Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация и основные проблемы человечества

Глобализация как планетарное явление есть порождение рыночной цивилизации. В этом процессе необходимо различать, по крайней мере, две стороны: 1) все более тесную интеграцию отдельных стран в единое мировое сообщество и 2) становление единого центра («мирового правительства»), контролирующего ход событий на планете. Разговор о мировом правительстве уведет нас далеко в сторону от основной цели нашего курса. Здесь будет рассмотрен только процесс интеграции, поскольку именно он является основой глобализации и от него в решающей степени зависят как положительные, так и отрицательные последствия, связанные с этим феноменом.

В самом процессе интеграции выделяются следующие звенья: 1) предпосылки, 2) проявления, 3) основы и 4) последствия.

Предпосылками интеграции следует считать научно-технический прогресс в разных сферах и жажду ресурсов, свойственную современному обществу.

Проявлениями ее – энергетические, товарные, финансовые, людские и информационные потоки, опоясывающие земной шар и формирующие необходимые передаточные сети.

Позитивными последствиями этого процесса можно считать доступность товаров, услуг и информации, а также свободу передвижений.

К негативным последствиям, которые угрожают существованию отдельных народов и человечества в целом, следует отнести: 1) постоянно увеличивающийся риск глобальной экологической катастрофы, 2) нарастающую диспропорцию между уровнем развития разных регионов планеты и вытекающий из этого рост международной напряженности, 3) стирание многообразия культурных моделей, носителями которых прежде являлись отдельные народы и страны, и навязывание миру одной единственной культурной модели.

Человечество попало в кризисную ситуацию: оно не может отказаться от предпосылок интеграции, более или менее приемлет ее проявления, не очень отчетливо понимает, в чем состоят основы этого процесса, и не может предотвратить вредные последствия, разве что с помощью технического прогресса несколько смягчить их. Ситуация может оказаться безнадежной, если люди не поймут, на каких основах совершается процесс интеграции, и не смогут изменить их.

Достаточно очевидно, впрочем, что в настоящее время основы интеграции совпадают с основами западной (рыночной) цивилизации. Эти основы суть: 1) высшей общечеловеческой ценностью признается личность, 2) основными общечеловеческими ценностями индивидуального уровня, с помощью которых личность утверждается в обществе, оказались богатство и хозяйство, 3) главной разновидностью деятельности, на основе которой функционирует общество, выступает деятельность для себя (эгодеятельность), а 4) ведущей процедурой социального признания, с помощью которой человек включается в социум, стал рынок.

Основные проблемы человечества. Как раз потому, что процесс интеграции совершается на этих основах, и возникла кризисная ситуация. Выход из нее возможен в том случае, если люди смогут изменить названные основы, решая тем самым свои основные проблемы. Рассмотрим их подробнее.

На уровне обыденного мышления главными проблемами, стоящими перед людьми, чаще всего считаются: 1)экологическая или загрязнения окружающей среды и 2)истощения ресурсов. Специалисты, занятые рассмотрением глобальных проблем, насчитывают их около десятка. За исключением экологической и истощения ресурсов, относительно которых специалисты солидарны с обычными людьми, таковыми проблемами являются:

n гонка вооружений, без прекращения которой невозможно решение никаких других проблем, поскольку именно она забирает львиную долю всех ресурсов;

n разрыв в уровнях развития развитых и развивающихся стран, который является источником постоянно растущей международной напряженности и нестабильности, поскольку «бедные» страны и люди завидуют «богатым»;

n проблема продовольствия (как важную часть проблемы истощения ресурсов), производство которого не поспевает за ростом населения (хотя несколько десятилетий назад проблема продовольствия была заметно смягчена «зеленой революцией»);

n демографическая проблема (удвоение числа жителей Земли каждые 20-30 лет) представляется многим не столь очевидной, но ее катастрофический характер несомненен;

n проблема бедности, характерная резкой разницей в уровнях доходов людей из развитых и развивающихся стран,

n проблема миграции десятков миллионов людей из «бедных» стран в «богатые»,

n остальные несколько проблем – урбанизации (т.е. скучивание огромных масс населения в гигантских городах), снижения уровня массовой культуры («обескультуривание» людей), здравоохранения (в том числе, сохранение генофонда вида гомо сапиенс), алкоголизации и наркомании – считаются следствиями названных выше проблем или составляющими какую-то сторону их [Бестужев-Лада. 1998, с.36-41, Петров А.В. 2009, с.85 и др.].

n к упомянутым проблемам следует добавить проблемы международного терроризма и торговли людьми.

