Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности по Фрейду

Личность как психофизиологическое существо. Теория личности З.Фрейда.

Концепции личности в западной психологии.

НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.

Что требуется для построения реальной демократии в России?

В чем состоит главный национальный интерес России?

Почему советская партийно-государственная элита оказалась не в состоянии ответить на вызов времени?

Каковы основные недостатки проводимых реформ?

Почему были необходимы реформы в России?

Что случилось в России и почему это произошло?

5. С какой целью могли бы проводиться реформы в России?

 

 

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ.

Задача раздела состоит в том, чтобы дать более отчетливое представление о различии психологического и социологического подходов к описанию личности. В нем дается краткое описание ряда концепций личности в психологии, построенных на принципиально отличных базовых представлениях, а также описывается ролевая концепция личности (как собственно социологическая).

Наибольшее количество различных теорий личности выдвинуто в психологии. При этом ряд подходов в описании этого феномена принципиально отличаются друг от друга. Так, Ж.Пиаже описывает личность по преимуществу как духовно-интеллектуальное существо, выделяя стадии развития ее познавательных способностей. З.Фрейд рассматривает ее как психофизиологическое существо, соотнося процесс развития личности со стадиями удовольствия, получаемого индивидом в процессе онтогенеза. Л.Колберг анализирует ее как нравственное существо (сближаясь в этом смысле с И.Кантом), выделяя стадии понимания и переживания добра и зла. Имеются попытки описать структуру личности (например, модели российских исследователей К.К.Платонова и В.А.Богданова) или раскрыть механизмы формирования личностных структур (концепция «зеркального Я» Дж.Г.Мида или стадии формирования личностной идентичности Э.Эриксона).

 

 

Западная психология содержит целый арсенал различных теорий личности. Рассмотрим некоторые из них подробнее, отметив при этом, что основное содержание их взято из работ Л.Хьелла и Д.Зиглера [Хъелл, Зиглер. 1997], Н.Смелзера [Смелзер. 1994], Л.Ф.Обуховой [Обухова. 1995], а также некоторых других.

 

Взгляды Фрейда на структуру личности менялись в течение его жизни. В ранний период своей научной и практической деятельности Фрейд, выступая качестве психоаналитика, применял так называемую топографическую модель личностной структуры. В основе ее лежит идея о том, что функционирование психики может протекать на разных уровнях осознанности. В зависимости от уровня можно выделить три сферы психики: сознание, предсознательное и бессознательное.

В сфере сознания находятся те наши мысли, переживания, ощущения и восприятия, которые мы способны осознать в данный отрезок времени. Так, в поле нашего сознания могут одновременно находиться мысли автора книги, которую мы читаем, зуд кожи после укуса комара, чувства холода или жажды, беспокоящие нас. По Фрейду, весьма небольшая часть психической деятельности может находиться в сфере сознания. Сознание избирательно удерживает информацию, которую продуцирует психика, а внимание переключается с одного объекта психики на другой, подчиняясь в значительной степени воздействию внешних сигналов.

В области предсознательного находится тот опыт, который, хотя не осознается в данный момент, может легко стать предметом сознания либо в результате небольшого волевого усилия, либо самопроизвольно. Это область «доступной памяти». Человек достаточно легко может вспомнить значимых для него людей (друзей, любимых), выученные в детстве стихи, пищу, съеденную за сегодняшним завтраком и т.п. Фрейд полагал, что предсознательное осуществляет связь между осознаваемым и неосознаваемым в психике человека.

Область бессознательного – наиболее глубокая сторона человеческой психики. В ней хранятся примитивные и мощные инстинктивные побуждения, а также чувства и воспоминания, которые несут в себе угрозу сознанию. Поэтому-то они и были подавлены и вытеснены в сферу бессознательного. В него удалены травмирующие детские воспоминания, нереализованные сексуальные желания, враждебные чувства к близким людям.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел эту концептуальную модель и предложил другую, которая известна под названием структурная модель психической активности, введя в структуру личности три основных элемента - Ид, Эго и Суперэго. Именно эта модель обычно имеется в виду, когда говорят о структуре личности по Фрейду, хотя сам он склонен был рассматривать названные три элемента скорее как некие психические процессы, нежели структурные части личности.

