Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие нравственной сферы личности




План

Основные социальные институты воспитания

Под институтами воспитания мы будем понимать общественные организации иструктуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность.Наиболее известные из них - семья и школа. Кроме того, сюда относят ещесредства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные инесемейные организации.Традиционно главным институтом воспитания является семья. Всеприобретенное в семье в детские годы, ребенок сохраняет всю жизнь. Важностьсемьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится втечение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия наличность ему нет равных среди других институтов воспитания. В ней закладываютсяосновы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину,по мнению Р.С. Немова, сформирован как личность. Семья может выступать в роликак положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семья обеспечиваетребенку тот минимум общения, без которого он никогда бы не стал человеком иличностью. Вместе с тем воспитательное воздействие семьи ограничено, т.к. онообычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи.В этом плане школа и другие институты воспитания находятся в болееблагоприятном положении. В школе развивающийся ребенок проводит значительнуючасть своей жизни (всего 10-11 лет, учась 6-7 до 16-17 лет). Здесь еговоспитывают учителя и сверстники. В школе воспитание может вестись черезпредметы гуманитарного цикла (литературу, историю и др.). В школе каждый новыйчеловек для ребенка несет для него что-то новое, а это обеспечивает широкиевозможности для различных воспитательных воздействий. Это все достоинства школыкак института воспитания.К недостаткам школы, как института воспитания, относят: обезличивание (дляработников школы все дети равны), что противоречит индивидуальному подходу ккаждому ребенку. Это можно устранить за счет удачного сочетания семейного ишкольного воспитания, их взаимодополнения.Через средства массовой информации также осуществляются разнообразныевоспитательные воздействия на их аудиторию. Их достоинством являетсяиспользование в качестве источника воспитательного воздействия лучшихспециалистов, лучших образцов и достижений педагогики и культуры. Недостатки:влияние воспитательного воздействия рассчитано на среднюю личность и не можетдойти до каждого ребенка.Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного иэстетического воспитания (а в наше время еще социального и экономического),они являются одним из главных источников формирования общей культуры учеловека.Личность, кроме того, воспитывается через многочисленные контакты,официальные и неофициальные отношения. В этом смысле на воспитание ребенканаиболее влияют его встречи и контакты с людьми в организованных инеорганизованных группах. 4. Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности Теории воспитания - это концепции, объясняющие происхождение,формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя. Довторой половины 20 века была широко распространены теории воспитания, согласнокоторым личностные качества человека передаются по наследству, под влияниемусловий жизни мало меняются. Поэтому, по крайней мере, часть характеристикличности воспитанию не подлежит. Так считали, например, З. Фрейд, Э. Кречмер,У. Макдауголл. Такие теории называют биогенетическими. Второй группой теорией воспитания являются социогенетические теории. Авторы этих теорий утверждают, что все, что есть личностного в человеке,возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддаетсявоспитанию, начиная от темперамента и заканчивая нравственными чувствами. Ихнедостатки: 1) некоторые свойства личности не могут быть воспитаны (например,темперамент), т.к. они определяются генотипом (для темперамента - врожденнымисвойствами нервной системы); 2) из психиатрии и психопатологии известно, чтосуществует связь между болезненными состояниями организма и изменениями впсихологии личности больного человека. Например, при истерии и шизофрениинаблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личностибольного, которое никаким воспитанием не компенсируешь. Это распространяется нанаркоманию, хронический алкоголизм и ряд психосоматических заболеваний.Ряд теорий воспитания носят промежуточный, компромиссный вариант двух групптеорий, рассмотренных выше. Согласно им, функционирование и развитие личностизависит как от биологических, так и социальных факторов. Сторонники этихтеорий отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную роль.Психологические теории воспитания различаются по тому, какие психологическиесвойства человека в них подчеркиваются. Например, есть группа теорий,предметом исследования в которой выступают характер человека, черты личностии т.д.Считается что, однажды сформировавшись (в раннем детстве), базисные чертыличности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше ребенок, тем меньше унего вероятности для воспитания соответствующих личностных черт.