Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для контроля и самоконтроля. Публицистический стиль — исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений:

Резюме

Публицистический стиль — исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религиозных и др. Наибольшее распространение в рамках публицистического стиля получила его газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе его нередко называют газетно-публицистическим. Основные функции публицистического стиля - информативная (сообщение, передача новой информации) и воздействующая (оказание убеждающего влияния на адресата, агитация, пропаганда). Цель публицистического текста - оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом. Для публицистического стиля характерны оценочность, призывность (побудительность) и полемичность. Это отличает его от других стилей литературного языка, например, научного и официально-делового. Принцип чередования «экспрессии и стандарта» (В.Г. Костомаров) – основная стилеобразующая черта публицистического стиля. Полистилизм - совмещение слов и выражений из различных пластов языка, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике, с другой - к разговорной - отличает современный публицистический стиль от научного и официально-делового стиля речи. Речевые стандарты (клишированные средства языка), характерные для газетно-публицистического стиля, облегчают процесс коммуникации. В противоположность стандартам штампы - отрицательное стилистическое явление, так как из-за высокой употребительности стилистически окрашенное речевое средство потеряло главные свои признаки выразительности – неожиданность и свежесть. Принцип социальной оценочности, предложенный профессором Г.Я. Солганик, определяет отбор языковых средств, призванных выражать, прежде всего, социальную оценку фактов, явлений, событий.

В публицистическом стиле часто встречается общественно-политическая лексика, заимствованные слова. Значительную часть составляют общелитературные слова и различные термины (экономические, политические, философские, военные, спортивные, литературы и искусства и т. д.), которые в определенном контексте переосмысливаются и получают публицистическую окраску. Для морфологического строя речи характерно употребление отвлечённых существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие; использование интернациональных суффиксов и префиксов (-изм, -ист, -ация, анти-, контр-, де-); распространены образования с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать, ультра-. Употребительны слова, образованные путём сложения, аббревиатуры, формы страдательных причастий прошедшего времени. Для синтаксиса публицистического стиля характерны конструкции разговорной речи, короткие, отрывистые предложении (рубленая проза). В нём представлены все виды односоставных предложений: номинативные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, сегментированные конструкции, присоединительные и парцеллированные конструкции.

В публицистике встречаются практически все фигуры речи, однако основная выразительная нагрузка падает на четыре типа фигур: вопросы, повторы, аппликации и структурно-графические выделения. Тропы не только украшают текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя и смещая оценки. Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется с помощью прецедентных текстов, к которым относят названия общеизвестных событий, имена или тексты, которые говорящие (пишущие) воспроизводят в своей речи. При этом прецедентные тексты служат символами определённых стандартных ситуаций.

Язык рекламы лишь условно можно отнести к публицистическому стилю, так как много необычного в речевой организации рекламных текстов. Для лексики рекламных текстов характерно использование всех пластов разговорных и книжных слов, большого количества терминов, номенклатурных наименований, иноязычной лексики, фразеологических оборотов. Синтаксис рекламных текстов ограничивается в основном конструкциями простого предложения, что объясняется стремлением как можно короче и яснее сформулировать слоган (ключевую фразу вербального текста) и комментирующую часть рекламных текстов. В рекламе часты обращения, побудительные и восклицательные конструкции, однородные члены, вопросительные и восклицательные предложения, которые подчёркивают «призывный» стиль рекламы.

Особое положение в публицистических жанрах занимает ораторская речь, родиной которой являются Древняя Греция и Древний Рим. Важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Риторика как искусство и как наука имеет многовековую историю. В становлении риторики как филологической дисциплины, охватывающей проблематику эффективности речи, сыграли огромную роль практики и теоретики Древней Греции и Древнего Рима: Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан и др. С наступлением христианства в Европе возникает новая отрасль риторики – церковное красноречие, или гомилетика. В рамках проповедничества развивалась риторика в Средние века на Руси. Особый этап в развитии отечественной риторики связан с именем М.В. Ломоносова, который много сделал для того, чтобы русский язык обрёл статус языка науки, языка публичного красноречия. Мысли основателя отечественной риторики в той или степени развивали известные учёные, педагоги, передовые общественные деятели: М.М. Сперанский, А.Ф. Мерзляков, Н.Ф. Кошанский, А.И. Галич. Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, А.Ф. Кони, Ф.И. Плевако и др. Риторика знала подъёмы и падения. В конце 20 гг. XX в. риторика была исключена из школьного и вузовского курса. В связи с формированием гражданского общества, демократизацией экономической и политической жизни страны, развитием предпринимательской деятельности в 80-е годы XX в. возрождается интерес к ораторскому мастерству.