Уровни психики в топографической модели и названные элементы модели структурной не совпадают между собой. Лишь Ид целиком функционирует в сфере бессознательного. Что же касается Эго и Суперэго, то они действуют на всех уровнях психики, т.е. сознания, предсознательного и бессознательного. В литературе на русском языке Ид нередко обозначается словом «Оно», Эго – «Я», Суперэго – «Сверх-Я», поскольку образованы от соответствующих латинских корней.

Ид. По Фрейду, Ид означает самые первоначальные, инстинктивные, врожденные стороны психики, действует целиком в области бессознательно и связано с природными потребностями (еда, сон, дефекация, копуляция). Ид – посредник между телесными и психическими процессами в организме и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Побуждения Ид, вызванные потребностями, дают энергию человеческому поведению. Ид свободно от всяких запретов и правил и, будучи самой старой, примитивной структурой психики, выражает самый первый принцип человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждения. Последние, если они по каким-то причинам не находят разрядки и сдерживаются, создают напряжение в психическом функционировании. А разрядка напряжения вызывает ощущение удовольствия. Ид стремится к получению удовольствия и функционирует на основе принципа удовольствия. Ид не ведает страха, тревоги и поэтому не прибегает к предосторожностям при достижении цели, что, как считал Фрейд, может быть опасно как для личности, так и для общества.

Согласно Фрейду, Ид избавляет личность от напряжения посредством двух механизмов: рефлекторных действий и первичных процессов. Первый механизм означает автоматический ответ Ид на действие сигнала возбуждения, в результате чего снимается напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных рефлекторных механизмов – чихание или слезы при механическом раздражении носа или глаз, зевота в случае нехватки кислорода в организме и пр. Но рефлекторные действия не всегда снижают уровень напряжения. Рефлекторное сосание пустышки не может утолить голод ребенка. В таких случаях возможен запуск другого механизма – первичных процессов представления, когда Ид формирует психический образ объекта, связанного с удовлетворением основной потребности. У голодного ребенка может возникнуть образ материнской груди или бутылочки молока. У

взрослых людей возникают разного рода галлюцинации, картины сновидений.

Но первичные процессы сами по себе также не в состоянии удовлетворить реальную потребность. С их помощью нельзя различить действительные предметы и их образы (например, воду и ее мираж у путника в пустыне). Смешение действительных предметов и их образов может быть смертельно опасно. Поэтому необходима психическая структура, позволяющая младенцу различать реальное и воображаемое, а на этой базе сдерживать удовлетворение первичных потребностей до подходящего момента (появления реальных предметов). Постепенно маленькие дети усваивают, что помимо их собственных нужд и желаний существует и внешний мир. По мере появления этого знания, возникает вторая структура личности – Эго.

Эго – структура психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится удовлетворить требования Ид в соответствии с ограничениями, накладываемыми реальностью. В отличие от Ид, которое действует исходя из принципа удовольствия, Эго функционирует на основе принципа реальности, смысл которого в самосохранении организма путем откладывания удовлетворения потребностей до подходящего момента (нахождения предмета, наличия соответствующих условий во внешнем мире, а также надлежащего способа). Эго – порождение Ид, от последнего оно получает свою структуру и функции и заимствует у него часть энергии для собственной деятельности.

Необходимость соотносить свои инстинктивные потребности с реалиями внешнего мира побуждает человека запоминать, учиться, думать, рассуждать, принимать решения. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности. Эго, в отличие от Ид, различает фантазию и реальность, меняется в зависимости от нового опыта, занимается познавательной деятельностью, способно выдержать умеренное напряжение. С помощью логического мышления (или вторичного процесса, как его называл Фрейд) Эго направляет поведение в безопасное для самого индивида и других русло.

Однако безопасность не является единственным условием для нормальной жизни в обществе. Чтобы личность «вписалась» в окружающий мир, ей необходимо согласовать свое поведение с норами и ценностями общества. Поэтому требуется еще один, более высокий уровень психики, наличие которого позволяет личности совместить себя с реальным обществом. Этот компонент, по Фрейду, носит название Суперэго.

