Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита детства

Лекция 10

Дети - будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях. В 1998 г. в одной только Ростовской области 255 детей получили социальный статус "дети, оставшиеся без попечения родителей" в результате лишения последних их прав на воспитание. По России этот показатель на 1998 г. составили 42693 ребенка.(1)

Практика, сложившаяся на протяжении многих лет в нашей стране, предлагала следующие варианты устройства судьбы ребенка-сироты: либо помещение в воспитательное учреждение интернатного типа, либо усыновление, либо передача под опеку. В целях гуманизации системы воспитания и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 1988 г. было принято Постановление правительства "О создании детских домов семейного типа".(2) Предполагалось, что создание таких домов усилит государственную помощь детям и обеспечит более полное сочетание общественных, коллективных и семейных форм воспитания. Разработанное годом позже Положение о детских домах семейного типа предложило еще одну форму установления попечительства "приемную семью", или "семейный детских дом".(3)

Согласно этому положению, приемная семья - это отдельная, имеющая своих детей, семья, взявшая на воспитание 5 и более детей, оставшихся без попечения родителей и проживающая в отдельной квартире обычного дома или отдельном доме.(4)

Положение детально рассматривало механизм создания приемной семьи, требования к приемным родителям, оговаривало социальные гарантии и льготы со стороны государства. Предполагалось, что каждая приемная семья будет находиться под пристальным вниманием местных органов власти и отделений Советского детского фонда.

В 1996 г. было принято новое типовое положение "О приемной семье", которое включало в себя принципиально новые положения.(5) Теперь приемная семья образуется на основании договора между органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями. Договор включает в себя срок, на который помещается ребенок в приемную семью, условия его содержания, воспитания, образования, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. В качестве приемной теперь могла выступать семья, не имеющая собственных детей. Общее количество детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Оговаривалось, что родителям-воспитателям и приемному ребенку предоставляется испытательный срок (один год) для построения взаимоотношений и адаптации ребенка в семье. Как и предыдущее, Положение 1996 г. предусматривает выплату ежемесячных денежных средств на воспитание детей и выплату заработной платы родителям-воспитателям.

Конкретный размер оплаты труда родителей-воспитателей, льготы приемной семье устанавливают законы субъектов Российской Федерации. Закон "О установлении льгот и социальных гарантий приемной семье в Ростовской области" определяет оплату труда приемного родителя в размере тарифной ставки воспитателя детского дома не ниже 11 разряда Единой тарифной сетки из расчета 5 детей, принятых на воспитание. За каждого последующего ребенка производится дополнительная оплата в размере 20% от установленной тарифной ставки. Родителям-воспитателям, проживающим в сельской местности, заработная плата повышается на 25%. Для поддержки и развития приемных семей государство поощряет создание ими крестьянских (фермерских) хозяйств и рекомендует местным органам исполнительной власти предоставлять приемным семьям соответствующие льготы. Так уже в упомянутом выше Законе Ростовской области предполагается выделять приемной семье удобный и близко расположенный участок для сада, огорода с освобождением от уплаты земельного налога, предоставление льгот при приобретении домашних животных и кормов, право первоочередного выделения кредита для приобретения техники и сельхозинвентаря.(7)

Рассмотрев существующие нормативные документы о приемной семье, можно сделать вывод, что федеральное положение решает общие вопросы создания приемной семьи. Вопросы материального и жилищного обеспечения перекладываются на плечи органов местного самоуправления, что заранее определяет зависимость благополучия приемной семьи от экономической ситуации в регионе, где она проживает.

На начало 1999 г. в России зарегистрировано 876 приемных семей.8 В среднем, на каждый регион России не более десятка, и они вправе рассчитывать на полноценную финансовую и материальную поддержку со стороны органов местного самоуправления.

Материальные и жилищные проблемы являются далеко не единственными в жизни приемной семьи. В Швеции для усыновления одного ребенка необходимо окончить курсы и получить согласие психологов. В Австрии и Германии, чтобы стать матерью-воспитательницей требуется год практики в детском учреждении и год учебы в материнской школе. В большинстве стран мира лица, не прошедшие специального обучения, не получат лицензии на воспитание чужих детей. В нашей стране к воспитанию детей привлекаются люди, не имеющие специального образования, хотя дети, которых они воспитывают, имеют проблемы в развитии, образовании, различные заболевания. До сих пор не разработана отечественная методика отбора приемных родителей.

Сейчас можно говорить, что сделан первый шаг в этом вопросе, разработана "Программа подготовки приемных родителей".(9) Она имеет три раздела. В первом анализируются особенности и основные характеристики приемной семьи, приемного родителя как профессионального воспитателя. Второй посвящен особенностям развития детей, оставшихся без попечения родителей. Третий раскрывает психолого-педагогические аспекты отношений родителей и детей в приемной семье, пути преодоления трудностей в развитии, воспитании, поведении детей. Программа существует, но кто займется ее осуществлением, какие учреждения будут обучать приемных родителей, не ясно.

Пока же искренность, доброта, терпение людей, взявших на себя нелегкий груз ответственности за воспитание детей с трудными судьбами, дает неплохие результаты. Типичным примером может служить приемная семья Сорокиных, живущая в поселке Рассвет Ростовской области. Из 20 приемных детей более половины имеют II и III группу инвалидности, учатся в коррекционных классах. Благодаря усилиям Сорокиных 6 детей, имеющих до прихода в семью диагноз "олигофрения", учатся в обычной школе. Старшие воспитанники уже закончили школу, профессионально-технические училища, работают и имеют собственные семьи.

Проанализировав нормативно-правовую базу создания и развития приемной семьи, как формы воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующие выводы:
- законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмами реализации;
- вопросы финансирования, обеспеченности жильем, предоставления льгот приемным семьям решаются на уровне субъектов РФ, что тормозит развитие приемных семей, ведь не каждый регион России, в силу экономической нестабильности может гарантировать своевременное финансирование обеспечения приемной семьи. Возможности приемной семьи далеко не исчерпаны и при должном внимании и поддержке приемная семья способна эффективно решать вопросы воспитания детей-сирот.

 

ЛИТЕРАТУРА


1. Положение детей-сирот // Вестник образования, 1999, №8, с.3-7. Постановление Совета Министров СССР "О создании детских домов семейного типа // Правда, 1988, 26 августа.
3. Временное Положение о детских домах семейного типа // Семья, №1, с.10.
4. Там же, с.11.
5. Типовое Положение "О приемной семье" // Российская газета, 1996, 15 августа.
6. Областной закон Ростовской области "Об установлении льгот и социальных гарантий приемной семье в Ростовской области". Ростов/Дон, 1998, с.4.
7. Там же, с.5.
8. Положение детей-сирот // Вестник образования, 1999, №8, с.4.
9. Программа подготовки приемных родителей // Вестник образования, 1999, №8, с.86

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 9. Социально-педагогическое исследование сущность научного исследования | Тема 2: Зарубежная социология в XIX и в первой половине XX века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.