Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность - человек как носитель сознания. Концепция личности К.К.Платонова




Принципиальные положения концепции.

При рассмотрении концепции К.К.Платонова следует учитывать несколько принципиальных положений.

Первое заключается в том, что личность рассматривается им как отражающая система. Это представление о личности, в свою очередь, сформировано с учетом, во первых, ленинского учения об отражении как всеобщем свойством материи, которое по существу родственно с ощущением. Материя обладает свойством создавать отраженное при взаимодействии отражаемого с отражающей системой. Во-вторых, необходимость рассмотрения личности как отражающей системы связана с явной недостаточностью известной формулой бихевиоризма: S – R (стимул-реакция). К.К Платонов, вслед за С.Л.Рубинштейном, ставит между отражаемым и отраженным личность. В результате, процесс отражения описывается не в двухчленной (отражаемое – отраженное), а в трехчленной (отражаемое – отражающая система – отраженное) схеме [Платонов. 1986, с.30-36].

Второе положение состоит в том, что у человека признается наличие двух подструктур первого порядка: организма и личности, «ибо нет ни одного... свойства человека, которое не относилось бы к одной из этих его подструктур или не лежало на их пересечении» [Платонов. 1986, с.56]. Организм человека, представляет собой совокупность телесных, материальных свойств, развившихся из свойств его животных предков в процессе филогенеза. Организм – общая подсистема у человека и животных. Принципиальное же отличие человека от животных состоит в том, что человек имеет другую подсистему – личность, т.е. выступает как носитель сознания [Платонов. 1986, с.56-57]. «Третьей подсистемы, кроме организма и личности, у человека, рассматриваемого как система, нет» [Платонов. 1986, с.57].

Наконец, следует учитывать, что по мысли Платонова основным фактором развития сознания в антропогенезе был труд, причем «не любой труд», а «только коллективный..., нужный обществу. Следовательно, и сознание, а вместе с ним и личность первобытного человека формировались потому, что они были нужны первобытному развивающемуся обществу». В соответствии с этим, «нельзя понять теории личности, не согласовывая ее с теорией деятельности [Платонов. 1986, с.75].

Важнейшие подструктуры личности и их свойства в концепции К.К.Платонова.

К.КПлатонов разработал целую систему, описывающую подструктуры личности и связи между ними. Эта система сведена в таблицу 11, и важнейшие элементы ее представлены ниже.

Таблица 11.

Иерархия основных подструктур личности (по К.К.Платонову).

 

Наименова-ние подструктур Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологическо-го Связь с активностью Виды формирования
Направлен- ность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Через убежде-ния Воспи-тание
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Через волевые навыки Обуче-ние
Особенности психических процессов Воля, чувства, вос-приятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Через волю и эмоции Упраж-нение
Биопсихичес-кие свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет Через особен- ности нерв-ных роцессов Трени-ровка

 

В первой подструктуре личности (направленности) объединены свойства личности, которые К.К.Платонов считает моральными чертами последней. Они не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания. Ее можно назвать социально обусловленной. Она связана с активностью через убеждения.

Во второй подструктуре объединены знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием свойств личности, обусловленных биологически и даже генетически. Ее иногда называют индивидуальной культурой, подготовленностью, но кратко ее лучше называть опытом. Далеко не всегда свойства, входящие в эту подструктуру, психологами рассматриваются как свойства личности. Это обусловлено тем, что, скажем, только начинающий формироваться навык является скорее психическим процессом или состоянием, нежели свойством. Однако устойчивый навык, а тем более умение или привычку, следует считать свойствами личности. С активностью эта подструктура связана через волевые навыки.

В третью подструктуру личности включены индивидуальные особенности психических процессов (или психических функций), которые понимаются как формы отражения, т.е. памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Память является базовым свойством, поскольку все остальные психические функции, если они закреплены памятью, становятся свойствами личности. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре проявляется в том, что все психические процессы, упомянутые здесь, есть результат функционирования мозга и зависят от его состояния. Кроме того, эмоции и ощущения как психические процессы свойственны и животным. Эта подструктура, взаимодействуя с другими тремя, формируется в основном путем упражнения, ее связь с активностью осуществляется через волю и эмоции.

В четвертой подструктуре личности объединены свойства темперамента, а также поло-возрастные характеристики личности, в том числе, ее патологические изменения. Формируются или, точнее, переделываются, черты личности, входящие в эту подструктуру, путем тренировки, если такая переделка вообще возможна. Свойства личности в ней несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния могут их лишь компенсировать и упорядочить. С активностью они связаны силой и подвижностью нервных процессов.

Как считает К.К Платонов, все известные свойства личности можно уложить в эти четыре подструктуры. При этом часть свойств относится только к одной подструктуре, например, убежденность и заинтересованность – к первой, начитанность – ко второй, решительность – к третьей, а возбудимость – к четвертой. Другие свойства лежат на пересечениях подструктур, например, морально-воспитанная воля может пониматься как взаимосвязь первой и третьей подструктур, музыкальность – взаимосвязь третьей, четвертой и обычно второй подструктур. В целом, определенная черта личности, входя в основном в какую-то подструктуру, может иметь какие-то тонкие взаимосвязи со свойствами личности из других подструктур. Например, убежденность, входя в первую подструктуру, включает в себя в качестве элементов волю, знания и навыки [Платонов. 1986, с.137-141].

Взаимодействие структур личности, сознания и деятельности по Платонову.

Структуры личности, сознания и деятельности связаны и взаимодействуют между собой. Следует, однако, учитывать, что структуры этих трех феноменов надо понимать как динамические и функциональные, а не пространственные и морфологические, хотя возможно непроизвольное отождествление их между собой. Кроме того, взаимодействие всех трех структур может проявляться как непосредственное тождество элементов разных структур, так и как их причинно-следственное взаимодействие.

В первом случае, одни и те же психические явления могут быть элементами двух или даже всех трех структур, что может быть показано при рассмотрении таблицы 12.

Таблица 12.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.