Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй семестр




Раздел 5.

Тема 5.1. Журналистика как сфера массово-информационной и научной деятельности

5.1.1. Изучение информационного рынка. Рейтинги. Участники рекламного процесса. Перспективные тенденции развития рекламы как бизнеса.

Журналистика есть подсистема социальной деятельности. Субстанцией журналистики, таким образом, является социальная деятельность. Однако субстанция - это только самое глубинное в сущности. Сущность же - есть качественно определенная субстанция, качество есть существующая сущность. В силу этого, она является интегральным единством всех необходимых, закономерно связанных элементов содержания объекта. Категория сущности выделяет такие свойства и отношения системы, которые определяют все другие ее свойства и отношения. «Вскрыть сущность чего-либо - значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причину ее возникновения и законы функционирования, а также тенденции развития». Сущность - это инвариант содержания того или иного объекта. Поэтому, чтобы выявить сущность журналистики в рамках единой субстанции социального - социальной деятельности, необходимо зафиксировать качественную определенность (особенность) журналистики, определить ее качество.
Решение данной задачи возможно на путях анализа духовно-практической деятельности, которая выступает дальнейшей конкретизацией субстанции и в то же время является ближайшим родовым понятием для журналистики. В рамках данного родового понятия нам необходимо найти видовые отличия журналистики как разновидности данного типа деятельности.
Духовно-практическая деятельность есть деятельность, которая является опосредованием, то есть связующим звеном между миром духа и миром практики, между духовной деятельностью и деятельностью практической, заключающемся в преобразовании специализированного знания, производимого в рамках духовной деятельности, в формы, присущие практическому, массовому сознанию и в переносе, трансляции в него этих форм.

Продукт журналистики, выступающий в явлении как система текстов, должен быть рассматриваем именно как система, не сводящаяся к отдельным элементам - отдельным текстам.
Конечно, отдельные типы журналистских текстов являются объектом анализа с точки зрения журналистского мастерства, соответствия жанровым критериям и даже грамматике того или иного языка, на котором они реализованы. Но такой анализ, как отдельных текстов, так и их любой совокупности (в том числе системной) выходит за пределы теории журналистики как уровня рассмотрения предмета и является предметом других наук, других дисциплин - теории журналистского мастерства, стилистики, грамматики, статистики и т. д.

Тема 5.2. СМИ как предприятие.

5.2.1. Современный менеджмент в СМИ. Структура различных СМИ.

5.2.2. Журналистская информация как товар. Специфика его производства и реализации.

Какие организационные и структурные формы отдельных секторов СМИ (телевидения, радиовещания и печати) эффективнее способствуют развитию демократии или же наиболее совместимы со стабильными демократическими институтами? История печати и вещания знает, по меньшей мере, три основных регулирующие формы.

Первая форма — это государственная монополия на владение и управление СМИ. Государственные органы прямо контролируют всю систему СМИ. Без разрешения или согласия государства нельзя сказать во всеуслышание ни одного слова.

Вторая форма — общественная монополия. В этом случае СМИ (чаще всего электронные средства вещания) находятся не в частном, а общественном владении; однако управляющие пользуются значительной автономией и не подчиняются прямо исполнительной или законодательной власти.

Наконец, есть частное владение, обычно в той или иной мере сопровождающееся государственным регулированием; причем степень регулирования разная в разных государствах и на разных стадиях развития.

Эти три формы все чаще частично совпадают и проявляются в разных сочетаниях. Хотя иногда и существовала (и продолжает существовать), чистая государственная монополия, общественные монополии в чистом виде встречаются все реже, происходит рост числа смешанных систем, в которых частные вещатели соседствуют с общественными.

Каково наилучшее сочетание частных и общественных СМИ из всех возможных? Часто думают, что самое лучшее — это конкурентоспособные частные СМИ, которые могут выходить на рынок беспрепятственно. Однако все, за исключением самых рьяных приверженцев частного сектора, признают за общественным вещанием сохраняющуюся важную гражданскую функцию.

Разные общества начинали с различных стартовых условий. В Соединенных Штатах средства массовой информации всегда развивались в условиях рынка, а общественное вещание служит для компенсирования “недостатков рынка”. В Европе, напротив, основой было именно общественное вещание, а частный сектор появился с целью создать почву для возникновения реальной конкуренции и новых и разнообразных точек зрения (не в последнюю очередь коммерческих).

Сегодня идеалом считают Интернет. Это инфраструктура, предоставляющая быстрый и дешевый доступ для любых политических партий или любых точек зрения. Это — возможность отдельным гражданам и группам граждан общаться друг с другом. Это система связи и отношений, дополняющая и обогащающая принятые демократические формы.

Вместе с тем, разные модели вещания и появление новых технологий показали, что связь между СМИ и демократией гораздо сложнее, чем представлено выше. Действительно, были общества, где вещательная компания в форме общественной монополии способствовала углублению демократических процессов. Автономные, то есть неподотчетные правительству, общественные вещательные компании создавались очень редко. Одна из них — британская вещательная компания Би-би-си. Она не только пользуется полной редакторской самостоятельностью, но и стремится к выражению многообразия мнений в своих программах. Но как бы то ни было, мы всё яснее осознаем, что для развития информационной структуры, ориентированной на демократические ценности, самое большое значение имеет развитие частных СМИ.

Тема 5.3. Процесс массовой коммуникации и СМИ.

5.3.1. Массовая информация как центральная категория журналистики.

Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, что практически любое управления массами (как и, собственно, взаимоотношения внутри масс) основывается на знании законов психики индивида и масс, простирается в плоскости существования подобных законов, и происходит путем задействования правил коммуникации, или другими словами — общения как между индивидами и массой, так и общения (коммуникаций) внутри массы (коллектива, сообщества, собрания людей).

Рассмотрим что такое коммуникация.

Коммуникация в переводе с латинского слова communico означает общение.

Коммуникацию следует понимать как обмен мыслями, чувствами, знаниями и проч., между индивидами.

В более научном аспекте следует говорить о коммуникации — как однонаправленном процессе кодирования и передачи информации от источника к приему информации получателем сообщения. Коммуникацию также можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи.

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна для животных (брачные танцы птиц, язык пчел и др.), и для механизмов (трубопроводы, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в Интернете и т.п.).

Цель коммуникации — передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации — соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда — цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов.

Существуют следующие виды коммуникации:

1) интраперсональная коммуникация (разговор с самим собой);

2) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);

3) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид — группа);

4) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, интернет, т.п.).

Также могут быть дополнительные разновидности коммуникации:

а) межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами,

б) межличностная — между отдельными представителями этих народов или государств),

в) организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую).

Эти разновидности связаны не только с особенностями коммуникативной среды в той сфере, где осуществляется коммуникативная деятельность, но и с составом коммуникантов (один коммуникант или общность коммуникантов, или какие-то варианты сочетания того и другого).

Групповая и массовая коммуникации (типы и характеристики групп; роли индивида; стадии групп; лидер, типы и характеристики лидера; специфика массовой коммуникации, ее отличие от групповой).

Тема 5.4. Коммуникативная функция как исходная функция журналистики.

5.4.1. Российская журналистика на рубеже ХХ и ХХI веков.

Основная функция массовой коммуникации заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами, классами) и между самими общностями с целью поддержания динамического единства и целостности данного социального образования.

Массовая коммуникация, распространяя информацию о фактах, событиях, социальных и культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая следующие социальные задачи: А) Создает и поддерживает общую «картину мира». Б) Создает и поддерживает «картину отдельной общности». В) Передает от поколения к поколению ценности культуры. Г) Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.