Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы памяти




Процесс Виды
Запоминание · непроизвольное, произвольное · кратковременное, долговременное, оперативное ▲ эффекты
Сохранение (нет видов)
Воспроизведение · узнавание: произвольное и непроизвольное · собственное воспроизведение: произвольное и непроизвольное · припоминание · воспоминание
Забывание · полное - частичное · временное - длительное ▲ причины и темп забывания ▲ явление реминисценции

► Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Эффекты:

a.1. Эффект незавершенного действия (открыт Б.В.Зейгарник) – лучше запоминается действие, которое было не завершено в данной деятельности. Доказано на примере опыта, где нужно было выполнить 20 разных заданий, часть из которых не давали завершить. Затем просили воспроизвести задания – лучше запомнились те задания, которые были прерваны (испытуемые еще думали над их завершением).

a.2. Эффект «края» (открыт Г.Эббингаузом) – из расположенной в ряд информации лучше и быстрее запоминаются начало и конец («края»). Отсюда две разновидности:- «эффект недавности» - лучшее припоминание последних элементов, чем в середине; - «эффект первичности» - лучшее припоминание первых, чем в середине.

a.3. Эффект интерференции – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате его взаимодействия (смешения) с другим. Часто смешиваются близкие по смыслу объемы информации или те, которые запоминаются параллельно.

 

Сохранение – процесс памяти, обеспечивающий удержание запомненной информации вплоть до воспроизведения.

 

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит воссоздание закрепленной ранее информации путем извлечения ее из долговременной памяти и перевода в оперативную.

· Узнавание – воспроизведение информации в условиях ее повторного восприятия: непроизвольное и произвольное. Сопровождается эмоциональным переживанием – «чувством знакомости» («де жа вю» - уже было) – это мнимое узнавание, основанное на схожести несущественных признаков (время, место, но не смысл).

· Собственно воспроизведение – воспроизведение информации без повторного восприятия: непроизвольное (происходит в ответ на собственные мысли) и произвольное (вызывается репродуктивной задачей).

· Припоминание – воспроизведение, при котором нет возможности воспроизвести всю информацию в полном объеме, но есть уверенность, что она запомнена. Успешность припоминания зависит: *от четкости осознания репродуктивной задачи (не понимает, то и не вспоминает); *от использования приемов припоминания (ассоциирование – вспомнить ассоциацию и далее все остальное; опора на узнавание – подбор вариантов, чтобы на их основе вспомнить нужное); *от мотивации выполнения репродуктивной задачи (чем сильнее мотив, тем вероятнее более полное припоминание).

· Воспоминание – воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени и пространстве. Для человек образы прошлого соотносятся: с определенным временем своей жизни (это было когда я училась в школе..), с определенными обстоятельствами, всегда эмоционально окрашены.

 

►Забывание – процесс памяти, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения запомненной информации.

▲ Физиологическая основа забывания – торможение временных связей. Основной причиной забывания является интерференция:

* Проактивное торможение (наперед действующее) – предшествующая деятельность отрицательно влияет на образование связей новой информации с уже запомненной (урок физкультуры перед математикой).

* Ретроактивное торможение (назад действующее) – последующая деятельность отрицательно влияет на запоминаемую информацию (вытесняет ее из памяти).

*Особый вид торможения – запредельное торможение – перенапряжение мозга под влиянием очень сильных раздражителей, вызывающее временное забывание информации.

Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям, не является необходимым для профессиональной деятельности.

Темп забывания зависит от: -объема запоминаемой информации (чем больше, тем быстрее забывается); -степени осознанности информации; --сходства запоминаемой и интерферирующей информации; -значимости и включенности информации в деятельность.

Виды забывания:

· При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести.

· Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, длительное забывание – их угасанием.

▲ Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.