Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступление и теория Раскольникова




Проблема социальной несправедливости в романе

Жанр романа

Композиция романа

 

Роман состоит из 6 частей и эпилога. Он имеет 2 точки кульминации:

1) преступление;

2) наказание.

Первая часть романа посвящена преступлению, все остальные – наказанию, анализу психологического состояния личности, душевной жизни героя, анализу мотивов его преступления. Но Достоевского больше волнует даже не наказание, а возрождение погибшего человека, его постепенное обновление, воскресение.

В романе не рассказано, какими делами и поступками герой искупил свою вину, т.е. роман имеет открытый финал.

 

 

 

Единой точки зрения в определении жанра романа нет. Роман можно охарактеризовать как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-исповедь.

 

 

Образ Петербурга в романе

 

Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга. Петербург давно перестал быть просто городом, он стал символом.

Город у Достоевского – действующее лицо, герой событий, часто действие разворачивается прямо на улицах. Достоевский показывает враждебность города «маленьким людям».

Петербург Достоевского – это город контрастов: город «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это город-убийца, город-призрак, город-тупик. У Достоевского есть и мечта о счастливом городе, но это только мечта, а город – это ужас и безумие.

Город в романе производит гнетущее впечатление на человека (каморки, трущобы, питейные заведения, душные узкие улочки и перенаселённые квартиры, тёмные и грязные лестницы, сырость и грязь).

Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

 


 

Роман «Преступление и наказание» - это итог длительных раздумий автора над проблемами эпохи. Изображение «маленького человека» и сострадание к нему порождено проблемой социальной несправедливости и обострённым гуманизмом писателя. Судьбы героев романа – это отражение времени, когда развитие капитализма внесло в отношения людей чисто денежные принципы. Изображая тяжёлую жизнь героев, автор обвиняет общество, показывая, что эти люди достойны лучшего, так как по своим душевным качествам они выше стоящих у власти и имеющих деньги. Среди «униженных и оскорблённых» в романе – семья Мармеладовых, семья Раскольниковых.

 

 

 

Главный герой Родион Раскольников является духовным и идейным центром романа. Он – бедный студент юридического отделения, вынужденный оставить университет, так как ему нечем платить за обучение.

Раскольников совершает преступление, проверяя на деле свою теорию. Он убивает старуху-процентщицу Алёну Ивановну и её сестру Лизавету. Но по сути своей Раскольников не преступник. Он добрый, гуманный человек, способный к состраданию (он отдаёт последние деньги Мармеладовым, жалеет брошенную на улице пьяную девочку, переживает за мать и сестру Дуню).

Причины, толкнувшие Раскольникова на преступление, заключаются в следующем:

1) Идеи, витающие в обществе.

После реформы 1861 года происходило разрушение вековых устоев общества. В это время сильны были идеи революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира и призывающих к насильственному свержению власти. Кроме того в обществе появились сомнительные идеи и теории, такие как нигилизм, разумный эгоизм, наполеонизм. Суть этих философских идей можно уместить в одну фразу Ф. Ницше: «Бог умер – всё позволено». Этими идеями были увлечены многие интеллигенты Европы и России, в том числе и Раскольников.

2) Тяжёлая и душная атмосфера города, в котором люди задыхаются.

3) Судьбы обездоленных людей, их бедственное положение (Мармеладовы, сестра Дуня, девочка на бульваре).

4) Главная причина – теория, порождённая самим Раскольниковым.

Основные положения этой теории он изложил в своей статье «О преступлении», написанной им полгода назад. Суть философии Раскольникова: общество и человек преступны, поэтому понятия «преступление» не существует. Он хочет помочь людям, но в жестоком мире можно действовать, не выбирая средств, это он называет «простой арифметикой». Далее желание помочь людям переходит в желание проверить, кто же он сам. Согласно теории Раскольникова, все люди делятся на 2 категории: «твари дрожащие» и «право имеющие». «Твари дрожащие» - обыкновенные люди; материал, служащий для зарождения себе подобных; они обязаны быть послушными и достойны презрения. «Право имеющие» - это необыкновенные люди; это сильные личности, разрушители; они имеют право преступить закон, не останавливаясь перед жертвами и насилием. К этой категории людей относится Наполеон, который жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.


Теория овладевает сознанием Раскольникова, и он проверяет её на деле, совершив преступление. Теория Раскольникова, доказывающая «тварь ли он дрожащая» или «право имеет» предполагала следующее практическое воплощение:

§ убить старуху-процентщицу, жизнь которой, по его мнению, значит не больше, чем жизнь «вши»;

§ взять её деньги, которые иначе пойдут в монастырь;

§ на эти деньги сделать много хороших дел.

В романе герой смог воплотить только первый шаг.

Подробно разбирая теорию Раскольникова, прослеживая, как она формируется, Достоевский показывает, насколько опасна идея, которая может подчинить себе человека. Он начинает развенчивать теорию с самого начала, подчёркивая её антигуманную сущность. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.

 

 

«Двойники» Раскольникова

 

«Двойниками» Раскольникова называют героев романа, которые по жизненным позициям близки теории Раскольникова и которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей. Это старуха-процентщица Алёна Ивановна, адвокат Лужин, дворянин Свидригайлов.

Алёна Ивановна занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Это право ей дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.

Лужин – адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец, жених Дуни. Теория Лужина выражена в его словах: «Возлюби, прежде всего, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано». Его идеи близки теории Раскольникова, он допускает свободу действия во имя личных интересов. Раскольников видит, что позиция Лужина – это сниженный, опошленный вариант его собственной теории. Осознав это, Раскольников начинает испытывать к себе такое же отвращение, какое испытывает к этому низкому дельцу.

Свидригайлов – дворянин, бывший офицер, подлец и шулер, не останавливающийся ни перед чем для достижения своих целей. Свидригайлов – человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, но он – преступник. Свидригайлов совершает преступление не ради пользы человечества, а для утверждения собственной личности. И это тоже сниженный вариант теории Раскольникова. Поступившись однажды совестью (история с женой Марфой Петровной), Свидригайлов уже не может вернуться к честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нём. Его мучают кошмары, а это уже – муки совести. Любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти. Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, его смерть – это нежелание жить по-прежнему. Он – «двойник» Раскольникова, потому что смог «переступить через кровь».

«Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он спокойно переживёт своё преступление. Муки совести Раскольникова – это путь к возрождению, к победе в нём человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.