Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность как нравственное существо. Концепция Л.Колберга

Если в концепции Фрейда раскрыта по преимуществу способность личности получать удовольствие, а Ж.Пиаже рассматривает формирование способности познавать мир, создавать человеческим разумом идеальные модели мира, то Л.Колберга (вслед за Кантом) интересовало нравственное развитие человека, его способность различать добро и зло и действовать в соответствии с нравственными принципами. По Колбергу, нравственные представления и принципы формируются на основе двух сторон человеческой природы: 1) способности к познанию, и 2) способности к сопереживанию, эмпатии.

В концепции Колберга чувствуется влияние идей Пиаже. В частности, он включает в свою схему развития личности сам принцип когнитивного развития, а кроме того, Колберг использует идею о последовательных стадиях личностного развития. Согласно его концепции, личность проходит стадии нравственного развития, которые сменяют одна другую строго последовательно (подобно стадиям в концепции Пиаже). Правда, Колберг не связывает эти стадии с определенными возрастными периодами (в отличие от Пиаже). Люди вообще могут находиться на разных стадиях нравственного развития. Большинство, вероятно, достигает по крайней мере третьей стадии, но некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Избежание наказания. Эта стадия развития характерна тем, что основным мотивом поведения ребенка является стремление избежать наказания. Собственно человеческого в подобном поведении еще ничего нет.

Получение поощрения. На этой стадии основным мотивом поведения становится стремление получить поощрение. Как и на первой стадии, у ребенка еще отсутствуют представления о хорошем и плохом. Его действия обусловлены психофизиологическими побуждениями.

Завоевание одобрения окружающих. На этой стадии дети начинают интересоваться мнением окружающих о хорошем и плохом. (По-видимому, эту стадию зафиксировал В.Маяковский в своем известном стихотворении: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо, и что такое плохо?»). У людей на этой стадии начинают формироваться собственные представления о хорошем и плохом, но в основном они приспосабливаются к мнению окружающих, стремясь получить социальное одобрение. Вероятно, многие люди на этой стадии своим поведением напоминают флюгер, когда в зависимости от ситуации меняют свои взгляды и убеждения.

Действие по правилам. На этой стадии люди осознают интересы отличные от их собственных, а также усваивают правила поведения в обществе. На этой стадии начинает формироваться нравственное сознание. Люди совершают определенные поступки потому, что считают их «правильными». Вероятно, на этой стадии люди могут попадать в ситуацию, описанную Л.Андреев в рассказе «Правила добра». Поскольку правила поведения направлены на утверждение разных ценностей, а ценности могут вступать в противоречие между собой, то могут вступать в противоречие и правила. Это может побуждать людей к осмыслению возможных противоречий и оценке конкретных ситуаций.

Нравственное сознание, поведение в конкретной ситуации. На этой стадии люди формируют собственные представления о хорошем и плохом и становятся способны учитывать общие принципы поведения в конкретной ситуации, а также осознавать именно свою роль в ней. Например, лгать – нехорошо, но возможна «ложь во спасение», когда «чистая правда» может оскорбить чувства или слишком сильно задеть интересы конкретного человека (врач и смертельно больной). Убивать нельзя, но есть случаи, когда убийство необходимо и заслуживает одобрения.

Собственное этическое чувство. Последняя стадия характерна возникновением у людей универсальных этическим принципов и формированием у них нравственного чувства. На этой стадии люди лишены эгоцентризма. Они предъявляют к себе требования не менее строгие, чем к другим людям и становятся способны чувствовать чужое страдание столь же сильно, как и свое. По Колбергу, лишь отдельные люди (Будда, Христос, Махатма Ганди) способны достичь высшей стадии нравственного развития.

Замечания к концепции. При всем том, что эта концепция затрагивает важные моменты развития личности и в определенной мере отражает его, реальное поведение людей далеко не всегда согласуется с этой концепцией. В частности, мы прекрасно знаем из личного опыта, что человек может действовать противоречивым образом в аналогичных ситуациях (например, платить или не платить за проезд в общественном транспорте – когда в нем нет кондуктора – независимо от своего финансового состояния, а по принципу «хочу» или «не хочу»). Кроме того, способность к сопереживанию часто сильна именно в детском возрасте, а с возрастом, напротив, человек утрачивает ее (в противном случае, ему трудно выжить из-за сильных эмоциональных перегрузок).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личность как интеллектуальное существо. Концепция Ж.Пиаже | Кризис как механизм развития личности: концепция Э.Эриксона
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.