Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика и сознание, самосознание




Возрастные особенности человека.

Психология и возраст.

 

Психика человека находится в состоянии постоянного развития. Развитие человека связано как с наследственными факторами, так и с социальными.

Проблемы соотношений биологического и социального в формировании психики:

1. Биогенетический подход (Гальтон – всё в ребёнке заложено от природы).

2. Социологический подход (Ж.Ж.Руссо утверждал, что человек – «tabula rasa», чистая доска).

3. Биосоциальный подход (Л. Выготский - важность наследственных и социальных факторов).

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих совокупности структуры личности человека на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются многими условиями:

· системой требований, которые предъявляются человеку на данном этапе его жизни;

· отношениями с окружающими;

· знаниями и умениями, которыми он овладевает;

· метрическим возрастом.

Возраст хронологический не всегда равен психологическому. Психологический возраст обуславливается закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, воспитания и имеет конкретное историческое происхождение.

Проблемы несовпадения хронологического и психологического возраста не позволяют создать универсальную систему периодизации психического развития. Другие из причин – меняющиеся социальные условия, акселерация.

Существуют возрастные периодизации:

· Ж. Пиаже – интеллектуальное развитие ребёнка;

· Б. Эльконин – ведущий тип деятельности;

· З.Фрейд – психосексуальное развитие;

· Э. Эриксон – этапы социализации, жизненные кризисы.

 

Традиционно выделяют следующие периоды возрастного развития:

1. Пренатальный период ( внутриутробное развитие ).

 

С 14-ой недели жизни почти вся кожная поверхность плода готова к приёму тактильной информации. Плод рано способен получать информацию об окружающей среде, изменение положения тела, изменение температуры, вкусовые и обонятельные ощущения. Особенно богата звуковая сфера. Ребёнок слышит не только звуки из вне, но и тоны и сердца матери, переживает её эмоциональное состояние.

2. Период детства включает стадии:

· 0 – 1 года; акт рождения – первый кризис в жизни ребёнка. Ребёнок теряет в весе. Давление на мозг во время движения плода играет роль пускового механизма для запуска многих пусковых центров. У новорождённых хорошо развито обоняние, с первых часов ребёнок способен распознавать звуки разной интенсивности и отличать голос матери, с 4-ого дня проявляет предпочтение человеческому лицу. Пережив кризис, у ребёнка наступает комплекс оживления. (по Фрейду – оральная стадия)

 

Депривация – л ишение или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей. Виды:

1) сенсорная (ребёнок испытывает сенсорный голод, т.е. не получает достаточного количества раздражителей зрительных, слуховых, осязательных и др., что необходимо, т.к. в процессе поступления и переработки информации происходит упражнение структур мозга и органов чувств).

2) двигательная (развитие движений в детстве формирует ядро личности, я-системы, развивает интеллект; ограничение ведёт к глубокой моторной отсталости, задержке личностного развития. Ребёнок должен получать массаж, плавание, гимнастику).

3) ВТД – эмоциональное общение со взрослыми. Отсутствие губительно для ребёнка, т.к. происходит формирование доверия.

 

· от 1 до 3-х лет; период развития и функциональной независимости речи. Расширяется словарный запас (до 1,5 тысяч слов), ребёнок экспериментирует с предметами (символическое мышление), но мышлению свойствен эгоцентризм. Происходит формирование самосознания и самооценки. Проявляется интерес к своей внешности. ВТД – предметно-манипулятивная деятельность. Кризис 3-хлетнего возраста «Я САМ». Словом «нельзя» обрубается инициатива – формируется комплекс неполноценности или развитие агрессии. (по Фрейду – анальная стадия)

· то 3-х до 6-7 лет; ВТД – сюжетно-ролевые игры. Освоение мира человеческих отношений. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Развиваются все познавательные процессы. К 6-7 годам «феномен Пиаже». Подготовленность к школе. (от 5 до11 лет по Фрейду – латентный период).

· от 6-7 до 10-11 лет; ВТД – учение; кризис 6-7 лет имеет 2 формы (готовность ребёнка к школе и неготовность), от чего зависит его дальнейшее формирование развитие личности и обучение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.