Суперэго – усвоенная личностью версия общественных норм и принципов поведения, в которой отражены также принятые в обществе ценности. Нормы, принципы и ценности усваиваются в процессе «социализации», в результате которого и формируется Суперэго. Оно появляется тогда, когда дети начинают интересоваться проблемой, «что такое хорошо и что такое плохо» и учатся постепенно отличать хорошие поступки от дурных и правильные от неправильных (примерный возраст от 3 до 5 лет).

В самом начале в Суперэго отражены только родительские требования и ожидания относительно хорошего и дурного поведения. Ребенок учится оценивать свои поступки в соответствии с этими требованиями и согласовывать с ними свое поведение. По мере расширения социального мира ребенка (детский сад, школа, группы сверстников) в сферу Суперэго попадают нормы и требования различных социальных групп, в конечном счете, общества в целом. Суперэго нечто вроде «коллективной совести» общества, хотя ребенок может воспринять общественные ценности искаженным образом.

По Фрейду, в Суперэго имеются две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть возникает как результат родительских наказаний за «плохое поведение». Она включает в себя способность к критической самооценке, наличие нравственных запретов и чувство в вины, если ребенок не сделал то, что должен был сделать. Эго-идеал есть следствие восприятия ребенком того, что одобряют или высоко ценят родители. Он способствует тому, что личность устанавливает для себя высокие стандарты поведения. Достижение высокой цели вызывает у ребенка чувство самоуважения и гордости.

Суперэго полностью складывается к тому моменту, когда родительский контроль полностью заменяется самоконтролем. Но принцип самоконтроля вовсе не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях и действиях, тормозя любые импульсы Ид, противоречащие интересам общества. В целом, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистическими.

Стадии развития личности.

По Фрейду, личность в своем развитии проходит четыре последовательные стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Кроме того, он ввел в общую схему развития так называемый латентный период, который заполняет временной промежуток между фаллической и генитальной стадиями. Названия стадий даны в соответствии с основными эрогенными зонами, т.е. участками телами, являющимися в данный период развития главными источниками удовольствия. Латентный период примечателен тем, что он не имеет собственной эрогенной зоны.

Оральная стадия. Она длится с момента рождения ребенка примерно до 18 месяцев. В этот период рот является главным источником удовольствия для младенца, главной эрогенной зоной. Это обусловлено тем, что удовлетворение важнейшей биологической потребности – потребности в пище – осуществляется через рот путем сосания. Ребенок получает удовольствие как от насыщения, так и от сосательных движений самих по себе. Поэтому рот и включенные в него структуры становятся главным предметом интереса и активности младенца.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью или через рожок. При этом отъем от груди связан с некоторыми трудностями, поскольку лишает ребенка главного и привычного удовольствия.

Анальная стадия. Она длится примерно с полутора до трех лет. Главной эрогенной зоной становится задний проход (анус), что связано с развитием способности у ребенка контролировать процессы выделения. Эта способность является в основном естественным результатом нервно-соматического развития ребенка, но большую роль в ее формировании играют и родители, приучая ребенка к горшку. Дети могут усиливать удовольствие от дефекации, задерживая опорожнение кишечника. На этой стадии ребенок должен научиться гармонизировать требования Ид (удовольствие от дефекации) с ограничениями, исходящими от родителей (выбор подходящего места и времени, требования опрятности, а, в конечном счете, самостоятельного контролирования процессов выделения). По Фрейду, дальнейшая способность человека к контролю и самоконтролю берет начало в анальной стадии.

Фаллическая стадия. В возрасте от трех до шести лет у ребенка, как считал Фрейд, появляется новая эрогенная зона – область половых органов. В течение фаллической стадии дети проявляют интерес к вопросам, которые касаются деторождения и половых отношений, могут исследовать половые органы, мастурбировать. Главным источником удовольствия становятся пенис или клитор.

