Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Социология в России




 

Цель: изучить особенности становления и развития социологии в России, ведущие научные школы.

План:

1. Особенности становления и развития социологии в России.

2. Социологические идеи П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, М.М. Ковалевского, Н.И. Кареева, Н.Я. Данилевского и др.

3. Развитие российской социологии после 1917 г.

1. В развитии социологии в России выделяются три этапа:

Первый этап – 1860–1890-е годы. Социология возникает в лоне, позитивистской доктрины, под духовным руководством О.Конта. Выходят две работы П.Л.Лаврова: «Механическая теория мира» и «Очерки развития личности», написанные в позитивистском духе. В 1865 г. появляются статьи о Конте и его философии в трёх влиятельных журналах – «Современника», «Русском слове», «Отечественных записках» (статьи В.В.Лесевича, Д.И.Писарева и П.Л.Лаврова). В 1867 г. в книге «Огюст Конт и положительная философия» публикуются работы Г. Льюиса и Дж. Милля о Конте. Рецензию на эту книгу составил Лавров. Первый период характеризуется легитимизацией социологии в России, обозначаются методологические дискуссии о статусе новой науки, появились публикации двух противоположных направлений – объективного и субъективного.

В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют П.Л. Лаврова, Е.В. де Роберти, Н.К. Михайловского, С.Н. Южакова, П.Ф. Лилиенфельда, А.И. Стронина.

На первом этапе социология рассматривалась как высшая наука, опирающаяся на синтез всех научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы. Социология тесно переплеталась с социальной философией, рассматривалась как продолжение последней. В России социология выступила как радикальный социально-политический проект (революционный или реформистский), предлагавший альтернативы политике властных структур. Поэтому в правящих кругах «новая наука» была встречена настороженно. Поскольку рассматривалась в качестве атрибута оппозиционного сознания. Многие социологи в той или иной форме преследовались. Длительное время в стране не было специальных исследовательских учреждений, кафедр, журналов. В 1897 г. вышел первый учебный обзор по социологии на русском языке Н.И. Кареева «Введение в изучение социологии».

Сложился ряд школ и направлений социологических исследований. Среди них: 1) Натуралистическая социология (Н.Я. Данилевский, А.И. Стронин, Л.И. Мечников и др.); 2) Психологические направления (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти и др.) 3) Школа плюралистической социологии (Ковалевский) 4) Историческая социология (В. Ключевский).

Второй этап – 1890–1900 годы. Утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и задачи. Социология всё более положительно принимается в научных и общественных кругах, проникает в академическую среду, её методы начинают широко использоваться в других социальных дисциплинах.

На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. Ведущей социологической школой становится неокантианство (Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий и др.). Утверждается экономический материализм (или марксистская социология), причём в двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов–Ленин) и неортодоксальный, «легальный» марксизм (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.И. Туган – Барановский), весьма близкий с точки зрения методологии к неокантианству. В этот период начинается, хотя и эпизодическое, преподавание социологии.

Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии. Три российских социолога (П.Ф. Лилиенфельд, М.М. Ковалевский и П.А. Сорокин) избирались президентами института. В 1901 г. Ковалевский и де Роберти создали в Париже Русскую высшую школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. В школе преподавали многие ведущие как российские В.Г. Плеханов, Ленин В.И. так и западные социологи (Тард Г.). Однако по требование правительства России в 1905 г. школа была закрыта.

В 1908 г. по личному разрешению Николая II в Петербурге в 1908 г. был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком В.М. Бехтеревым с первой российской социологической кафедрой, которую возглавляли Ковалевский, де Роберти, позднее – Сорокин и К.М. Тахтарев.

Третий этап 10–20е годы ХХ века. Это период когда социология чётко определяет свой предмет – как общую теорию социального.

Ведущей в социологии становится неопозитивистская ориентация (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая). Оформляется христианская социология в русле религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк), не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. В рамках ордоксального марксизма, с одной стороны усиливается политизация социальной теории (В.И. Ульянов–Ленин), с другой, выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов.).

Нарастает процесс институционализации социологии: в 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета, в 1916 г учреждается русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского; в 1917 г. вводится учёная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах: в 1920 году в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А.Сорокиным.

Итогом 3го этапа стала высылка (1922г.) Сорокина, Франка, Струве, Бердяева и других ведущих учёных – обществоведов за пределы страны и полный разгром российской социологической науки. В 20х годах социология была объявлена лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему.