Выбор темы и определение целевой установки – один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Выбранная тема должна соответствовать интересам слушателей, месту, времени и характеру аудитории, быть достаточно новой и содержать некий конфликт, который привлечёт внимание слушателей. Обдумывание композиции, состоящей из вступления, главной части и заключения, - второй и важнейший этап работы над речью. Вступление – наиболее ответственная часть речи, так как оратор стремится заинтересовать слушателей, заставить работать его мысль. С классических времён в риторике выделяют два типа начала: естественное и искусственное. Организация главной части выступления зависит от метода изложения материала, избранного оратором: хронологического, индуктивного, дедуктивного, метода аналогии, концентрического или ступенчатого метода изложения материала. В публицистическом выступлении используют разные типы речи: повествование, описание и рассуждение. Смена этих типов придаёт выступлению динамический характер. Роль заключения велика, потому что это логическое завершение речи и его также необходимо тщательно планировать. Третий этап – это редактирование речи, которая должна отвечать таким её качествам, как правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство и выразительность. Наконец, речь надо запомнить и произнести перед аудиторией. Произнесение речи венчает все усилия оратора по подготовке речи.

В зависимости от содержания, цели и условий высказывания выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. В каждом роде красноречия существуют свои виды (жанры).

С содержательной точки зрения ораторские выступления в соответствии с преобладающим характером их воздействия на слушателей условно можно разделить на развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие и призывающие речи. Каждый из этих типов имеет свои особенности.

 

1. Какие основные черты имеет публицистический стиль речи?

2. Каковы основные языковые особенности публицистического стиля?

3. Каковы особенности рекламного текста и как они проявляются в языке рекламы?

4. Расскажите об истории развития риторики в античном обществе, в период Средневековья, в Новое время, в современный период.

5. Что вы знаете о развитии риторики в России?

6. Какие основные роды красноречия выделяются учеными?

7. Какие три основных этапа работы над речью выделялись еще античными риторами?

8 Какими принципами должен руководствоваться оратор при выборе темы выступления?

9. Какие композиционные части публичного выступления можно выделить?

10. Каким образом можно начать и закончить публичное выступление?

11. Каким образом можно построить главную часть выступления?

12. Какие три типа ораторских выступления можно выделить в соответствии с целью, поставленной перед собой оратором? Каким требованиям должно отвечать ораторское выступление каждого типа?

13. Каким должен быть язык публичного выступления? Какие средства художественной выразительности и фигуры используют ораторы?

14. Как должен вести себя оратор, чтобы обеспечить успех своему выступлению? Как оратор должен относиться к своей аудитории?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аннушкин В.И. Риторика: Учебное пособие. - Пермь, 1994.

2. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. 2-е изд., испр., доп.- М., 2002.

3. Апресян Г.З. Ораторское искусство.- М., 1978.

4. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. 4-е изд., доп. - М., 1987.

5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д, 1999.

7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - Ростов н/Д, 2002.

8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 4-е изд. - Ростов н/Д,2002.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура и техника речи: Учебное пособие. Ростов н/Д, 1994.

10. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции: Учебник для вузов. -М., 1997.

11. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М., 1988.

12. Грайс Г.П. Логика и речевое общение //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.

13. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. - М., 2001.

14. Зворыкин Ю.Н. Юмор в публичном выступлении. - М., 1977.

15. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.

16. Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать. Учебное пособие. - М., 2002.

17. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1989.

18. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для уни­верситетов и вузов. - М., 1998.

19. Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994. На подступах к риторике / Сост. В.Я. Коровина.—М., 1996.

20. Культура парламентской речи. М., 1996.

21. Культура русской речи: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 2002.

22. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003.

23. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для вузов. - М., 2002.

24. Логика / Под ред. В.Ф. Беркова. - Минск, 1994.

25. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 7. М.-Л. 1952.

26. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10—11 классов. - М., 1996.

27. Платонов Г.В. Методика подготовки массовой лекции. - М., 977.

28. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

29. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова.- М., 2002.

30. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. М., 2002.

31. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф.О.Я. Гойхмана.- М., 2007.

32. Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.

33. Савельева Л.В. Языковая экология.- Петрозаводск, 1997.

34. Санников В.П. Русский язык в зеркале языковой игры.- М., 1999.

35. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. - М., 2005.

36. Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

37. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М., 2005.

38. Шапошников В.Н. Русская речь в языковом отображении. - М., 1998.

39. Шведов И.А. Искусство убеждать. - Киев, 1986.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роды и жанры красноречия | Вопросы для контроля и самоконтроля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.