Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Э. Эриксон. Эпигенетическая теория Эриксона

Социологические концепции.

  1. Родоначальником социологического направления является Э. Дюркгейм. С его точки зрения, решающую роль в психическом развитии играют коллективные представления больших общностей людей (обычаи, традиции, вера, идеалы). Развитие происходит благодаря усвоению обычаев, традиций и т.д. Усвоение происходит благодаря подражанию, а со способностью к подражанию, человек рождается.
  2. По мнению П. Жане развитие – установление связей с природой и обществом. Основой психического развития является социальные взаимоотношения.
  3. По мнению М. Мид, характер человека зависит от того, чему и как его учат, а также от условий жизни.

 

2. Психоаналитические теории психического развития (З. Фрейд, Э. Эриксон).

По мнению Фрейда, развитие – это приспособление человека к окружающей, часто враждебной среде. Движущей силой психологического развития является врождённые инстинкты (жизни, к смерти). Врождённые влечения – это те каналы, по которым проходит энергия, определяющая деятельность человека. Энергия, связанная с инстинктом к жизни называется либидо. Основой психического развития являются мотивы, главным из которых является сексуальность – это всё то, что доставляет удовольствие человеку. Каждая возрастная стадия психического развития имеет свою эрогенную зону. Перемещение сексуальной энергии по этим зонам и создает последовательность стадий психического развития.

Периодизация Фрейда:

· от рождения до года – оральная стадия, эрогенная зона – рот;

· от одного года до трех лет – анальная стадия;

· от трех лет до пяти – фаллическая стадия (генитальные органы – эрогенные зоны);

· от пяти лет до двенадцати – латентная стадия (половой интерес снижается, ребёнок занят освоением опыта);

· от двенадцати лет до восемнадцати – генитальная (все зоны вместе).

Периодизация автора представляет собой эпигенетический ансамбль, т.е. каждый последующий возраст включает в себя предыдущий. Ни одно противоречие возраста не может быть полностью решено, оно переходит на следующий этап. Ключевым понятием является понятие идентичность – тождественность человека самому себе, принятие себя таким, какой он есть. Поэтому, движущей силой психического развития является стремление быть самим собой в своих глазах и в глазах других значимых людей. Автор считает, что социальные факторы оказывают влияние на процесс психического развития, однако, психоаналитическая практика убедила автора в том, что телесное влечение является основой развития.

Основные понятия теории:

  1. Модус органа – зона концентрации сексуальной энергии.
  2. Модус развития – орган, с которым на каждой стадии развития связана сексуальная энергия; порождает соответствующий модус развития.

По мнению автора, модус органа является лишь толчком для психического развития. Далее общество через свои институты способствует отрыву модуса от конкретного органа, и превращает его в модальность поведения. Последовательность стадий задана генетически, но содержание развития на каждой стадии определяется обществом. Общество ставит перед человеком задачу и предлагает два крайних варианта её решения. Психическое развитие есть результат борьбы этих двух крайних вариантов решения. Установление равновесия на каждой стадии означает достижение нового уравнения самоидентичности. Выбор определяет направление развития на следующей ступени: либо прогрессивное развитие, либо регрессивное.

Периодизация Эриксона:

  1. Младенчество или оральная стадия (от рождения до полутора лет) – доверие или недоверие к миру.
  2. Ранний возраст (от полутора до четырех лет) – автономия или сомнение, стыд.
  3. Дошкольный возраст (от четырех до шести лет) – или инициативность, или чувство вины.
  4. Школьный возраст (от шести до одиннадцати лет) – достижение или неполноценность.
  5. Подростковый возраст (от одиннадцати до двадцати лет) – идентичность или диффузия идентичности (непризнание).
  6. Молодость (21 – 25 лет) – интимность или изолированность
  7. Зрелость (25 – 60 лет) – творчество или застой.
  8. Старость (выше 60 лет) – интеграция или разочарование в жизни.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Натуралистические концепции | Теория Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.