В начале 20-х годов процесс преподавания социологии становится двойственным: с одной стороны, складываются секции, кафедры, факультеты обществоведения, выходят учебники. С другой стороны, опыт преподавания не обобщается, часто преподаватели действовали кустарно. П. Сорокин, заметив это, обратился к властям с предложением создать летние курсы для молодых преподавателей. Но его не поддержали. С конца 20-х годов до начала 60-х термин «социология» употребляется с чрезмерными социологическими нагрузками. Лучшие учебники марксистской социологии (Н. Бухарин, С. Оранский) были насильственно выведены из умственного обихода.

В 1922 г. были высланы из страны (П. Сорокин, С. Франк, С. Булгаков, П. Струве и другие). Другая часть нашла своё место в новой советской науке (Н. Гредескул, Н. Кареев, Е. Тарле). Представители молодого поколения (А. Звоницкая, Т. Райнов, К. Пожитнов, С. Первушин) приняли революцию и многое сделали для развития социологической мысли в СССР. Произошла идеологизация науки.

В 1922 г. после провозглашённого Лениным требования о коммунистическом контроле над содержанием и программами обучения и запрете на преподавание для ряда буржуазных профессоров вследствие их открытой, направленной против советской власти деятельности, к преподавательской работе активно привлекаются первые учёные-марксисты: В. Быстрянский, А. Тюменев, Н. Андреев и другие.

Главным центром развития теоретических исследований в области общественных наук стала основанная в 1918 году Социальная Академия общественных Наук, переименованная в 1924 г. в Коммунистическую Академию (распущена от 7.02.1936 г.).

В 1925 г. при КомАкадемии создаются Общество статистиков-марксистов под руководством М.Н. Фалькнер-Смита и С.Г. Струмилина и Общество историков-марксистов, куда вошли М.Н. Покровский, В.П. Волгин, П.О. Горин, А.М. Панкратова и другие. В 20–30-х годах под эгидой Ком.академии выходил ряд специальных журналов: «Проблемы экономики», «Мировая экономика и мировая политика», «Историк-марксист», «Большевик», «Под знаменем марксизма», «Советское государство», «Вестник Коммунистической Академии».

Нравственная атмосфера, сложившаяся после дискуссий рубежа 20–30-х годов, заставила многих исследователей-обществоведов либо отойти от разработки актуальных проблем развития общества и переключиться на область истории, философии, социологии, логики, занять позицию пассивной обороны, выжидания, либо стать «комментаторами» «непререкаемых истин», изречённых «отцом народов». Были, конечно, учёные, которые пытались отстаивать научный дух марксизма, его творческую суть в анализе социальных процессов, но судьба их в большинстве своём трагична.

Кроме нескольких небольших социологических проектов, реализованных после 1931 года, в Советском Союзе до начала 60-х годов не было ни специальных социсследований, ни учебной дисциплины «социология».

В середине 50-х годов произошло некоторое потепление. Это связано с решениями ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.).

19 июня 1958 года была создана Советская социологическая ассоциация (ССА). Тем самым было выполнено уставное требование для вступления в Международную социологическую ассоциацию основанная в 1949 г.

Создание ССА было воспринято многими учёными как знак официального признания социологии. Начались научно-теоретические споры о допустимости социологии. Спор об отношениях между социологией и истматом тянулся до 80-х годов.

Были возобновлены эмпирические социальные исследования. Предметом этих исследований была социальная структура советского общества, культурно-технический уровень рабочего класса, бюджет времени, социальные проблемы труда, образования, семьи и др. В них принимало участие около 2000 сотрудников высшей школы, исследовательских центров, партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций.

Социологическое исследование порождало специальные области знания, которые в силу значимости практических информационных услуг уже были незаменимы для советской системы и потому не могли более, как в 30-е годы, быть произвольно подавлены.

Однако, несмотря на мелочную идеологическую и административную опеку социология достигла высокой степени институционализации ещё до решения Политбюро ЦК КПСС о её легализации.

Главный социологический центр страны был переименован сначала в «Институт социологических исследований», затем на основе решения Политбюро – в «Институт социологии». Новое имя окончательно подтвердило признание социологии как самостоятельной науки. К концу 60-х – начала 70-х годов успела сложиться очень сильная социологическая школа, которая впоследствие была разгромлена.

