Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каковы основные личностные типы в рыночной цивилизации? Что обусловливает их появление?

Каковы основные личностные типы в служебно-домашней цивилизации? Под влиянием какого фактора они появляются?

Почему наличие рыночной цивилизации представляет собой угрозу для человечества?

Чем отличаются друг от друга служебно-домашняя и рыночная цивилизации?

Каковы отличительные признаки дикости и варварства с точки зрения положения личности в обществе?

Что такое «идеальный тип» по Веберу? Какие возможности дает это понятие для исследования эволюции общества?

Какие принципиально отличные подходы можно использовать для выделения этапов развития общества?

8. Каковы основные проблемы человечества?

9. Возможные сценарии развития человечества.

 

1.4. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДУХ.

 

1.4.1. Общественный дух как фактор развития общества.

 

Неравномерность общественного развития. Факторы, определяющие неравномерность. В свое время В.Ленин обратил внимание на неравномерное экономическое развитие разных стран и сделал на основе этого наблюдения далеко идущие выводы вплоть до построения социализма в отдельно взятой стране [Ленин В.И. Т.27, с.378, 394, 396 и др.]. Сам факт неравномерности развития отдельных стран не подлежит сомнению, но как можно его объяснить? Почему одни страны развиваются быстрее других? Почему развитие практически каждой из них временами замедляется? Почему некоторым, например, России, свойственен «судорожный», «рваный» ритм развития? Какие причины или факторы можно привлечь для объяснения?

Достаточно тривиально утверждение, что экономическое развитие часто оказывается определяющим по отношению к развитию общества вообще. Многие стороны общественной жизни развиваются по мере и в зависимости от развития экономики, в частности правовая и политическая системы, наука и т.п. Известный закон исторического материализма о соответствии производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил имеет смысл и в первом приближении может считаться истинным. Но почему сама экономика развивается неравномерно? От чего зависит неравномерность развития экономики?

По-видимому, нельзя объяснить неравномерность развития экономики действием экономических же законов. Мы знаем примеры быстрого хозяйственного развития в принципиально отличных общественно-экономических системах, где действовали разные законы экономики. Возможен даже быстрый и относительно безболезненный переход от одной экономической системы к другой, со сменой законов экономики, при сохранении темпов быстрого развития хозяйства. В частности, Япония после известной революции Мэйдзи сменила экономический строй без больших трудностей и потрясений. Но возможна и катастрофа при попытке заменить одну хозяйственную систему другой («реставрация» капитализма в России).

Нельзя также объяснить неравномерность развития благоприятными природными условиями – климатом, ресурсами и пр., а также расовым составом населения. Например, природные ресурсы Японии весьма ограничены, а быстро развиваться могут как однорасовые страны (Китай и Япония), так и многорасовые (США и СССР).

Непригодно в качестве объяснения наличие внешнеэкономической помощи. Многие страны в современном мире (Африка, Латинская Америка) «проели» полученные кредиты и теперь не в состоянии выплатить даже проценты по ним. По этой же схеме шла эволюция «демократической» России в годы ельцинского правления. Другим же (Германия, Япония после Второй Мировой войны) долларовые инъекции явно пошли впрок. А некоторые оказались способными к успешному экономическому развитию в условиях фактической экономической блокады (СССР).

По-видимому, нет прямой зависимости темпов развития от степени демократичности правящего режима в стране. Экономическое развитие СССР было наиболее быстрым в годы сталинской диктатуры (сейчас речь не идет о цене такого развития). Россия весьма быстро прогрессировала при Петре 1, Чили – после пиночетовского переворота. В периоды диктатуры или полудиктатуры заложили основы экономического прогресса Финляндия (Маннергейм), Южная Корея (Пак Чжон Хи), Испания (Франко). А Япония быстро развивалась как в условия полуфашистского режима (до Второй Мировой войны), так и в условиях либеральной демократии (на основе послевоенной конституции, продиктованной США). Германия также развивалась весьма успешно в сфере экономики как при Гитлере, так и в период оккупации страны союзными державами. Причем развитие ГДР было почти сопоставимо с развитием ФРГ.

