Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. Помимо чувственного познания, человек использует и другой путь открытия свойств предметов и явлений – путь мышления




Помимо чувственного познания, человек использует и другой путь открытия свойств предметов и явлений – путь мышления.

Мышление - отвлечённое, обобщенное и опосредствованное познание человеком окружающего мира.

Виды мышления:


наглядно-действенное конкретно- словесно-логическое

образное

 

Наглядно-действенное – наиболее древний вид мышления, самый ранний в развитии ребёнка. Возникло в ходе практической деятельности человека, земледелии; сформировалось как способность человека решать практические задачи. Распространяется у взрослых людей в профессиональной деятельности.

Конкретно-образное – мыслительные действия и операции совершаются с образами предметов, со схемами и чертежами, в которых представлена познавательная реальность. Формируется у детей в возрасте 3-7 лет. В возрастном развитии у детей есть особенности. Феномен Ж.Пиаже – «эффект не сохранения количества вещества», сохраняется у детей до 8 лет. У взрослых людей оно приобретает высшую форму своего развития (художники, писатели, музыканты).

Словесно-логическое – мышление понятия, теоретическое, выражается в умозаключении.

Основные формулы мышления:

Понятие – характеристика определённой группы предметов или явлений на основе какого-либо одного общего свойства (металл – цинк, золото, серебро, железо, ртуть и т.п.).

Суждение – связь между отдельным предметом и общим понятием, под который попадает данный предмет на основе имеющихся у него свойств (стекло – хрупкое, прозрачное, бьющееся и т.п.).

Умозаключение - вывод на основе двух или нескольких суждений.

Мыслительные операции:

Сравнение – мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Заключается в сопоставлении аналогичных свойств тех предметов или явлений, которые являются объектами познания, причем, чем больше оснований избирается для сравнения, тем более глубоко человек познаёт сравниваемые предметы (страны: Америка, Россия).

Анализ – мысленное расширение целого на отдельные элементы для более глубокого познания свойств каждого из этих элементов.

Синтез – объединение частей элементов в единое целое.

Нарушение мышления:

 

Слабоумие - выраженное стойкое снижение интеллекта (снижается способность отделять главное от второстепенного, отсутствует критическое отношение к своим высказываниям, поведению, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений). Больные не воспринимают отвлечённые понятия, не способны к обобщениям.

Различают два вида слабоумия:

· врождённое (олигофрения);

· приобретённое (деменция).

Олигофрения в переводе с греч. «малоумие», в основе лежит недоразвитие головного мозга в результате генетических нарушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная интоксикация) или заболевания младшего детского возраста (менингит, энцефалит).

Три степени тяжести олигофрении:

 

1. Дебильность – легкая степень тяжести. Наблюдается снижение умственных способностей, находчивости, сообразительности. Но больные способны приобрести знания, которые дают им возможность работать. Больные не понимают тонких взаимоотношений между людьми. Им трудно уловить в окружающей действительности главное. Их мышление не выходит за рамки конкретных представлений, безынициативны, переоценивают свои возможности и обижаются, если им делают замечания.

2. Имбецильность – средняя степень недоразвития интеллекта. Больные усваивают только названия предметов, и наиболее употребительные слова. Практически необучаемы. Иногда больных удаётся обучить чтению, элементарному счёту. Многие не могут сосчитать пальцы на руках.

3. Идиотия - тяжёлая степень олигофрении.

Членораздельная речь и сознание отсутствует. Обучение каким-либо навыкам невозможно. Часто встречаются разнообразные физические уродства.

 

Деменция – следствие органического поражения головного мозга. Больные утрачивают способность логически мыслить, анализировать, обобщать, терять критику к своему поведению, высказываниям, не могут оценить окружающую обстановку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.