Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миры города Калинова




Система действующих лиц

Смысл названия пьесы

А.Н. Островского

 

В основу пьесы легли впечатления Островского от поездки по Волге в составе экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Пьеса была написана в 1859 году. В это время в центре внимания русской литературы были 3 темы: крепостное право, появление разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Островский затрагивает еще одну тему – тему тирании самодурства и денег в купеческом быту, тирании, от которой страдали все члены купеческих семей, особенно женщины.

 

 

 

В русской литературе гроза издавна была символом свободы. Действие пьесы Островского разворачивается под звуки грома, но гроза здесь не только природное явление. Через отношение к грозе характеризуются герои драмы. Для одних гроза – предвестник бури, для других – очищение, начало новой жизни, для третьих – это голос «свыше».

 


 

«Тёмное царство» Жертвы «темного царства»
Дикой Кабаниха Феклуша мещанин Шапкин служанка Глаша Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон

 

1) Мир «отцов города» (Дикой, Кабаниха).

2) Мир «детей города» (Тихон, Варвара, Кудряш).

3) Мир странников (Феклуша).

4) Мир пришлых (Борис – из Москвы, Катерина – выдана замуж).

5) Мир Кулигина (поэзия XVIII века, наука, красота).

Действие пьесы происходит в вымышленном городе на берегу Волги. Город Калинов противоречив. С одной стороны – это чудесное место, дивная природа, а с другой – это ужасная жизнь людей. Принципы жизни в городе отражаются в таких словах Кулигина: «жестокие нравы, сударь, в нашем городе», «грубость да бедность нагольная», «честным трудом никогда не заработать», «торговлю подрывают из зависти», «враждуют». Принципы жизни в семье: «ворота заперты и собаки спущены», «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят», «слёзы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые».

Жители Калинова невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши об огненном змее, о ком-то с черным лицом, о других странах. Калиновцы верят, что Литва упала с неба, боятся грозы. Эти рассказы показывают темноту и безграмотность Феклуши.

Среди жителей Калинова выделяется Кулигин, образованный человек, механик-самоучка. Он тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поёт песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей города. Но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе Кулигина воплощён вечный мотив горя от ума.

Дикой и Кабаниха – представители «тёмного царства», угнетатели и враги всего живого и нового. Их деспотизм и жестокость держатся на деньгах, которые позволяют им диктовать нравственные законы всему городу.

Дикой – самый богатый человек в Калинове, ругатель, самодур, грубиян, куражится над бедными, материально зависимыми от него людьми.

Кабаниха – блюстительница и защитница обычаев и порядков «тёмного царства». Кабаниха страшнее Дикого, так как её поведение лицемерно. Прикрываясь религией и заботой о других, она подавляет их волю. Больше всего Кабаниха боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Тихон – добрый, но безвольный человек, пьёт, мечтает вырваться из дома. Он полностью подчинён своей матери и боится её.


Борис – образованный человек, вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство. Борис – добрый, мягкий, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за своё счастье, выбирает путь смирения.

Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать, для неё ложь – защита от законов «тёмного царства».

Кудряш – отчаянный человек, натура песенная и одарённая, разудалая и бесшабашная. Он всеми путями борется за своё счастье. Миру отцов Кудряш противостоит только своей удалью, но не нравственной силой.

Катерина, главная героиня пьесы, натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где она живёт, эти качества не доступны пониманию.

Катерина попадает в семью кабанихи, её выдали замуж за человека, которого она не знала и не любила. Но она старается быть верной и хорошей женой. Катерина живёт в неволе в доме Кабанихи, но она не умеет приспосабливаться и покоряться.

Детство Катерины прошло в любви и религиозном воспитании, она не испытывала давления со стороны родителей.

Главные черты характера Катерины – свободолюбие и независимость, чувство собственного достоинства, мечтательность и поэтичность, религиозность, решительность. Для Катерины главное – жить согласно своей душе.

Между Катериной и Кабанихой рождается непримиримый конфликт. Любовь Катерины к Борису – это протест, т.к. любовь для Катерины – это и есть стремление жить по законам своей души. Отказаться от любви – значит подчиниться миру Кабанихи. Но выбор любви для Катерины – это и счастье, и мучение.

Катерина – решительный человек: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы, бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

Гибель Катерины – это протест, бунт. После её смерти город Калинов не сможет жить по-старому. Смерть Катерины пробудила у его жителей первые слова протеста: Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрёк в немилосердии, Варвара сбежала из дома.

 

Город Калинов – это типичный город России второй половины XIX века. Жизнь в городе – это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни – позиция автора, призывающего изменить её.

 

«Гроза» в русской критике

 

Вокруг драмы «Гроза» было много споров. Оценку пьесе дали критики Н.А. Добролюбов, А.А. Григорьев, Д.И. Писарев.