Более пристальное рассмотрение показывает, однако, что большинство названных выше проблем (за исключением разве что демографической) являются всего лишь следствиями стремления людей добиться социальной значимости через материальные модусы ее (богатство и хозяйство). Проблемы экологическая и истощения ресурсов связаны с ним напрямую, а гонка вооружений, рост напряженности в мире и международный терроризм связаны с борьбой за ресурсы. Ибо если бы «всем всего всегда хватало», то было бы незачем воевать, вооружаться и угрожать.

Иначе говоря, дальнейшее развитие человечества зависит от того, удастся ли ему решить свою главную проблему: обеспечить стремление людей к социальной значимости, не подорвав при этом условия собственного существования. Принципиальный выход есть только один: нужно направить их энергию в сферу духа, которая безгранична. Только дух способен бесконечно поглощать человеческую энергию, возвращая ее людям в виде новой облагороженной силы. Нужно расширять доступность для людей «нематериальных» модусов значимости (праведность, знание, мастерство), чтобы самореализация человека в обществе не подрывала условий существования ни того, ни другого.

Доступнее для людей должны стать и «политические» модусы – власть и слава, ибо общество также способно поглотить часть человеческой энергии без вреда для природы. Необходимо строить подлинную демократию.

Возможные паллиативные средства – ограничение рождаемости, вторичное использование ресурсов, энергосберегающие технологии, природоохранные меры, самоограничение в потреблении и пр. - полезны и необходимы, но их недостаточно для кардинального решения проблемы. Самореализация или самоутверждение человека в мире – необходимое условие его существования. И если оно становится невозможным в материальном мире, то, значит, следует искать средства самоутверждения в мире духа. По крайней мере, следует попытаться сделать это.

Вторая важная проблема – как и чем заполнить свободное время, появляющееся у человека. Вообще говоря, это давняя проблема, с которой правителя общества столкнулись уже в древности. По мнению Аристотеля, строительство египетских пирамид, а также крупных общественных сооружений в греческих полисах было вызвано стремлением правителей лишить своих подданных досуга, чтобы те не могли строить заговоры против властей. Этой же цели стремились достичь, превращая как можно больше людей в бедняков [Аристотель. Политика, 1983, с.560]. Однако наличие свободного времени (истинного богатства человечества) не обязательно связано именно с заговорами. Праздность, ничегонеделание влекут разные формы асоциального поведения – от сравнительно безобидного озорства до преступлений. Пресловутая дедовщина в принципе невозможна, если у военнослужащих нет для этого достаточного времени.

Ныне проблема свободного времени становится общемировой. В результате научно-технического прогресса современные технологии способны обеспечить удовлетворение важнейших жизненных потребностей личности при относительно коротком включении ее в процесс производства. В современном обществе для заполнения досуга используются всякого рода «развлечения», для чего построена мощная индустрия шоу-бизнеса, туризма, спорта и т.п. Людям дана также сексуальная свобода, рынок предлагает им видеотехнику, электронные игры и пр. К сожалению, ценностная сторона большинства развлечений весьма сомнительна. Они основаны на эксплуатации низменных сторон человеческой души – физиологической чувственности, стремлении человека к агрессии, насилию и разрушению, жадности и властолюбии. Все они в своей массе «снижают» человеческий дух, разрушают его светлые и благородные стороны – бескорыстие, любовь к ближнему, чувство долга, способность к интеллектуальным наслаждениям, романтику героизма и пр.

Можно решить эти проблемы, изменив основы интеграции, но сделать это крайне трудно, поскольку фактически необходимо перестроить западную цивилизацию, заменив ее основы. Это означает, что необходимо выбрать иную высшую общечеловеческую ценность, использовать другую разновидность деятельности, изменить ценности, с помощью которых реализует себя человек в обществе и мире, а также в большей мере применять альтернативный способ социального признания (личную экспертизу). Ибо преобладание рыночной процедуры социального признания влечет бездуховность культуры и бездушность отношений между людьми. На рынке человек выступает не в своей целостности, а лишь как носитель социальной функции, и зачастую сам становится товаром на рынке личностей. Он превращается для другого человека в средство удовлетворения некоей потребности, т.е. в вещь.

