Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды понятий

Логика выделяет виды понятий. Понятия делятся на виды по:

· количественным характеристикам объёмов понятий;

· типу обобщаемых предметов;

· характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы.

Большей частью эта классификация относится к простым понятиям. По количеству обобщаемых предметов понятия делятся на понятия с пустым (нулевым) объёмом и понятия с непустым (ненулевым) объёмом.

Пустым по объёму называют понятие, в объёме которого нет ни одного предмета из универсума рассуждений. Универсум 1) философский термин, обозначающий «мир как целое»; 2) мир, вселенная. (Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М., ЭКСМО – Пресс, 2001. С. 369.). Содержанием таких понятий являются системы признаков, не принадлежащие ни одному предмету из универсума. Например: 1) «вечный двигатель»; 2) «вещество, являющееся металлом и не являющееся электропроводным»; 3) «человек, знающий все европейские языки, но не знающий болгарского языка, являющегося европейским».

Пустота приведённых понятий обусловлена разными обстоятельствами. Первые два пусты из-за противоречивости их фактических содержаний, т.е. из-за противоречивости содержаний в рамках имеющегося знания. Содержание первого противоречиво в силу закона сохранения энергии. Содержание второго – в контексте со знанием «все металлы электропроводны».

Первые два понятия имеют пустой фактический объём, иными словами не соответствуют данным науки. Логические же объёмы этих понятий не пусты. Содержание третьего из приведённых выше понятий самопротиворечиво (логически противоречиво). Оно имеет пустой логический объём.

Возникновение понятий, логическое содержание которых противоречиво, связано с ошибкой в познании. Такие ошибки возникают при образовании сложных понятий. Понятия, логическое содержание которых непротиворечивы, а фактически противоречивы, возникают в следующих случаях.

Первый. В науке образуются понятия не только о тех предметах, которые, уже известны, но и о тех, существование которых лишь предполагается. При образовании понятий последнего типа проявляется активных характер познания. В результате дальнейших исследований может оказаться, что этим понятиям ничего не соответствует в действительности, их фактическое содержание противоречиво. Например, «живые существа, обитающие на Марсе». В момент образования таких понятий их фактическое содержание противоречивым не является. Оно становиться таковым с развитием знания.

Второй. В науке образуются понятия, содержание которых с самого момента их образования является противоречивым в контексте всего имеющегося знания. Контекст законченная в смысловом отношении часть текста (Ожигов С.И. Словарь русского языкаМ.,1972, С. 268).Предметы, обобщаемые в этих понятиях, не существуют в действительности. Например, «идеальный газ», «абсолютно чёрное тело». Понятия этого вида необходимы для построения теорий. В рамках этих теорий содержание их не противоречивыми.

По объёму выделяют понятия единичные и общие. В объёме единичного понятия содержится один элемент, а в объёме общего более одного элемента. Общие делятся на универсальные и неуниверсальные. Объёмом универсального понятия является весь универсум, а объёмом не универсального – не весь.

По типу обобщаемых предметов понятия делятся на собирательные и не собирательные, а так же на конкретные и абстрактные. Элементами объёмов собирательных понятий являются совокупности однородных предметов, мыслимые как целое. Примеры собирательных понятий: «народ», «студенческая группа». Указанные понятия являются общими. Собирательные понятия могут быть единичными. Например, «российский народ».

Элементами несобирательных понятий являются отдельные предметы. Например, «Кубанский государственный университет».

Конкретными называются понятия в которых обобщены реально существующие предметы или их признаки.

Абстрактными являются понятия о так называемых абстрактных объектах.

По характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы понятия делятся на положительные и отрицательные, а так же на относительные и безотносительные.

Содержанием положительного понятия является положительный признак, а отрицательного - отрицательный. Примеры положительных понятий: «живущий по средствам», «говорящий по английски», отрицательные «живущий не по средствам», «не говорящий по английски».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Распространенные окислители и их продукты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.