Что же касается вторичных черт (возникающих и формирующихся позже), а темболее - высших черт духовного и мировоззренческого характера, выступающих вформе моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываютсябольшие надежды. Утверждается, что их можно воспитывать у человека в течениевсей жизни, но для этого необходима специальная практика.Своеобразно решается вопрос о воспитании личности необихевиористами. Например,Б. Скиннер и его последователи считают, что с помощью специальной техникиповеденческого научения, основанной на разумном использовании поощрения заположительные и наказания за отрицательные реакции, можно преобразоватьличность в любом возрасте в нужном направлении. Отечественные же психологисчитают, что уже в старшем школьном возрасте для личности характернаотносительно устойчивая система нравственных убеждений, жизненных целей иперспектив[3]. Лекция 5. Управление воспитанием личности ребенка и его психологическийсмысл 1.Психологические условия формирования свойств личности2.Социально-психологические аспекты воспитания3.Проблема управления воспитанием личности4.Показатели и критерии воспитанности школьников 1.Психологические условия формирования свойств личности При каких психологических условиях формирование свойств личности будетнаиболее успешным?¨ Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагиватьвсю личность, весь субъективный мир человека Искусство воспитателя состоит втом, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника итем, что субъективно значимо для него.¨ Активность и самостоятельность самих учащихся.¨ Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка - необходимоеусловие формирования личности. При этом надо помнить, что для формированиянужных мотивов, деятельность ребенка должна быть организована соответствующимобразом. В деятельности формируются и привычные способы поведения.¨ Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешаетребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.Воспитание школьника немыслимо без знания возрастного, гендерного ииндивидуального своеобразия его личности. Индивидуальный подход ввоспитании к учащимся предполагает учет их дифференциально-психологическихособенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развития тех или иныхспособностей и т.д.), т.е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своихсверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу.Индивидуальный подход в воспитании имеет педагогический и психологическийаспекты. В первом случае индивидуальный подход является частью педагогическоготакта. Психологический аспект индивидуального подхода выражается в изучениисвоеобразия личности школьника с целью организации педагогическицелесообразного процесса воспитания. Психологию воспитания в этом случаеинтересуют индивидуальные проявления общих психологических закономерностей ушкольников, изучение лишь только им присущих и неповторимых сочетаний данныхзакономерностей и особенностей. Деятельность, направленность личности и ее формирование Деятельность является основой формирования человека как личности.Определяющим условием существования, развития человека как существасоциального является совокупность разного вида деятельностей, в которыевключен человек. Освоение деятельности и ее усложнение является важнымусловием развития психики человека. Поэтому решение воспитательных задачдолжно опираться на психологические закономерности соподчиненностичеловеческих деятельностей, их динамику. При построении воспитательныхвоздействий надо учитывать характер и особенности различных видовдеятельности, в которые вовлечен ребенок, их значение, объем и содержание.В отечественной психологии понятия личность и деятельность рассматриваются как внутренне связанные явления. Разрабатывая проблемудеятельности и активности личности, современная психология опирается на идеюоб активном характере отражения, о происхождении — сознания из трудовойдеятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека.Источником активности личности являются потребности. По своему происхождениюпотребности делятся на естественные и культурные. Потребности характеризуются следующими признаками. Во-первых, любая потребность имеет свойпредмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то. Во-вторых, всякаяпотребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в какихусловиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих, потребность обладаетспособностью воспроизводиться. Потребности выражаются в мотивах, т. е.в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище можетпривести к внешне совершенно разным видам деятельности по ее удовлетворению.Этим разным видам деятельности и соответствуют разные мотивы.Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению,убеждениям и идеалам личности. Мировоззрение имеет такиехарактеристики, как научность, систематичность, логическая последовательностьи доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью иповедением. Убеждения — важный осоз­нанный мотив поведения, придающийвсей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убежденияхарактеризуются, во-пер­вых, высокой осознанностью и, во-вто­рых, своейтеснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых прин­ципов.