Иерархия высших общечеловеческих ценностей. На первый взгляд все высшие общечеловеческие ценности кажутся равно необходимыми, поскольку без любой из них длительное сохранение разумной жизни на Земле невозможно. Возникает впечатление, что с точки зрения иерархии все они занимают равное положение - ни одну из них нельзя поставить «выше» или «ниже» другой. Более внимательное рассмотрение показывает однако, что это не совсем так. Существует возможность выделить приоритетную, наивысшую из общечеловеческих ценностей. Ее можно будет назвать целевой, тогда как все остальные окажутся инструментальными.

Что же это за ценность? Попытаемся ответить на этот вопрос, поочередно «назначая» какую-то ценность наивысшей и прослеживая следствия, которые логически вытекают в каждом конкретном случае, оценивая насколько эти следствия практически приемлемы для нас.

Допустим, учитывая важность экологической проблемы, наивысшей ценностью будет считаться природа. Каков кардинальный способ сохранить ее в целости и сохранности? Очевидно, чтобы снять эту проблему раз и навсегда, лучше всего уничтожить современное общество (иначе говоря, человечество в его нынешнем состоянии). Тогда природе ничто не будет угрожать, и она, при всех катастрофах и катаклизмах, будет существовать, пока «солнце не погаснет на небе». Кстати, подобные предложения высказываются в печати достаточно серьезно, в частности, М.Чулаки предлагал сократить за тысячу лет численность человечества до 1 миллиона человек [См.: Семашко Л.М. 2000, с.68-70].

Можно объявить высшей ценностью человечество как биологический вид. Тогда следует уничтожить современную цивилизацию и вернуться, как минимум, на стадию дикости, на уровень примитивных племен, которые живут слившись с окружающей средой.

Можно поставить в качестве высшей ценности общество. Тогда, даже допустив, что проблема природной среды нас не волнует, мы придем к необходимости построения тоталитарного общества, в котором личность будет подавлена, систематически приноситься в жертву, а ее самочувствие - в высшей степени неудовлетворительным.

Если же посчитать высшей ценностью личность, тогда мы логически придем к современному западному обществу, существование которого порождает проблему сохранения природы, а, в конечном счете, и проблему сохранения человечества в цивилизованном состоянии. Ведь если личность - высшая ценность, у нас нет аргументов против идеологии «После меня хоть потоп». Экологическая проблема снимается тогда сама собой, равно как проблема сохранения человечества и современной цивилизации.

У нас осталась единственная ценность – мыслящий дух (Бог). И похоже, лишь признание ее в качестве наивысшей не влечет практически неприемлемых следствий. Ибо если мы хотим сохранить мыслящий дух, то мы должны позаботиться о людях (или человечестве в целом) как носителях духа («божественной искры»). При этом, если мы будем озабочены сохранением и развитием мыслящего духа, нам необходимо будет сохранить высшие достижения современной цивилизации (которые не угрожают существованию человечества), а также гармонизировать отношения между личностью и обществом. Ведь обеспечить развитие духа можно лишь при определенной мере свободы личности, значит, построение тоталитарного общества недопустимо. Иначе говоря, для сохранения мыслящего духа в качестве целевой ценности, мы должны позаботиться о сохранении остальных как инструментальных. Лишь в этом случае можно сохранить присутствие духа (Бога) на Земле. Соответственно, как нельзя более актуальной оказывается мысль П.Тейяра де Шардена о «мирном завоевании» и «радостном труде», которые ждут нас по ту сторону всяких империй «в единодушном созидании Духа Земли». Главное же, независимо от справедливости вывода о приоритете мыслящего духа, человечеству необходимо разобраться с иерархией своих высших ценностей, чтобы обеспечить себе длительное существование [Смирнов П.И. 2005, с.230-231].

Выбор Духа в качестве высшей ценности немедленно приводит к необходимости изменить и базовую разновидность деятельности. Очевидно, что если Дух выбран в качестве высшей ценности, то ведущей разновидностью деятельности должно стать служение (служение Духу), в которое крайне желательно привнести игровой элемент (в церковной практике обе разновидности естественно сочетаются в обрядах). Вообще человечество должно научиться играть в «священные игры», о которых писал еще Платон. Играя в них, человек мог бы укреплять тело, возвышать дух и получать радость жизни как подлинно свободное существо. Поэтому было бы полезно подумать о восстановлении и укреплении обрядовой стороны жизни, об использовании религиозных ритуалов и традиций, отработанных веками, о массовых праздничных действия (карнавалах и пр.), о спортивном движении и т.д. Подобные игры помогли бы людям достойно решить проблему свободного времени. В зависимости от выбора основ интеграции возможны разные сценарии развития человечества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные личностные типы в обеих цивилизациях | Два сценария развития человечества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.