Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции средств массовой коммуникации

В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэллом были выделены три функции:

1) Обозрение окружающего мира (информационная функцию).

2) Корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество и его познание через обратную связь).

3) Передача культурного наследия (познавательно-культурологическую функция, функция преемственности культур).

В 1960 г. американский исследователь К.Райт добавил еще одну функцию — развлекательную.

В начале 80-х годов Мак-Квейл предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных компаний, чаще — политических.

В отечественной психолингвистике (Леонтьев А.А.) выделяются четыре функции, типичные для радио— и телевизионного общения:

1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность;

2) функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания:

3) функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований;

4) функция социализации личности — воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.

Тема 5.5. Юридические аспекты свободы журналистики.

5.5.1. Журналистика как система средств массовой информации и управления ими. Социальный статус журналистов.

Над проблемой свободы слова размышлял еще греческий государственный деятель и оратор Демосфен (ок. 384–322 до Р.Х.), который сказал, что лишение человека права свободно говорить представляет собой величайшее бедствие. Другой античный ученый, римский историк Тацит (ок. 58 — ок. 117), восхвалял императора Траяна за счастливые времена, когда каждый человек мог свободно говорить то, что думает. Систематическое рассмотрение проблемы свободы печати началось с изобретения и распространения в мире печатного станка. По иронии судьбы, в 1485 году архиепископ города Майнца, где жил изобретатель печатной машины Гуттенберг, организовал первый цензурный комитет, а уже в 1493 году Инквизиция Венеции выпустила список книг, запрещенных церковью. В 1559 Index Librorum Prohibitorum был обязательным для всех католиков, и он постоянно пополнялся Инквизицией.

Светская власть в средние века тоже следовала по пути ограничения свободы печати и стремилась контролировать высказывания граждан. Томас Гоббс в «Левиафане» утверждал необходимость государственного контроля над мнениями граждан. Юридическим документом, установившим подобный контроль, стало «Английское постановление о регулировании печатной продукции» (English Regulation of Printing Act). Этот закон лимитировал путем предоставления лицензий на книгопечатание издание печатной продукции.

Тема 5.6. Свобода, необходимость, ответственность применительно к теории и практике журналистики.

5.6.1. Виды журналистской информации.

В основе журналистского произведения лежит тема – обозначение конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения. Ведущий элемент содержания журналистского произведения – документальный факт. Назначение фактов в журналистском произведении в том, чтобы на его основе показать явления, мир чувств и мыслей, деяния человека. Содержание журналистской информации составляют факты, сообщения комментарии, касающиеся процессов протекающих в современном мире. При создании произведения журналист проверяет фактическую достоверность, документальную точность воспроизводимых явлений жизни, выстраивает факты в логически-последовательную цепь, органически связывая их с главной идеей.

Осмысливая журналистское произведение, следует различать фактологические, идейно-этические и культурологические элементы. Единицей фактологической становится указание на место, конкретную ситуацию, географический пункт или конкретного человека. Единица культурологическая – выразительные средства, с помощью которых события поставлены в контекст прошлого опыта. Идейно-эстетический момент может быть выражен в лидер-абзаце, предваряющем основной текст.

Так же можно заметить три элемента – факт, авторское мнение, авторскую концепцию.

Синтаксическое своеобразие журналистского произведения выражается в характере его организации, правилах использования выразительных средств, композиции. Сюжет –представляет собой целостное завершенное событие имеющее –экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Тема 5.7. Научное творчество в сфере журналистики.

5.7.1. Формы осуществления редакционной политики средствами массовой информации.

В журналистике, так же как и в науке, существует явление, названное Т.Куном «парадигмой». Речь идет о явно или неявно признаваемом журналистским сообществом или какой–то его частью наборе некоторых прошлых достижений, определяющих правомерность поднимаемых проблем и способов их отображения. Тяготение журналиста к определенному типу журналистики, выбор определенного журналиста в качестве личностного ориентира творческой деятельности означает, что сознательно или неосознанно он стремится попасть именно в это профессиональное сообщество, где выбирают определенные проблемы для выступления и где к их рассмотрению или решению подходят именно данным образом.