К середине 80-х годов социологическая наука была уже с одной стороны, без кадров, а с другой стороны, усилиями Федосеева и др. она по существу стала отождествляться с опросами общественного мнения.

Важной вехой в институционализации социологии стал XXVII съезд КПСС (1986), обративший внимание на необходимость исследования различных проблем социальной сферы. Социология была восстановлена в своих правах.

В 1988 г. вопрос о социологии рассматривается на заседании Политбюро ЦК КПСС.

В МГУ открылось социологическое отделение. В 1990 г. – социологический факультет. В 1992 году во всех вузах России вводится учебная дисциплина «социология». Возникают новые кафедры, факультеты во многих университетах и институтах России. Ныне, наряду с институтом социологии, есть ИСПИ, Независимый институт социальных и национальных проблем, кроме Социса, выходят «Вопросы социологии», «Социология: 4М». – методология, методы, математические модели», с 1994 г. – начал выходить «Социологический журнал».

 

Этапы развития социологии в России (По Исаеву Б.А.):

1 этап. С середины 60х гг. XIX в. до середины первого десятилетия ХХ в.

– Распространение социологических идей, формирование направлений, появление самостоятельных социологических работ.

2 этап.: с сер. Первого десятилетия ХХ в. до середины 20-х гг. ХХ в.

– Институциализация социологии: создание кафедр, отделений, подготовка и чтение курсов лекций, выпуск специализированных изданий, создание социологического общества.

3й этап. С сер. 20-х г.г. до середины 50-х г.г. ХХ в.

Высылка социологов – немарксистов за границу (1922г.), исключение курса социологии из программ университетского образования, закрытие социологического общества (1923г).

4-й этап.: с сер. 50-х гг. до сер. 80-х г.г. ХХ в.

Начало новой институциализации социологии в СССР: создание Советской социологической ассоциации в 1958 г. (АСС), социологических лабораторий в 1968 г. в Москве был образован Институт конкретных социологических исследований АН СССР (ИКСИ) – директор академикА.Румянцев. в 1961 г. в Институте философии А.Н. СССР появился научный сектор исследований новых форм труда и быта (зав. Г. Осипов); тогда же в Ленинградском университете была создана лаборатория социальных исследований (зав. В. Ядов); журнала «Социс» (1974г).

5 этап. с сер. 80-х г.г. – по наст. время.

Становление самостоятельной науки, её окончательная институционализация.

 

2. Евгений Валентинович де Роберти (де Роберти де Кастро де ла Серда, 1843–1915 г.г.). Основые труды: «Социология», «Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии» др. Его работы по теоретической социологии тесно смыкались с работами по социальной психологии и философии.

Социология по Роберти – есть наука абстрактная, изучающая явления особого порядка, отличающиеся от всех других относительно большею сложностью своей и относительно меньшего общностью. Объект и предмет социологии могут быть обозначены только в контексте определения соотношения биологии, социологии и психологии.

В своей психологической социологии Де – Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т.д.

Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность. Де – Роберти пояснял, что психическая деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей.

Основную цель социологии Де Роберти видел в познании «законов психического взаимодействия». Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.

Главная задача социологии по Де Роберти состоит в открытии законов, управляющих возникновением, образованием и постепенным развитием высшей, надорганической или духовной формы мировой энергии. Совокупность продуктов этой духовной энергии составляет культуру, а сама социология определяется здесь как наука о культуре.

В структуре социологии Роберти выделяет следующие уровни: 1) «естественная история общества» т.е. уровень предваряющего социологического обобщения научного анализа совокупности фактов реального психического взаимодействия; 2) «естественная теория общества», вскрывающая законы сложных явлений, в чем и заключается смысл социологического познания.

Ядром социологии Роберти называет нравственность - проявляется в альтруизме, который выражает инстинкт самосохранения общества и представляет собой как бы «индивидуально-психологический эвивалент общественности», становящийся по мере социальной эволюции производителем общественных явлений или общественною силою». Это отношение и есть истинный объект и исходная точка социологии ключевым методом научного познания для Роберти является индукция, метод причинного объяснения. (объяснение фактов).

Таким образом Де Роберти называл социологию опытной наукой об обществе и говорил о необходимости использовать экспериментальный метод в изучении социальных явлений.

Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885). Основными его работами были: «Россия и Европа», «Дарвинизм».

