их проведения.

Сближает их, поскольку и те и другие являются занятиями по интересам, общий подход к развитию творческого начала, познавательной самостоятельности, активности школьников.

Различие проявляется в использовании традиционных методов обучения.

Характерными для факультативных занятий являются обычно: лекция, семинар, работа с научной литературой, различные наблюдения, упражнения.

Т.е. в поисках методов для факультативов чаще идут от практики высшей школы. Внеклассная работа, выбирая методы, идет больше от урока (рассказ, беседа, упражнения и т.д.).

Внеклассная работа в силу своей специфики много внимания уделяет форме занятий. И главное – занимательности (через форму). Считается, что на факультативах ни о форме, ни о занимательности беспокоиться не надо.

Особенно полезно факультативы в старших классах, когда уже определены интересы, а порой и профессиональные наклонности. В факультативах занимаются в основном те, кто хочет расширить свои знания.

 

V.

Формы внеклассной работы разнообразны. Это обусловлено: 1. разноплановостью содержания;

3. многообразием целей и задач внеклассной работы;

4. неоднородностью состава участников (по возрасту, уровню подготовленности, интересам, количеству);

5. возможностями школы и руководителей этих занятий.

Формы внеклассной работы:

1. массовые;

2. групповые (с постоянным и меняющимся составом);

3. индивидуальные.

К массовым формам относятся предметные бюллетени, рукописные журналы, стенные газеты, общешкольные уголки, утренники, вечера, конкурсы, викторины, олимпиады, турниры.

Групповые формы внеурочной работы – кружки, экспедиции, экскурсии.

Индивидуальная форма складывается из 2-х видов. Она может быть связана с теми или иными поручениями кружка, учителя (изготовление наглядности, подготовка рефератов и т.д.). Или с непосредственным творчеством ученика (самостоятельно разработать тему, подготовить какой-то раздел и т.д.). Большая часть устных сообщений – докладов, лекций, радиопередач, устных журналов, встреч с интересными людьми и др. – тоже основываются на заранее составленном тексте, который может готовить не группа лиц, а один человек.

Традиционно во внеклассной работе выделяются постоянно действующие и эпизодические формы.

К постоянно действующим относят кружки, клубы, стенные газеты, всевозможные тематические уголки (русского языка, литературы, математики и т.д.). Эти формы предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени.

Эпизодические – олимпиады, конференции, вечера, конкурсы, соревнования и т.д. – выступают как разовые занятия, организуемые в связи с различными целями. Эти мероприятия остаются чаще всего ярким эпизодом в жизни школы.

Периодичность проведения занятий, положенная в основу выделения этих двух групп, ограничивается чаще всего рамками лишь одного учебного года. Хотя внеурочная деятельность школьников предполагает большую протяженность, чем один учебный год, и с окончанием его не может считаться завершенной.

Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы более подробно.

Постоянно действующие формы.

Кружки. Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся. Количество участников кружка обычно не меньше 10-12 человек. Запись в кружок лучше проводить не сразу, а после нескольких занятий, чтобы ученики могли почувствовать перспективу работы, познакомиться с правами и обязанностями членов кружка. Состав кружка, закрепленный списком, не должен закрывать вход на занятия гостям – ученикам, предпочитающим свободное посещение, наблюдение со стороны. Часть из них обычно вливается постепенно в основной состав кружка. Важно помнить, что закрепленный состав кружка не поддерживаете никакими административными мерами. Стабильность участников сохраняется при работе, которая способствует их активной заинтересованности и творческой удовлетворенности. Кружковые занятия проводятся обычно раз в две недели (1,5 часа). И от учеников, и от учителя эти занятия требуют серьезной подготовки. Содержание работы кружка обычно подчинено единой теме (формированию каких-то определенных умений, навыков). Например, «Лексика», «Фразеология», «Культура речи», «Стилистика» и т.д.

Клубы. Эта форма работы свойственна для работы в старших классах. Клубы объединяют ребят с четко определившимися интересами (клубы авторской песни, клубы любителей поэзии и т.д.). Они имеют обычно свои названия, уставы, традиции.

Задачи клубов:

1. Знакомство с новинками в области своих интересов, углубление познаний;

2. организация творческих встреч;

3. организация школьных вечеров;

4. подготовка бесед и лекций для учащихся;

5. содействовать развитию творческих способностей учащихся.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краеведческие | Тема 10. Школоведение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.