Таким образом, названными причинами нельзя объяснить неравномерность развития, хотя они могут в иных условиях оказывать благоприятное или отрицательное влияния на темпы экономики. Требуется найти другой объясняющий фактор. В качестве рабочей гипотезы можно высказать утверждение, что на развитие общества решающее влияние оказывает общественный дух, его состояние и его энергия. Все остальные факторы оказываются «вспомогательными» по отношению к нему, их влияние «вторично». Более того, конкретное состояние общественного духа определяет знак того, как влияет отдельный фактор на экономический прогресс, т.е. способствует ли он развитию экономики или препятствует ему.

Почему же выбран столь странный и непривычный фактор для объяснения общественного развития?

Во-первых, нам хорошо известны факты, когда с помощью представления о духе пытаются объяснить победы или поражения в военных столкновениях. Л.Толстой, размышляя о Бородинском сражении, писал: «...Решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а... неуловимая сила, называемая духом войска...» (Курсив мой - П.С.). [Толстой. 1993, с.245, 262]. И далее он продолжал: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой, Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель Наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника» [Толстой. 1993, с.262].

Равным образом, без представления о силе общественного духа нам нельзя понять поражение США во вьетнамской войне и поражение СССР – в афганской. В обоих случаях, учитывая превосходство в материальных и людских ресурсах, поражение двух сверхдержав кажется необъяснимым, если в расчет не принимается дух народа. Н.Я.Данилевский, перечисляя пять главный условий, составляющих силу армии: численность войска, техническое обучение (куда включается боевой опыт), качество вооружения, талант военачальника и нравственный дух, воодушевляющий войска, полагает, что победа в конечном результате всегда остается за духовною силою [Данилевский. 1995, с.395-396]. И он прав, если прочие четыре условия более или менее соизмеримы.

Во-вторых, в науке есть устойчивая тенденция, представители которой объясняют историю и общественно-политическое устройство какого-либо народа его душой. В частности, Г. Спенсер объяснял появление законодательных актов, форм управления и даже великих людей, влияющих на ход истории, общим уровнем развития народного характера [Спенсер Г. 1999, с.267-268 и др.]. Г.Лебон утверждал, что «жизнь какого-нибудь народа и все проявления его цивилизации составляют простое отражение его души, видимые знаки невидимой, но очень реальной вещи... Ни случай, ни внешние обстоятельства, ни в особенности политические учреждения не играют главной роли в истории какого-нибудь народа» [Лебон. 1995, с.140]. Ему вторит наш соотечественник И.Л.Солоневич, полагавший, что «каждая государственность мира, и в особенности каждая великая государственность мира, отражает в себе основные психологические черты нации-строительницы. Ни климат, ни география здесь не играют никакой роли » [Солоневич. 1998, с.19], а «решающим фактором всякого государственного строительства является психология, «дух» народа-строителя» [Солоневич. 1998, с.20]. В обобщенной форме это утверждал и О.Шпенглер: «История есть осуществление некой души…» [Шпенглер. 1993, с.307]

Следовательно, можно предположить, что дух и есть тот неизвестный фактор, который в конечном счете определяет развитие общества. Проблема, однако, серьезно усложняется тем, что само понятие дух весьма неясное. Пусть мы признаем определяющую роль общественного духа в жизни общества. Но что такое дух, и каков механизм его влияния на общественную жизнь? Если мы не даем ответа на вопросы подобного типа, мы остаемся в рамках интуиции и веры. Они могут быть истинными и не обманывать нас. Но наша вера и наша интуиция могут не иметь никакой цены при взаимодействии с людьми, которые отличаются от нас. Поэтому желательно как можно яснее показать, что такое дух и как он воздействует на жизнь общества. Попытка сделать именно это предпринимается ниже. Но прежде чем говорить об общественном духе, следует сказать несколько слов о духе как таковом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Два сценария развития человечества | Представления о духе и общественном духе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.