Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое развитие в младенчестве

  1. Кризис новорождённости. Комплекс оживления.
  2. Непосредственно-эмоциональное общение, как ведущий тип деятельности в младенчестве.
  3. Формирование личности в младенчестве.
  4. Развитие познавательных процессов в младенчестве.

 

1. Рождение – это кризис, т.к. ребёнок попадает в совершенно новые условия своего существования. Он физически отделяется от матери, но биологического отделения не происходит. Ребёнка нельзя рассматривать отдельно от взрослого. Человеческое дитя – самое беспомощное существо при рождении.

Кризис новорожденности – соединительное, связующее звено между внутриутробным развитием ребёнка и постнатальным.

Основным новообразованием этого периода является индивидуальная психическая жизнь. В этом новообразовании можно выделить два момента:

  1. Эта жизнь является отдельной от организма, в недрах которого она зародилась.
  2. Пусть и примитивная, но все-таки психическая жизнь.

Психическая жизнь ребёнка связана с подкорковыми центрами и недостаточно зрелой в структурном и функциональном плане корой больших полушарий.

Особенности психической жизни:

  1. Неразмеренность переживаний.
  2. Ребёнок не выделяет себя из окружающих предметов.

Ребёнок не обладает широкими способами взаимодействия со взрослым. Главное, что его волнует – это отсутствие дискомфорта.

Улыбка на лице ребёнка является концом кризиса новорожденности. Формируется реакция, обращённая ко взрослому – это комплекс оживления, который является первой социальной потребностью ребёнка, т.е. потребностью в общении. Выделяют три компонента оживления:

  1. Мимический – улыбка.
  2. Двигательный – движение ручками, ножками.
  3. Коммуникативный – простая голосовая реакция на взрослого, сначала на лицо, потом на голос.

Три стадии формирование комплекса оживления:

  1. Улыбка.
  2. Улыбка и гуление (произнесение отдельных слогов).
  3. Улыбка, вокализация и движения (формируются примерно к трем месяцам).

До пяти месяцев кризис оживления сохраняется, как целостная реакция, после 6 месяцев распадается.

Главным достижением этого периода является то, что ребёнок по-разному реагирует на взрослых и на предметы: взрослым – улыбается, на предметах сосредотачивается.

 

2. В период младенчества (2,5 месяца – один год) ребёнок живёт вместе со взрослым, который удовлетворяет все его потребности. Однако, при максимальной зависимости от взрослого, ребёнок лишён основного средства общения с ним в виде человеческой речи. Поэтому, общение – бессловесное, часто безмолвное. Общение в младенчестве – это не столько эмоциональное понимание, сколько положительная или отрицательная реакция на появление или удаление взрослого. Поэтому ведущий вид деятельности новорожденного – эмоциональное общение. Взрослый является центром младенческой ситуации, в отсутствии его, младенец оказывается в ситуации беспомощности. В присутствии взрослого для ребёнка открывается естественный путь действия – это действие через взрослого. Основное новообразование этого периода может быть обозначено с помощью термина «Программы» – первоначальное сознание психической общности ребёнка и взрослого, который предшествует осознанию собственного «Я». На смену периода пассивности приходит период активности. Первоначально ребёнок не осознаёт даже своего физического «Я». Постепенно он проявляет интерес к собственным движениям, звукам, предметам, тянется к ним, хватает, т.е. для ребенка появляется внешний мир – это первая стадия младенчества (до 6 месяцев). После шести месяцев наступает вторая стадия младенчества, и появляются более сложные формы поведения. Знаменательным в жизни ребёнка является 10 месяцев, когда появляются первые слова и орудия (игрушки). Пространство ребёнка расширяется, он самостоятельно передвигается, поэтому потребность в общении снижается. Появляется жест, который означает «Дай», затем он сопровождается словом. Потом остаётся только слово. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри, появляются двое. В этом суть кризиса одного года жизни. Теперь ребёнок живет не через взрослого, а совместно с ним.

Три признака кризиса одного года:

  1. Становление ходьбы.
  2. Латентный период становления речи.
  3. Гипобулические реакции, т.е. проявляется поток протеста по отношению ко взрослым.

3. Принято считать, что процесс формирования личности начинается с 2 – 3 лет. Это действительно так, если считать внешние поведенческие проявления, однако, процесс формирования личности происходит раньше, так как:

  1. Каждое психическое свойство имеет латентный период.
  2. Для проявления некоторых качеств нужны соответствующие условия.

Первоначально у младенца преобладают органические потребности, если они полностью удовлетворяются, то ребёнок чувствует себя хорошо. Постепенно формируются более сложные потребности:

  1. Потребность в общении.
  2. Потребность в движениях.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Периодизация Эльконина | Ощущение и восприятие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.