В это время мальчики переживают конфликт, который получил название эдипов комплекс. Структуру этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип сначала непреднамеренно убивает своего отца, а потом женится на матери, вступая с ней в кровосмесительную связь, и становится царем Фив. Узнав о совершенном им чудовищном грехе, Эдип ослепил себя. Древнегреческий миф, описанный в трагедии, Фрейд считал символическим отображением одного из величайших психических конфликтов в человеческой жизни. Миф символизирует подсознательное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Аналогичный конфликт, который переживают девочки, получил название комплекс Электры. Электра, персонаж одного из греческих мифов, уговаривает своего брата Ореста убить их мать вместе с ее любовником, чтобы отомстить за смерть отца.

Эдипов комплекс у мальчиков протекает примерно следующим образом. С момента рождения мать является для мальчика главным источником удовлетворения. Позже он переносит на нее и свои сексуальные устремления, желает обладать ею. Своего же отца он воспринимает как конкурента, мешающего ему получить генитальное удовлетворение, следовательно, отец становится его главным соперником или врагом. Соперничество влечет страх, поскольку мальчик «знает», что занимает более низкое положение по сравнению с отцом и не может на равных конкурировать с ним. Мальчик боится, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия Фрейд назвал страхом кастрации.

В период от пяти до семи лет эдипов комплекс разрешается тем, что мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные устремления по отношению к матери и начинает отождествлять (идентифицировать) себя с отцом. В результате процесса идентификации мальчик усваивает ценности, нормы, установки мужского поведения, а также основные моральные нормы и заперты, идущие от родителей, что подготавливает почву для формирования Суперэго, которое оказывается следствием разрешения эдипова комплекса.

Аналогичный психический конфликт протекает у девочек существенно иначе. Изначально мать является первым объектом любви у девочки так же, как и мальчика. Но позже, на фаллической стадии, она осознает, что у нее нет пениса как у отца или брата. Ей хочется иметь этот орган, и у нее, по Фрейду, развивается зависть к пенису. Она может чувствовать себя в каком-то смысле неполноценной по сравнению с мальчиком и проявлять враждебность по отношению к матери за то, что та родила ее без пениса (или лишила ее его в наказание за какой-то проступок). Она стремится обладать отцом именно потому, что у того есть столь завидный орган. Отсутствие пениса фокусирует внимание девочки на клиторе, который в фантазии заменяет ей пенис, а клиторная мастурбация приносит сексуальное удовлетворение.

По Фрейду, благополучное или неблагополучное разрешение обоих вариантов эдипова комплекса (комплекс Электры можно рассматривать как версию эдипова комплекса у девочек) имеет большое значение для появления (или отсутствия) неврозов, связанных с импотенцией и фригидностью.

Латентный период. Это период сексуального затишья. Он протекает в промежутке от 6-7 лет до начала половой зрелости и характерен тем, что энергия либидо направляется посредством сублимации в различные виды деятельности, не связанные с получением сексуального удовольствия – спорт, учеба, общение со сверстниками. Снижение сексуальной потребности в это время Фрейд объяснял отчасти физиологическими изменениями в организме, отчасти появлением Эго и Суперэго в структуре психики. Новые эрогенные зоны в этот период не появляются, сексуальный инстинкт дремлет, поэтому его не следует считать особой стадией психосексуального развития.

Генитальная стадия. Она длится с начала половой зрелости до смерти. С наступлением ее у подростков, помимо биохимических, физиологических и соматических изменений в организме, вновь начинают проявляться сексуальные и агрессивные побуждения. Растет интерес к противоположному полу, возрастает осознание этого интереса. При нормальном протекании этой стадии индивид переживает юношеские увлечения, завершающиеся выбором брачного партнера и созданием семьи. Главным источником удовольствия для человека становится половое сношение с представителем противоположного пола, хотя удовольствия, получаемые прежних эрогенных зон, в какой-то мере сохраняются.

Замечания к концепции. Эта концепция до сих пор остается одной из наиболее популярных как среди «образованной публики», так и в сфере научной психологии, что, надо сказать, несколько удивительно. Ведь даже не слишком пристальное внимание к ней показывает узость, если не сказать скудость, принципов, на которых она построена. И напрашиваются следующие критические замечания.