Споры критиков касались образа главной героини: жертва она или «луч света», сила в ней или слабость, последняя сцена – протест или смирение?

Н.А. Добролюбов в свое статье «Луч света в темном царстве» (1860) так писал о Катерине: «В Катерине мы видим протест против кабановских представлений о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за её живую Душу».


Д.И. Писарев даёт совершенно другую оценку Катерине. В статье «Мотивы русской драмы» (1864) он говорит, что Катерина еще не стала развитой личностью, что её образ стихийный и противоречивый, что действует она под влиянием чувства, а самоубийство ей - действие совсем неожиданное.

Добролюбов же о финальной сцене говорит: «Конец этот кажется нам отрадным… в нём дан страшный вызов самодурной силе».

А.А. Григорьев в своей статье «После «Грозы» Островского» (1860) отмечал, что главное в творчестве Островского – народность. И именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

Статьи, посвященные драме «Гроза», показывают интерес к ней.

Многие театры и сегодня включают в свои репертуары драму «Гроза». Интерес этот вызван тем, что Островский в семейном конфликте увидел конфликт общечеловеческий, вечный. Никогда свободный человек не сможет подчиняться самодурным началам. Неся на себе бытовой колорит XIX века, пьеса удивительно современна.

 

 


ЛЕКЦИЯ № 9.

РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

 

Роман был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки».

Первая часть романа посвящена обычному дню жизни главного героя, Ильи Ильича Обломова, русского барина. Жизнь эта ограничена пределами одной комнаты, в которой лежит и спит Обломов. Он ничего не делает, им овладели сон и апатия, на всех вещах в комнате следы запустения, пыль и беспорядок. Под стать хозяину и слуга Обломова – Захар, который тоже целыми днями спит на своей лежанке.

Но в то же время Обломов – живой и сложный человек. Он упрекает себя за бездарно прожитую жизнь, стыдится собственного барства.

«Сон Обломова» раскрывает обстоятельства, которые сформировали характер Ильи Ильича в детстве и юности. Картины деревни Обломовки – часть души самого героя. «Обломовщина» - это целый патриархальный уклад русской жизни. Не только рабство и барство формировали характер Обломова, но и поэзия среднерусской природы, и щедрое хлебосольство, и красота крестьянских праздников.

Обломов с недоверием относится ко всему суетному, расчётливому. Ему не нравится петербургская жизнь с её беготнёй, игрой страстей, жадностью, сплетнями и пересудами.

Становится ясно, что Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что он не желает жить по законам петербургской жизни.

Во второй части романа друг Обломова Андрей Штольц пытается пробудить его к деятельной жизни. Штольц – полная противоположность Обломову. Он – энергичный и деятельный человек. С помощью Ольги Ильинской он пытается поднять с кровати Обломова и вытащить его в большой свет.

Любовь Обломова и Ольги Ильинской вспыхнула ярко, но быстро угасла. Чувства Обломова были искренни и простодушны, а Ольга больше любила не Обломова, а свою высокую миссию пробудить его к жизни, ей нравилась роль путеводной звезды.

Рассудочной любви Ольги Ильинской противопоставлена в романе христианская любовь русской женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Именно с ней нашел Обломов своё тихое счастье, у них родился сын Андрюша. Ольга Ильинская вышла замуж за Андрея Штольца. А через пять лет Обломова не стало.

В финале романа угасает не только Обломов. Окружённая комфортом Ольга тоже начинает испытывать приступы грусти и тоски. Её тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. И практичный Штольц ничего не может предложить ей в ответ.

В конфликте Обломова и Штольца просвечивается глубокий историко-философский смысл. Печально-смешной Обломов бросает в романе вызов современной цивилизации с её идеей исторического прогресса. Он мечтает о том, чтобы люди угомонились наконец и успокоились, бросили беготню за призрачным комфортом, оставили большие города и вернулись к деревенскому миру, к простой непритязательной жизни, слитой с окружающей природой. Здесь герой Гончарова в чём-то предвосхищает мысли позднего Льва Толстого, отрицавшего технический прогресс, звавшего людей к простоте и отказу от излишеств цивилизации.

 


ЛЕКЦИЯ № 10.

РОМАН И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

 

В момент написания романа «Отцы и дети» (1860-1862 гг.) в России после реформы 1861 года обострилась борьба различных взглядов и течений. Эта борьба привела к расколу общественных сил страны на 2 лагеря: либералов-дворян и демократов-разночинцев. Тургенев не мог встать ни на одну из сторон. Ни те, ни другие не имели однозначного авторского отношения.

Тургенев хотел показать в своём романе подъем революционно-демократического движения и новое, зарождающееся явление - нигилизм; подвергнуть критике моральные качества нигилистов, в частности, самомнение; представить конфликт двух сил – новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); остановиться на проблемах семьи.

Нигилизм (от лат nihil – ничего) – течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.