Каждая из парадигм в журналистике связывается с определенным именем, носитель которого является лидером данного типа или образа профессионального мышления. Изучение парадигм, выбор одной из них в качестве личностно приемлемой и подготавливает будущего журналиста к профессиональной работе в журналистике. Журналисты, профессиональная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты профессиональной деятельности. Эта общность и согласованность установок представляют собой предпосылки для передачи традиций определенного образа журналистского действия.

Любая парадигма реализуется в виде системы предписаний или норм, хотя и не сводится к какой–то конкретной совокупности норм. Можно даже сказать, что парадигма выше правил и предписаний, поскольку можно работать на основании парадигмы, не зная тех или иных правил. Именно парадигмы (или представляющие их совокупности норм и правил) и входят – в качестве относительно самостоятельного комплекса – в смысловую сферу личности журналиста.

Разнообразные регулятивные структуры, нормирующие процесс журналисткой деятельности, возникают в настоящее время двумя путями: либо как побочный продукт собственно журналистского творчества, либо как продукт самостоятельного методического творчества. При этом процесс создания регулятивных структур, как и любой творчески процесс, имеет две связанные, но относительно самостоятельные стороны – познавательную и конструктивную. В связи с тем, что вплоть до последнего времени методическая деятельность в сфере журналистики носила в основном подспудный и сопутствующий характер, протекала внутри других творческих процессов и наряду с ними, не осознавалась как особый вид профессионального творчества, особенности познавательного и конструктивного аспектов методической работы (принципиально отличающиеся от соответствующих аспектов других видов творчества) не получили достаточного теоретического освещения. Поэтому необходимо хотя бы бегло затронуть этот вопрос.

Говоря о познавательной стороне методического творчества следует отметить то обстоятельство, что главной особенностью методического познания на современном этапе является рефлексивность. Познавательная активность журналиста направлена не на внешний объект, а на внутренний – на выяснение характера и связей мыслительных образов творческих операций. В связи с неисчерпаемостью объекта познания (в деятельности постоянно преобразуются прежние способы достижения результата и вырабатываются новые) методическая рефлексия носит постоянный характер. Можно сказать, что процесс рефлексии журналистского творчества также открыт в бесконечность, как и само это творчество.

Говоря о рефлексии над способами журналистской деятельности, мы имеем в виду акты мышления, направленные на выявление и сознательный контроль оснований, условий и средств деятельности по достижению целей, поставленных перед субъектом журналистской деятельности. Степень рефлексивности журналистского мышления, таким образом, пропорциональна степени осознанности приемов и способов, посредством которых она осуществляется, степени сознательного контроля над ними и овладения ими.

Тема 5.8. Журналистика как область творческой деятельности.

5.8.1. Актуальность и оперативность как понятия, определяющие качества массовой информации.

Как и всякий труд, творчество имеет специализированный характер. Одна из таких областей журналистское творчество, однако, заниматься ею как чистым искусством или литературным творчеством невозможно. Отличие от творца в области журналистики от творца-художника заключается в том, что первому формулируется жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналистское творчество ориентировано на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом научно-профессионального осмысления действительности.

Рассматривая методическое творчество в сфере журналистики как сложноорганизованную систему действий по созданию определенного продукта, можно выделить следующие "узловые" операции, каждая из которых нуждается в специальном теоретическом рассмотрении:

1) непосредственная фиксация в сознании субъекта журналистской деятельности своих профессиональных действий;

2) выделение повторяющихся операций и их порядка и осознание их необходимости;

3) выработка на основе эмпирического опыта приемов, норм собственного поведения, обеспечивающих личный успех в работе;

4) осознание объективного надличностного смысла применяемых приемов, способных руководить поведением любого журналиста в сходных обстоятельствах;

5) конструирование правила выполнения повторяющихся операций;

6) описание (объективация) правила, его обоснование, указание на области применения.