Важным осознанным мотивом яв­ляется идеал. Идеал — это образ, ко­торымруководствуется личность в настоящее время и который определяет плансамовоспитания. К неосознаваемым побуждениям относятся установки ивлечения личности.Развитие деятельности человека приводит к появлению ее различных видов и форм(игра, учение, труд), которые объединяются, соподчиняются. При этомустанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихсяпобудителями к различным видам деятельности. Единая, взаимосвязанная системамотивов деятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологическуюоснову личности.Известно, что порой одинаковые мотивы по-разному реализуются в поведении, аразные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления в поведении.Например, участие в общественной работе, побуждаемое соперничеством, желаниемпервенствовать среди товарищей, не однозначно стремлению школьника принестипользу своему классу. В зависимости от мотива, которым руководствуетсяребенок, формируются различные качества личности (в нашем примере,соответственно, индивидуализм и коллективизм).Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию ипо строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Сменаведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов ихарактеризует развитие мотивационной сферы личности. А необходимые изменениясоотношения мотивов, их иерархия обеспечивается целенаправленной организациейдеятельности. Поэтому в психологии принято говорить о системе мотивов,мотивации.Дети школьного возраста участвуют в различных типах деятельности. Каждый изних характеризуется не только определенным составом различных видовдеятельности, но и наличием ведущей деятельности. В ней проявляются,формируются или перестраиваются частные психологические процессы (в игре -воображение, в учении - абстрактное мышление и т.д.), от нее зависят основныепсихические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например,в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения впсихических процессах и психологических особенностях личности ребенка наданной стадии его развития. Поэтому специальная организация ведущего типадеятельности выступает как основное условие, благодаря которому можноцеленаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессеэтой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей.Д.Б. Эльконин установил, что у детей дошкольного и подросткового возрастаблагодаря соответствующим типам ведущей деятельности развиваетсямотивационно-потребностная сфера. Младшие и старшие школьники же формируютинтеллектуальные, познавательные способности, операционально-техническиевозможности. Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразияведущих типов деятельности, их взаимосвязи с другими видами деятельностишкольников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.Формирование нравственной сферы личности предполагает формированиенравственного сознания и поведения школьника. Под нравственным сознанием мыбудем понимать отражение в сознании человека принципов и норм нравственности,регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, кобществу (т.е. знание нравственных норм и отношение к ним).Ребенку необходим большой объем нравственных представлений, запаснравственных знаний как ориентиров при выборе способов поведения ввозникающих новых для них ситуациях. Но усвоение нравственных понятий само посебе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения.Психологические исследования показали, что нередко дети хорошо знаянравственные нормы, не следуют им в своем поведении. Поэтому процессвоспитания нельзя свести только к словесному воздействию, очень важнаорганизация деятельности учащихся.Недопустимо, чтобы вербальные методы воспитания учащихся преобладали над ихконкретной деятельностью. Превращение нравственных знаний, понятий вубеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения исоответствующих им нравственных привычек. Целенаправленное построениедеятельности детей, осуществляемое на основе нравственных понятий ипронизанное нравственными эмоциями, составляет основу формированиянравственного поведения. Формирование нравственного поведения предполагаетформирование нравственных привычек (привычки к труду, товарищеской помощи ит.д.).Нравственная сфера личности (единство сознания, поведения, чувств и привычек)наиболее успешно формируется в специально организованной системе воспитания,где не только сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельностьшкольников, но где в этой деятельности специально проецируются,координируются нравственные отношения детей друг с другом, с коллективом, собществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму приведенных правили норм, но и накапливают личный опыт нравственного поведения, нравственныхпривычек, превращающихся в мотивы поведения, в нравственные убеждения.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.