Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 9. «Самое изумительное из того,




ТЕМА: «Психология личности».

«Самое изумительное из того,

что создала природа, - это

личность человека».

Гете

В бытие человека можно выделить три основных уровня его существования: биологический, психологический и социальный.

Биологический (природный) пользуется понятием индивид – это понятие для характеристики человека как представителя человеческого рода (любой живущий человек на земле).

 

Для характеристики бытия человека на социально-психологическом уровне используется понятие личность – это сознательный индивид, вступающий в общественные отношения, осуществляющий совместную деятельность и общение с другими людьми в человеческом обществе.

 

В любом определении понятия личности подчеркивается социально-общественная характеристика бытия человека. Это понятие, которое характеризует принадлежность человека человеческому обществу.

 

Не всякий индивид может быть личностью.

Различия:

 

1. Если индивидом человек рождается, то личностью он может стать только в условиях обучения и воспитания в человеческом обществе.

 

2.Календарное время индивида и жизни личности могут не совпадать.

 

3.Возможны случаи бытия личности без своего физического носителя индивида (литературные, мифические герои).

 

4.Если телесное бытие индивида неделимо, то личность одного и того же человека может разделяться. Один и тот же индивид может быть носителем нескольких личностей (шизофрения).

 

Большое количество теорий и понятий личности в психологии объясняется тем, что каждый автор руководствуется собственным образом человека, его предназначением в мире и смыслом жизни.

Чтобы все знать о человеке, достаточно ответить на три основных вопроса:

1. Что человек хочет?

2. Что человек может?

3. Что он есть на самом деле?

Первый вопрос – о направленности личности (интересы, стремления, мечты, убеждения, мировоззрение). Второй вопрос – о способностях этого человека. Третий вопрос – об особенностях личности этого человека (темперамент, характер, волевые качества, эмоциональные особенности).

Структура личности:

способности и направленность темперамент и волевые

потребности личности характер качества

 

Все это вместе является «сплавом», в котором все составляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве.

Формирование личности в онтогенезе проходит определённые этапы:

1 этап – формирование основного стереотипа. К 3-м годам появляются представления о действительности и о себе, но еще нет полного выделения себя из происходящих событий. В 3-5 лет осваиваются категории пространства и времени (в речи появляется местоимение «Я», глаголы в 1 лице, предлоги, союзы). К 7 годам формируется представление о «схеме тела» с выделением правой и левой стороны, с 7-11 лет ребёнок способен планировать свою деятельность в уме.

2 этап – формирование стереотипа личности (до 15-16 лет). Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко используются абстрактные понятия.

2 этап – формирование социального (общественного) стереотипа личности (16-21 год), характеризуется зрелостью чувств, во взаимоотношениях человека с окружающим миром, формированием высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных).

 

Социальная структура личности характеризуется, прежде всего, направленностью, позицией и притязаниями личности.

 

Направленность личности – совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок. Различают уровень (общественную значимость) направленности и её формы (влечение, желание, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения).

 

Позиция личности – определенные положения, которые личность занимает в системе доступных ей социальных отношений. Она проявляется в социальных ролях, которые человек выполняет в различных общественных группах и ситуациях (в семье, в производственном коллективе и т.д.) для реализации социального статуса (совокупность прав и обязанностей человека, определяя его положение в обществе и общественных отношениях, регламентирован правилами и нормами поведения).

 

Притязания личности – те роли, которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которых она хотела бы достичь.

С понятием личности тесно связано понятие индивидуальность.

Используется в двух случаях:

1. В дифференцированной психологии (психологии индивидуальных различий) для того, чтобы подчеркнуть конкретные особенности данного свойства у человека.

 

2. Индивидуальность – характеристика уникальности неповторимости каждого человека, в совокупности его индивидуальных и личностных особенностей. Это особенная и непохожая на других личность в полноте её духовных и физических свойств. Она выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера.

 

Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приёмов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.