Решение всех поставленных выше проблем, дальнейшее развитие методического творчества в сфере журналистики с необходимостью предполагают преодоление побочного характера этой деятельности, ее специализацию и формирование профессионалов–методистов, задачей которых должно быть отделение от других продуктов журналистской деятельности некоего регулятивного «довеска» и разработка специальных логических структур для выполнения нормативных и эвристических функций (принципов, правил, методов, методик).

Очевидно, изучение нормативного комплекса смысловой сферы журналиста только начинается и здесь можно ожидать много интересных результатов. Думается, пришло время осмыслить и содержание того потока рекомендаций, который обрушивается на журналистов–практиков, и сам процесс нормативного творчества. Другими словами, назрела потребность в специальной научно–исследовательской программе, объектом изучения которой должны стать как сами регулятивные системы (методические руководства, эвристики, алгоритмы), так и процессы их создания. При этом принципиально важно охватить весь арсенал нормативных средств, относящихся ко всем сферам журналистского творчества. Такая стратегия исследования поможет увидеть общую природу различных структур, регулирующих журналистскую деятельность, найти оптимальные средства их создания и применения, что, в конечном счете, будет способствовать более активному переходу к интенсивному пути развития журналистской

Тема 5.9. Содержание и форма в публицистическом творчестве.

5.9.1. Использование информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров в прессе, на радио и телевидении. Дизайн в полиграфии.

Основа журналистского произведения – факт. Это понятие используется в двух значениях.

1. фактом называют любой состоявшийся, происшедший момент действительности.

2. под фактом подразумевают знание обладающее достоверностью.

В первом случае подразумевают непосредственно фрагмент объективной реальности. Во втором говорят об отражении этого фрагмента.

Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать. Большое значение в тексте имеют мнения, объяснения (обозначение с помощью причинно-следственных связей), гипотезы (предположение, версия).

Работая над текстом, журналист систематизирует, группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.

Факт в журналистике – достоверное отражение фрагмента действительности.

Для журналистов важно:

- из каких источников они получены

- какие цели преследовали люди, сообщив о них

- четко различать факты науки и обыденные факты.

Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний.

Статистические данные – традиционный способ предъявления фактов.

В основе обыденного факта лежат реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения.

Достоверный факт – это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации. Недостоверный факт – это суждение о событии, которое верифицировать невозможно.

При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т.д.). Стратегия качественного анализа предполагает обнаружение неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, а также выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами. С этой целью имеющиеся в распоряжении журналиста данные классифицируются и группируются по определенным признакам и критериям. «Группировка и классификация, – элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. Классификация направлена на выяснение связей и закономерностей развития исследуемых объектов. Конкретной формой классификации является группировка. Группировка позволяет разделить целостную совокупность объектов или данных на однородные группы таким образом, чтобы различия внутри группы были существенно меньше, чем между группами.

Метод типологизации ориентирован на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов. Процесс типологизации начинается уже с момента отбора фактов. Для решения этой задачи журналисты могут использовать два способа. В первом случае типические свойства ряда объектов переносятся на отдельное явление. Во втором случае найденный в жизни тип (характер, судьба, стиль поведения) становится основой дальнейшей типизации.

Мы рассмотрели различные методы, используемые при сборе и анализе информации. Для каждого метода существуют свои процедурные правила, разрабатывается и особый рабочий инструментарий, с помощью которого и достигается цель. Особенности их использования зависят, во-первых, от стоящих перед журналистом задач, во-вторых, от объекта и предмета изучения и описания, в-третьих, от масштаба организационных мероприятий, связанных с применением на практике того или иного метода. Заметим и другое: сегодня наблюдается тенденция к взаимодополнению и взаимопроникновению методов, что повышает уровень культуры журналистского труда.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели массовой коммуникации | Заметка. Виды заметок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.