Во-первых, вызывает сомнение, что удовольствие может быть положено в качестве основы всего развития личности. Например, со времен Ницше известно, что человек может выдержать любое «Как», если у него есть «Зачем». Иначе говоря, человек нуждается в смысле своего существования ничуть не меньше, чем в удовольствии, получаемом от жизни. Этот вопрос достаточно исследован В.Франклом, который прямо указывал на ошибочность фрейдовской концепции. Ведь согласно Фрейду в трудных условиях поверхностный слой культуры должен был бы «стереться» с людей, различия между ними, обусловленные разницей в усвоении культуры, уничтожиться, а наружу выступить пресловутое вожделеющее начало. Люди должны были бы превратиться в серую однообразную массу. Однако в условиях фашистского концлагеря все случилось ровно наоборот. Действительно, культурные различия были во многом устранены, однако произошла резкая дифференциация одних людей от других, обусловленная их личным началом. Появились не только злодеи и грешники, но и святые [Франкл. 1990].

Во-вторых, несколько даже смешна мысль о том, что человек получает удовольствие только телесного плана, только через эрогенные зоны. Еще Платон, касаясь проблемы удовольствия отмечал, что оно может быть получено через разные виды деятельности и с помощью разных феноменов (философы-правители от интеллектуальных занятий, стражи-воины от почета, а представители производительного класса от обладания вещами и получения выгоды («сребролюбцы»). М.Полани рассказывает о невероятном восторге, охватившем И.Кеплера после того, как тот открыл свои законы движения небесных тел [Полани. 1985, с.26]. Фрейду непонятна или неизвестна мысль Чингиза, что для мужчины «высшее удовольствие – подавить возмутившегося и победить врага» [см.:Кычанов. 1995, с.19], и для него не существует образ Скупого рыцаря, наслаждающегося накопленными сокровищами. В теоретическом плане Фрейд делает шаг назад по сравнению с Платоном, от которого он, вероятно, заимствовал представление об Ид («вожделеющее начало» Платона), но не попытался включить в теоретическую конструкцию платоновское «яростное начало», вероятно, потому, что ему была неизвестна или непонятна древняя мудрость, что «лишенный гнева» не может «считаться мужчиной» (Махабхарата. 1976, с.261). Вообще же, если речь идет о выборе единого начала или принципа для построения теоретической модели личности, то, едва ли этим принципом может стать удовольствие. Ведь в этом случае человек уподобляется животному. Кроме того, удовольствие всего лишь элемент жизненного процесса. И чтобы «схватить» этот процесс целостным образом, следует, вероятно, исходить из представления о том, что любое живое существо, любой субъект должен, в первую очередь, утвердить себя в мире, как-то реализовать себя в нем, а все остальное – потом.

В-третьих, если коснуться некоторых существенных частностей, то сомнительно и представление о том, что Суперэго – всего лишь результат благополучного разрешения эдипова комплекса (даже если согласиться, что этот комплекс действительно существует). Если мы вспомним, что в стаде животных (в том числе, в стаде высших приматов) вожак нередко берет на себя защиту самок и детенышей, а это связано с самопожертвованием, то логично предположить наличие некоторого «врожденного благородства». Ибо трудно поверить, что некое пра-Суперэго возникло у вожака вследствие разрешения пра-эдипова комплекса у молодого самца. Вообще само слово «благородный» несет в себе именно тот оттенок смысла, что тот человек, к которому оно относится, именно по образу мыслей, по строю души выше, чем большинство. Причем эта «высота духа» – врожденное качество.

Может быть, фрейдистская концепции личности каким-то образом «схватывает» отдельные ущербные аспекты человеческой психики. Но, очевидно, она не может служить отражением нормального развития личности. Вообще достоверность научных данных, на которых основывал Фрейд свою концепцию, сомнительна, поскольку, как утверждают, Фрейд предлагал своим пациентам наркотические вещества [Дельфин. 2000, с5]. В целом же, она вообще неприменима в социологии, поскольку не содержит и намека на личность как на существо, участвующее в деятельностном обмене.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личность в пореформенной ситуации | Личность как интеллектуальное существо. Концепция Ж.Пиаже
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.