Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема поэта и поэзии

Тема любви и дружбы

Тема природы

Тема Родины и народа

Тема разочарования и одиночества

Тема бездуховности и маскарадности светского общества

 

Главный образ светского общества у Лермонтова – это образ маски, внешне благополучной жизни, под которой прячется бездуховность и пустота. Общество масок, лжи и пошлости не способно к душевным порывам, он никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на забвение. Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая противоречиями.

«Как часто пёстрою толпою окружён»

 

 

А) мотивы гордого одиночества

В атмосфере маскарада и притворства светского общества лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления и помысли. На первый план выходит тема гордого одиночества.

«Одиночество»

«Утёс»

«Тучи»


Б) мотивы разочарования, усталости и безысходности

Лирический герой осознаёт несправедливость мироустройства. Толпа не понимает его душевных порывов. Он видит неразрешимость конфликта с миром и дисгармонию в собственной душе. Отсюда мотивы трагической безысходности и усталости.

«И скучно и грустно»

 

В) мотивы судьбы поколения

Лермонтов размышляет о судьбе своего поколения. Выросшее в условиях мрачной реакции, оно отошло от участи в общественно-политической жизни. С горечью поэт замечает, что оно проявляет позорное малодушие перед опасностью, что его не тревожат вопросы добра и зла. Нравственно опустошённые, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд, у них нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений.

«Дума»

 

 

Поэт задумывается о будущем своей Родины, в поисках идеала он углубляется в историческое прошлое России.

«Бородино»

«Родина»

 

 

Пейзажная лирика тесно связана с темой родины. Природа у Лермонтова наполнена одухотворённой красотой. В ней, как в зеркале, отражаются изменения человеческой души.

«Вечер после дождя»

«Когда волнуется желтеющая нива»

 

Любовь у Лермонтова – понятие ёмкое, её составляющие – страсть и страдание. Лирический герой несчастен в любви. Он ищет духовной близости и дружеского понимания.

«Я не унижусь пред тобою»

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»)

«К портрету»

«Памяти А.И. Одоевского»

 

 

Традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии на протяжении всего творчества Лермонтова получает своё развитие. Так, в ранних стихотворениях Лермонтов просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить от «жажды песнопенья». Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытаться осознать истоки поэтического творчества, которые находит прежде всего в страдании, и подчёркивает отличие своих стихов от творений других поэтов, например, Байрона.

 


После гибели Пушкина Лермонтов видит своё предназначение в продолжении его начинаний. Поэзия для него теперь – средство освобождения от влияния бездушного светского общества. Слово для него – оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв «на злато» свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему предназначению, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей и небесных звёзд.

«Нет, я не Байрон, я другой»

«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»)

«Пророк»

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема отрицания существующей действительности, критика самодержавия | Противоборство земных и небесных сил
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.