В основе учения Данилевского о мире лежит понятие гармонии, согласованности целого (организма), исток которой в идеальной, духовной «творческой причине», в каком бы образе мы её ни представляли. Общество, по Данилевскому, не представляет собой особой целостности, а есть сумма социальных, или национальных, организмов, устойчивых к изменяющейся среде и развивающихся по собственным имманентным законам.

Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский (европейский). Особое место занимает русский, точнее славянский тип.

Культура по Данилевскому структурируется на четыре разряда: 1) религиозная деятельность; 2) культурная деятельность – включающая отношение человека к внешнему миру в форме науки, искусства и промышленности; 3) политическая деятельность, включающая отношение людей между собой как членов одного народного целого; 4) общественно-экономическая деятельность, включающая отношения людей к условиям пользования предметами внешнего мира.

Данилевский выделяет четыре периода в развитии культурно-исторического типа: 1) этнографический период, складывается национальный характер народа, особый тип его развития.

2) Государственный период – строительство государства.

3) Период собственно цивилизации – обнаруживает себя в самых различных формах культурного творчества, это время растраты накопленного запаса в культуре.

4) Период конца культуры – 2 формы: 1) апатия самодовольства – окостенение, одряхление культуры, когда завет старины считается вечным идеалом для будущего; 2) апатия отчаяния – достижение народом неразрешимых противоречий, осознание ошибочности идеала, отклонение развития от прямого пути.

Таким образом, исторический процесс по Данилевскому осуществляется через самобытные культурно-исторические типы.

Пётр Лаврович Лавров (1823–1900).

Создатель субъективной школы. Система социологии по Лаврову опиралась на трёх «китов» три нации 1) философию 2) историю 3) этику (которая формулирует идеал «справедливого общежития») (которая, при научной постановке исследований обеспечивает обществоведение надёжными фактами).

Свой социологический позитивизм он строил на путях психологического редукционизма. Только психология, особенно социальная, полагал Лавров «может составить исходную точку зрения» социологии.

Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции.

Основную задачу социологии Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. Социология по Лаврову, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. (Солидарность это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений). Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени.

 

Николай Константинович Михайловский (1842–1904).

Михайловский обосновывал концепцию (учение) о двуединой правде: 1) правды-истины и 2) правды-справедливости.

Указывал на две основные стороны субъективного метода в социологии. 1) Этот метод направлен на возможно более полный учёт многообразных помыслов и чувств людей, 2) субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми» Уделял решению проблемы взаимодействия личности и обществе.

Анализировал вопрос о взаимодействии «героев и толпы». Героем называл человека, увлекающего своим примером на хорошее или дурное дело. Толпа – это масса людей способная увлекаться примером, высоко благородным или низким или же нравственно безразличным.

Раскрыл теорию общественного прогресса. (В основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы..).

 

Максим Максимович Ковалевский (1851–1916 г.г.).

В сфере социологии М.Ковалевский – последовательный позитивист, считавший, что научную социологию создал О.Конт. Социология по Ковалевскому – наука об организации и эволюции человеческого общества. Предмет социологии по Ковалевскому – «социальный порядок и прогресс». «Социальный порядок» есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования. Общественный прогресс – это постепенное расширение сферы солидарности и «замирения». Т.е. общество более или менее плавно (эволюционно) переходит от одного своего состояния к другому. Таким же образом, по его мнению, происходит развитию отдельных областей общественной жизни и различных социальных институтов.

Развил историко-сравнительный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. Разделял многие положения биологической и психологической школ в социологии, а также разрабатывал теорию общественного прогресса. Исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции.

 

Н.И.Кареев. (1850–1931 г.г.).

В работе «Основные направления социологии и её современное состояние» Н.И.Кареев указал на две основные стороны социологии: 1) социология выступает как система взглядов и на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу. 2) Она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.

Социология – исходит из определённого мировоззрения, из общей картины общества, которая создаётся социальной философией.

Кареев выделял три основные стороны духовного бытия человека: ум, чувства, волю.

Указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений

Выделил теорию общества. Последнее, в его представлении, выступает как система психических и практических взаимодействий между людьми.

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы:

1. Социология в России. Под ред. В.А.Ядова. – М., 1998.

2. Миненков Г.Я. Введение в истории российской социологии. – М., 2000.

3. КульсееваТ.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

4. Фролов С.С. Социология. – М., 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.