Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и типы воспитания

Содержание и структура воспитания

Содержание и структура воспитания определяется запросами практики, уровнем развития общества и уровнем развития теории воспитания. Т.е. имеет конкретно-исторический характер.

Воспитание осуществляется за счет освоение социального опыта в процессе общения (например, со старшим поколением), деятельности и вовлечения в общественные отношения.

В широком смысле воспитание – это создание условий для всестороннего развития личности.

Результатом воспитания являются: уровень социальной компетентности, приобщение к культуре, формирование мировоззрения, норм поведения в обществе, развитие самосознания (в том числе гражданского самосознания, профессиональной направленности и др.).

Т.о. содержание воспитания – это совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.

Структура воспитания включает в себясовокупность всех сторон (направлений) развития личности, которые отражены в видах воспитания.

Виды и типы воспитания определяются общественно-историческими и конкретно-историческими условиями педагогического процесса.

По характеру (или форме) выделяют следующие типы воспитания:

1. Конфессиональное (религиозное) воспитание (в духе веры).

2. Авторитарное воспитание.

3. Демократическое воспитание.

4. Идейно-политическое воспитание (в духе идеи). Этот тип воспитания преобладал, например, в СССР.

По содержанию (развиваемых сторон личности) выделяют следующие виды воспитания:

1. Нравственное воспитание – усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе.

2. Умственное воспитание – специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей.

3. Физическое воспитание – целенаправленная деятельность по привитию потребности в укреплении здоровья, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания – обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.

4. Эстетическое воспитание – целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни и искусстве.

5. Трудовое воспитание – целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважение к людям труда, выработка трудовых умений и навыков.

6. Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей.

7. Экологическое воспитание – это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека.

8. Гражданское воспитание активного члена общества, способного включиться в политическую жизнь общества и делать это правовыми методами. Другими словами это целенаправленная политическая социализация.

9. Правовое воспитание (в духе уважения к закону; формирование правовой грамотности и культуры).

10. Интернациональное воспитание (в духе уважения и признания равенства наций).

11. Патриотическое воспитание (в духе любви к Родине, ее народам, армии, социальным институтам, культуре и др.).

12. Мультикультурное воспитание – формирование мультикультурного образа мира и мультикультурной компетенции как условия межкультурного взаимодействия и интеграции в глобальное культурное пространство с сохранением собственной культурной идентичности; формирование способности и готовности признания равноценности и равноправия всех людей независимо от их культурной, этнической, религиозной принадлежности; воспитание чувства национальной идентичности и солидарности с другими; преодоление негативных культурных и этнических стереотипов.

13. Семейное воспитание (предполагает подготовку сознания к формированию семьи определенного, затребованного обществом типа). Так, в мусульманских странах распространены гаремы, в некоторых африканских общинах – матриархальные семьи, в современной Европе узаконены однополые браки, в России не редкость – гражданские браки и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы теории воспитания | Семья как среда воспитания и развития личности ребенка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 8816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.